Мэр Сватово Евгений Рыбалко заявил о желании этого населенного пункта, который находится в Луганской области, присоединиться к Харьковщине.

В этом случае Харьковская область может увеличиться на 1700 км² и на 43 000 жителей.



Как пояснил Евгений Рыбалко «Вечернему Харькову», он не видит перспектив развития Луганской области.

— Как развивать Сватово, если пол-области непонятно чем занимается? Как заниматься децентрализацией, как делить коммунальную собственность? — говорит он. — Мы взяли в коммунальное управление сватовский водоканал, потому что абоненты платили за услуги в Луганск, тем самым финансируя терроризм и сепаратизм. Мог я это допустить? Нет! Но предприятие является собственностью области, которой, по большому счету, нет. Денег никто не дает ни на модернизацию, ни на ликвидацию аварийных ситуаций. А я вынужден этим заниматься, чтобы люди были с водой, канализацией. Или построили мы транзитный пункт (зерновые терминалы) на 10 тысяч тонн зерна. Но в Луганскую область (ст. Сватово — граница между Южной и Донецкой железными дорогами) составы сейчас не ходят. Какое же тут развитие? Я думаю о завтрашнем дне, о том, чтобы были реформы, прогресс, чтобы решать проблемы. А как их можно решать, если даже областного совета нет? Все решения принимают военно-гражданские администрации, созданные в 2015 году. Из 44 госпрограмм для органов местного самоуправления Луганской и Донецкой областям в прошлом году было выделено 197 миллионов. Из них в Луганской области использовали только 9,2 миллиона. Все говорят, что страна меняется, а у нас все по-старому. Чего тут ждать? Когда лэнээровцы отрежут кусок до Харьковской области? Я блокпосты строил не для того, чтобы потом отдать непонятно кому. Я же не знаю, что завтра в Минске еще нарешают эти переговорщики. 



Евгений Рыбалко считает, что в Харьковской области у сватовчан появится шанс развиваться. 

— Мы всегда были в Харьковской губернии, пока ее 90 лет назад не раскроили и нас отдали Ворошиловградской области (ныне Луганская — ред). Мы — выходцы из изюмских казаков, у нас даже есть доверительная грамота царя Петра I, — говорит он. — Газ, который добывается у нас, идет на Змиевскую ТЭЦ. Вот и привязывайте нас с трубой к Харьковской области. 

Кроме газа, сватовчанам есть что предложить Харьковщине.

— Сватовская земля — это 10% чернозема Луганской области. У нас самый высокий вал масленичных и зерновых культур. Железная дорога будет работать — будем заниматься переработкой, не хотим быть сырьевым придатком, — говорит мэр.

Он уверен, что присоединение к Харьковщине законодательно возможно.

— Когда стали поднимать тему децентрализации, я как городской голова обращался к соседним громадам с предложением объединиться в одну — Сватовскую. Если мы еще и объединимся с Райгородской громадой, у нас появляется граница с Харьковской областью — Боровским районом. И тогда мы можем обратиться в Харьковский облсовет: возьмите нас в историческое лоно. Правда, для этого нужно и решение Луганского областного совета, а его нет, — признает Евгений Рыбалко.



В Харьковском облсовете о заявлении мэра слышали, но официально этот вопрос еще не обсуждался.

— Я понимаю его логику. Люди обеспокоены своим будущим, стабильностью — из-за ситуации в Донбассе. Но официальных документов по этому поводу в Харьковский областной совет не поступало, — говорит председатель постоянной депутатской комиссии по работе с органами местного самоуправления и административно-территориального устройства Эдуард Юрченко. — Да и не в компетенции облсовета решать этот вопрос. Дело в том, что закон об объединении территориальных громад не подразумевает изменение административно-территориального деления Украины, то есть областей. Законодательно Харьковский областной совет не вправе принимать такие решения. Эти вопросы решаются на уровне Верховной Рады, президента. На сегодняшний день таких прецедентов в Украине нет.

Эдуард Юрченко говорит, что Сватово действительно когда-то входило в состав Купянского совета, и этот район весьма перспективный: там хорошо развито сельское хозяйство. Но в его присоединении сейчас немалую роль играет политика.

— Присоединение территорий Луганской или Донецкой областей к другим регионам может послужить сигналом к тому, что мы как бы отказываемся от временно оккупированых земель. Мы же не рассматриваем часть областей, которые подконтрольны Украине, как что-то отдельное от регионов в целом. И Донецкая и Луганская область, как впрочем, и Крым, — это все Украина. Если мы будем отрезать от них какие-то части, что делать с остальными? Сватово может стать прецедентом для других районов. А что дальше? — говорит Эдуард Юрченко. — Нельзя рассматривать этот вопрос только с точки зрения желания жителей одного района, поскольку может начаться цепная реакция. И к чему она приведет? Эти моменты государство должно четко объяснить.