Контрактная форма службы в армии набирает популярность. С начала года в контрактники подались 57 тысяч украинцев.

Патриотически настроена и молодежь 18–20 лет. Но достаточно ли добытых за время учебки навыков, чтобы воевать в АТО? И знают ли сами ребята, что их ждет на службе?

А если противник пойдет на прорыв?


— Их всех обманули. Наверняка военкоматы обещали им службу в глубоком тылу, а отправили на передовую линию в АТО, — считает волонтер АТО Роман Доник. — Все это ради выполнения планов военкоматов.

По его словам, одна из проблем контрактной службы — то, что в опасную зону присылают малобученных молодых ребят.

— В одну из частей, расположенных в зоне АТО, поступило 24 контрактника. Девятерым из них нет и 20 лет. Пятерым — 18, и они прошли только месяц учебки! — возмущается он.

Роман считает, что месяц — это очень короткий срок для подготовки военного. Чтобы обучить солдата армейским навыкам, нужно как минимум полтора года.

— На передовой перед новобранцами стоят те же задачи, что и перед опытными бойцами. К примеру, если противник пойдет на прорыв — им нужно его остановить. А ведь эти ребята и автомат в руках толком держать не умеют. Они что – присланы служить прикрытием на фронт? — говорит он.

При этом спросить за плохую подготовку солдат, собственно, не с кого.

— Зачастую на бумагах у военкомов все гладко. Все новобранцы отличники по военной подготовке. Со своей дальнейшей воинской службой они ознакомлены и на все согласны, — отмечает Роман.

Срок обучения зависит от военной профессии


По словам Романа Доника, у командиров, к которым прибывает столь юное пополнение, это вызывает негодование и злость на военкоматы. Но с точки зрения закона все чисто. Закон разрешает украинцам от 18 до 60 лет (женщинам до 50 лет) самим решать, идти ли им в контрактники.

— В 92-й бригаде служили несколько очень молодых парней, — подтверждает волонтер благотворительной организации Help Army Татьяна Бедняк. — Так, один полтавчанин пошел в армию добровольцем в 2014 году, когда ему исполнилось 18 лет. Принимал участие в защите ТЭС в городе Счастье Луганской области. Сейчас он подписал контракт и продолжает службу.

— Во время прохождения контрактной службы у ребят есть два пути обучения: в учебных частях или воинских, — поясняет военный комиссар Харьковского областного военного комиссариата Юрий Калгушкин. 

По его словам, молодежь 18–20 лет (это 5% всех призывников) сначала направляется в учебные подразделения Вооруженных сил Украины (в воинские части направляются уже служившие). Новобранцы проходят в среднем около четырех месяцев подготовки.

— Два месяца они проводят в учебных частях, такое же количество времени — в воинских частях, получая военную профессию. Иногда воинская часть, в которой они должны получать выбранную профессию, находится в зоне АТО, — об этом их предупреждают. Но на передовую их сразу не посылают, в части они проходят подготовку, — уверяет он.

Касательно срока подготовки будущих военных однозначного ответа Юрий Калгушкин не дает. Все зависит от профессии, которую новобранцу нужно освоить.

— Водителям категорий С, БТР или стрелку двух месяцев может быть достаточно, — приводит он пример. – В основном, этим специальностям молодежь и обучаем. А вот для работы с зенитной установкой или сложным навигационным комплексом подключаем опытных военных, которые уже проходили службу ранее.

«В АТО едут добровольно»


По словам военкома, на выбор предоставляется и длительность контрактной службы

— Тем, кто не проходил службу ранее, предлагается или три года службы, или служба до окончания особого периода, — уточняет Юрий Калгушкин. — Военнослужащие, призванные по мобилизации и отслужившие 11 месяцев, могут подписать краткосрочный контракт на шесть месяцев.

Что касается истории с новобранцами, которых прислали на передовую через месяц учебы, военком считает, что это единичный случай.

— Были ли нарушения — нужно выяснять, — говорит Юрий Калгушкин.
А пресс-офицер 92-й бригады Олеся Гузун заверяет: в АТО едут только добровольно.

— Военный сам должен изъявить желание поехать на фронт. Если человек чувствует, что он морально или физически к этому не готов — насильно его заставлять воевать никто не вправе, — говорит она.