Гости ВХ

  • 699
  •  / 

Харьковчане не против пересесть на велосипед: видео

Харьковчане не против пересесть на велосипед: видео
Харьковчане не против пересесть на велосипед: видео Гость редакции ВХ Елена Чернышева, руководитель направления устойчивой мобильности общественной организации «Городские реформы».

Нужно учитывать холмистость города


– Елена, здравствуйте. Меня зовут Игорь. Готовы ли харьковчане  пересесть на велосипеды?

– В ходе социологического исследования мы спрашивали людей, пользовались ли они велосипедом? 90% опрошенных сказали, что за сезон ни разу этого не делали. Но на вопрос: «Хотели бы вы ездить на велосипеде по делам, на работу?» – практически все дали положительный ответ. То есть люди готовы, вопрос лишь в том – готов ли город.

– И сколько сегодня велосипедистов в Харькове?

– Точно ответить на этот вопрос сложно. Но если говорить о количестве человек, которые принимают участие в велоднях, – то это от десяти тысяч человек. Если мы говорим о количестве велосипедистов, проезжающих в течение часа среднестатистический перекресток, – то Харьков занял второе место в Украине по этому показателю. Особенно отличился перекресток пр. Науки и ул. Новгородской. Однако, учитывая, что у нас полуторамиллионный город, процентное соотношение к населению не такое уж большое.

– Насколько сегодня Харьков приспособлен к велосипедному транспорту?

– С одной стороны, у Харькова есть большой потенциал: много людей, готовых пересесть на велосипед, у нас есть профессии, для которых не нужны деловые костюмы и высокие каблуки, а также  огромное количество студентов, а молодежь – это двигатель велосипедного движения. Кроме того, у нас есть прекраснейший потенциал для создания системы велопроката: люди, которые приезжают из спальных районов в центр, готовы перемещаться по городу более мобильным видом транспорта – на велосипеде. 

Но, с другой стороны, Харьков – холмистый город, поэтому нужно тщательно подходить к выбору мест. Нужно создавать инфраструктуру, которая будет обеспечивать как безопасность, так и удобство велосипедиста.

В Харькове появятся перехватывающие велопаркинги


– Добрый день. Меня зовут Иванна. Елена, объясните, в чем суть Концепции велосипедного движения и обустройства инфраструктуры Харькова, которая была принята на последней сессии горсовета?

– Первая такая концепция была принята в 2010 году во Львове. После этого во многих городах стали задумываться над этим. По сути концепция – это декларативный документ, который определяет стратегическое развитие, то есть задачи, которые необходимо решить.

Еще год назад активисты общественной организации «Городские реформы» определили задачи по развитию велодвижения в Харькове: встречались с горожанами, велосипедистами, советовались, свели в единый документ и с этим документом пошли в горсовет – поскольку это задача мэрии разрабатывать подобные документы. Полгода согласовывали: что хочет общественность и что готова сделать городская власть. В результате получился документ, который частично удовлетворял потребности общественности.

Что нас удовлетворяет. Во-первых, в концепции предусмотрена разработка программы велодвижения в Харькове. Но, к сожалению, не указано, когда она должна быть разработана и кем. Мы рассчитываем, что депутаты на сессии как раз добавят сюда конкретики.

Также в концепцию внесен пункт о том, что схемы велосипедных маршрутов должны учитываться при реконструкциях улиц. То есть проводится реконструкция улицы – сразу оборудуется и велодорожка, полоса или какой-то другой вид инфраструктуры.

Еще один важный момент – возможность интеграции велосипедного транспорта с другими объектами общественного транспорта, например метрополитеном. С Пролетарской в центр или на Алексеевку ездить на велосипеде сложно, поэтому строятся муниципальные перехватывающие велопаркинги в районе станций метро. Так что, проехав какую часть пути в подземке, человек может выйти на одной из удобных ему станций и пересесть на велосипед. Так, велосипедист, живущий на Северной Салтовке, может доехать до метро Героев Труда, оставить там на оборудованном паркинге (где есть видеонаблюдение или охрана и веломастерская) велосипед и ехать в метро на работу. Это и экономия, и разгрузка транспортной сети Харькова, и возможность комфортно и быстро добираться при небольшом расстоянии.

В Киеве уже установлены такие перехватывающие паркинги, сейчас запускается общественный велопрокат (во Львове он уже действует). Мы надеемся, что Харьков станет третьим –  в концепцию включен соответствующий пункт.

– Сколько может стоить прокат?

– Во Львове – 4-10 гривен в течение дня. Это вопрос договоренности муниципалитета с поставщиком услуг.

Еще один положительный момент – в концепции предусмотрено использование европейских рекомендаций по обустройству велоинфраструктуры, которые не противоречат национальному законодательству. Одной из серьезных проблем в Украине является то, что наши дорожные нормы – ДБНы – не успевают шагать в ногу со временем и не регламентируют большое количество типов инфраструктуры, которые уже используются во всем мире. Например, нет такого понятия, как контрполоса – когда велосипедная полоса, проходящая в рамках проезжей части, разрешается в противоположном автомобильному движению направлении. Это хорошо тем, что велосипедисту можно обеспечить  значительно более безопасный и удобный маршрут, пустив его по улице с односторонним движением. Нашими дорожными нормами этого не предусмотрено, как и многие другие моменты. Так вот концепция дает возможность руководствоваться европейскими рекомендациями, которые имеют высокие требования к безопасности.

В Лесопарке забыли про тротуары


– Здравствуйте. Елена, что бы еще хотелось добавить в концепцию велосипедного движения? Меня зовут Анна. 

– Хотелось, чтобы была более четко прописана схема взаимодействия с общественностью, то есть каким образом мы можем узнавать о планах городской власти. Сейчас узнаем о том, что появляется какая-то велоинфраструктура, когда уже первая лопата в земле. Например, велосипедисты согласны: велодорожка вдоль Лесопарка – это хорошо, но мы бы хотели начать с другого места. Поэтому хочется, чтобы приоритетность создания инфраструктуры согласовывалась с велосипедным сообществом. А механизмы этого сотрудничества в концепции, к сожалению, не представлены.

– Елена, здравствуйте. Михаил беспокоит. По велодорожке в Лесопарке пешеходы гуляют как по тротуару. Можно ли каким-то образом убедить людей не совершать там прогулок?

– А что, собственно, сделано для этих жителей, чтобы они могли где-то гулять? Тротуаров, по которым бы они с удовольствием ходили, к сожалению, там не обустроено. Так что давайте не будем обижать пешеходов – они имеют право ходить по велодорожке. Это как раз вопрос качественной инфраструктуры: когда на этапе строительства надо было одновременно создать и велодорожки, и тротуары. Сейчас же построить там пешеходные дорожки значительно дороже, поскольку нужно заказывать новый проект. Поэтому и говорим: мы готовы к диалогу с властями, готовы находить иностранных специалистов, которые будут предлагать какие-то решения, чтобы избежать ошибок. Собственно, для этого и разрабатывалась концепция.

Официальная схема маршрутов еще не разработана


– Добрый день, Елена. Меня зовут Мария. Я знаю, что общественные активисты составили карту веломаршрутов. Как их выбирали и вошли ли они в концепцию велодвижения в Харькове? 

– Веломаршруты, которые были разработаны нашими специалистами и согласованы с местными жителями,  в концепцию  не вошли. В документе говорится, что нужно разработать окончательную схему веломаршрутов.  

Осенью 2014 года мы провели первый ворк-шоп, на который пригласили специалистов из Киева и Львова, которые уже успешно внедряют велодвижение в своих городах. Проводился анализ улично-дорожной сети города и была разработана первая схема веломаршрутов в центре города. Мы ее передали заместителю мэра по вопросам инфраструктуры.

После чего начали работать над созданием схемы для всего города. Сначала  наносили на карту центр тяготения – откуда и куда едут в зависимости от плотности застройки, количества населения в этих районах. Находили кратчайшие расстояния между этими пунктами, затем выбирали между конкретными улицами.  Произведена оценка этих улиц – какая более приспособлена для велосипедистов. В конце концов, нанесли эту схему на карту города –  она представлялась на различных велосипедных мероприятиях и в разных районах Харькова. Люди подходили и вносили свои коррективы. Итоговый вариант мы передали в Департамент архитектуры и готовы совместно дорабатывать – со сроками, размерами финансирования и т. д.

– А как вы считаете,  будут ли востребованы в Харькове туристический, рекреационный и шопинг-маршруты?

– Безусловно, они должны появиться.

Туристический маршрут, как правило, предполагает более долгие поездки. Например, есть турмаршрут «Евровело», который проходит через страны Европы. Часто она проходит мимо каких-то рек, лесов, интересных мест, достопримечательностей.

Рекреационной же инфраструктурой пользуются непосредственно жители этого города. Например, та же дорожка вдоль Белгородского шоссе – гораздо более рекреационная, нежели транспортная. Потому что не соединена ни с какой другой инфраструктурой города и предполагает, что велосипедист должен туда каким-то образом попасть, там поездить, и каким-то образом оттуда исчезнуть. 

Мы считаем, что строительство велосипедной инфраструктуры Харькова должно начинаться с маршрутов городского значения, потому что харьковчане должны иметь возможность перемещаться между районами города. Но если подходить к этому вопросу комплексно, то маршруты могут выполнять и транспортную функцию, и рекреационную. Например, харьковские архитекторы разработали прекрасный проект «Другой путь». С одной стороны, это рекреационный маршрут, по ходу следования которого предполагается установка лавочек, оборудование мест для пикников. С другой стороны – он соединяет Салтовку с центром города, то есть выполняет транспортную функцию.

В концепции, кстати, есть предложение по рекреационным маршрутам. По туристическим – мы пока не ставили такой задачи.

– А где, по вашему мнению, должны появиться велопарковки?

– За последние годы значительно выросло количество велопарковок возле магазинов, кафе. В идеале они должны быть возле каждого учреждения, в частности – мэрии. В долгосрочной перспективе – и в спальных районах, чтобы человек не тащил на себе велик на третий этаж, а спокойно мог оставить его на велостоянке. Ведь это такой же полноценный вид транспорта, как и любой другой, – только намного более мобильный и компактный. 

Вместо парковки – живой уголок


– Елена, добрый день. Меня зовут Анатолий. Слышал о вашей инициативе вернуть троллейбус на Сумскую. Зачем?

– Наша общественная организация занимается вопросом: что нужно, чтобы в Харькове была чистая экология, устойчивое развитие и комфорт для горожан. Это предполагает использование экологического транспорта. Ученые, которые проводили исследование в нашем городе, пришли к выводу, что дети и подростки, проживающие в центре (где нет промышленных предприятий),  болеют значительно чаще, нежели те, которые на окраинах. То есть   уровень выброса вредных веществ от автотранспорта выше, чем от заводов, несмотря на то, что Харьков – крупный промышленный центр.

Поэтому мы считаем, что центральная часть города частично должна стать пешеходной, а из транспорта там должны использоваться только трамваи, троллейбусы и велосипеды. Из автотранспорта нужно разрешить проезд скорой и аварийным службам. Поэтому мы и ратуем за возвращение троллейбуса – экологического электротранспорта – на Сумскую.

– Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Елена, вы не поднимали вопрос о том, чтобы освободить гордость нашего города – площадь Свободы от огромной автопарковки?

– Пока нет, но обязательно займемся и этой проблемой. Поначалу мы установили нашим приоритетом пешеходную и велоструктуру. Сейчас постепенно начинаем переключаться на общественный транспорт, парковки. Думаю, это будет нашей задачей следующих лет. И мы будем очень рады, если жители Харькова будут нам в этом помогать, подписывая наши петиции.

В рамках европейской недели мобильности мы сделали ряд проектов, особенно образовательных – для населения. Например, проводили ярмарку городских проектов, на которой рассказывали в том числе и о том, почему общественный транспорт более эффективный, чем автомобильный, что такое парклеты (такую зону мы оборудовали на Пушкинской: обустроили места для десяти человек на одном парковочном месте, посадили там цветы, деревья, установили диваны, принесли кофе, плюшки и в течение дня желающие могли там читать книги, обсуждать, делиться впечатлениями). Таким образом мы хотели показать, что это место можно использовать по-другому, а не только под автомобиль. Было очень интересно наблюдать реакцию водителей.

Личное дело
Елена Чернышева родилась в Харькове. Окончила гимназию «Очаг».
Высшее образование получила в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете.  Училась в Clemson University (США). Работала в AIESEC (международная молодежная организация, которая предоставляет возможность молодежи развивать лидерские и профессиональные качества) и в Ассоциации велосипедистов в Киеве.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей6 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2796.16 грн
100 USD 2612.75 грн
10 RUB 4.0873 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи