Гость редакции ВХ — литературовед, литературный критик, голова литературоведческой секции Харьковского историко-филологического общества, заместитель директора по научной работе Харьковского литературного музея Татьяна Трофименко.

В литмузее можно расположиться на диване Тычины


— Добрый день, Татьяна Михайловна? Меня зовут Светлана. Скажите, пожалуйста, с какими знаковыми писателями, поэтами и драматургами связана история нашего города и региона?

— В первую очередь, в культуру Слобожанщины неоценимый вклад внес Григорий Сковорода, очень много сделал для развития культуры и литературы города выдающийся харьковчанин Григорий Квитка-Основьяненко. А в 1820–1840 годы в нашем городе существовала школа харьковских молодых поэтов-романтиков — профессоров и студентов Харьковского университета, в котором преподавал писатель Петр Гулак-Артемовский. Позднее, когда в результате политических событий начала ХХ века Харьков стал столицей советской Украины, в город стекались талантливые литераторы — все, кто хотел создать новую украинскую культуру. В 30-е годы ХХ века харьковская культура пережила трагический период Красного ренессанса, или Расстрелянного Возрождения, представленного именами Николая Хвылевого, Владимира Сосюры, Павла Тычины, Николая Кулиша, Ивана Днепровского. Все эти фигуры создали неповторимый колорит города, который мы ощущаем и сегодня, активно исследуем, стараясь вернуть страницы культурной истории харьковчанам.

В более поздние периоды с Харьковом связаны имена Олеся Гончара, ушедшего на фронт прямо из Харьковского университета, Игоря Муратова, Роберта Третьякова, одного из самых знаковых представителей харьковской литературы Бориса Чичибабина. Известны писатели и поэты более поздней генерации Анатолий Перерва, Виктор Бойко, Ирина Мироненко, Иван Перепеляк. Среди современных представителей литературы — Сергей Жадан, которого уже знают во всем мире, творческая молодежь, которая сейчас работает в литературе.

— Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Вам звонит Владимир. Интересно, какими экспонатами может похвастать литературный музей?

— В нашем музее большинство экспонатов — это книги, журналы, фотографии писателей, их личные вещи. Вообще же коллекция музея сложилась благодаря не очень известному на сегодня писателю и драматургу Расстрелянного возрождения Ивану Днепровскому. Он приехал в Харьков в начале 1920-х годов, позже вместе с другими писателями поселился в Доме «Слово», тесно общался с Николаем Хвылевым, Николаем Кулишем, Остапом Вишней. После смерти Ивана Днепровского — он умер от туберкулеза в самом начале репрессий против украинских деятелей искусства — его вдова Мария Пилинская сохраняла его архив даже во время оккупации Харькова. Она сложила рукописи Ивана Днепровского в чемодан (вложив в него записку с просьбой в случае ее смерти сохранить материалы) и вместе с ним спускалась в бомбоубежище во время бомбежек.

Когда в 1988 году был создан наш музей, ее потомки передали нам то, что удалось сохранить на протяжении десятилетий: рукописи Ивана Днепровского, его переписку с деятелями культуры того времени, фотографии, личные вещи. Вместе с вещами Ивана Днепровского в музей попал легендарный диван, который стал визиткой Харьковского литературного музея. Он стоял в квартире Ивана Днепровского в Доме «Слово». Мы назвали его диваном Тычины, поскольку писатели активно общались, и на этом диване наверняка сидели не только Иван Днепровский, но и Павло Тычина, Остап Вишня, Владимир Сосюра, Николай Кулиш и другие литературные деятели 1920–1930-х годов. Этот диван стал воплощением традиции в украинской литературе от Павла Тычины до Сергея Жадана. Теперь посетители в зале, посвященном современной украинской литературе, могут посидеть на диване Павла Тычины, сделать фото на память.

— Обычно в музеях запрещают сидеть на экспозиционной мебели.

— Мы ее не портим — диван служит для удачных фото. К слову, недавно потомки передали музею пенсне Павла Тычины, и на интерактивных мероприятиях мы разрешаем гостям музея очень осторожно, надев перчатки, взять его в руки.

Школьников научили прятать запрещенную микропленку


— Добрый день, Татьяна Михайловна. Меня зовут Оксана. Скажите, есть ли среди экспонатов музея редкие и уникальные?

— У нас есть несколько писем и паспорт режиссера Леся Курбаса, а когда мы готовились к выставке, посвященной его юбилею, харьковчане подарили музею альбом, который хранился под половицами в одной из харьковских квартир. Как оказалось, в ней жила актриса Мария Недогарко (известная под псевдонимом Травинская), которая в свое время работала с Лесем Курбасом. В этом фотоальбоме немало интересных документов, рассказывающих о деятельности режиссера и «Березоля».

— А какие еще экспонаты у вас хранятся?

— В музее есть свидетельства и других исторических периодов. Например, связанные с украинскими шестидесятниками и диссидентами. У нас была выставка «Палимпсесты», посвященная этим фигурам и событиям, после которой в фондах осталось много экспонатов. Поскольку выставка была построена на интерактиве, школьники и студенты могли попробовать перепрятать самиздат так, как это делали диссиденты: спрятать микропленки или тексты с рукописями в коробку из-под конфет или торта — часто таким способом запрещенные материалы диссиденты переправляли через границу. Кроме того, у нас представлена современная литература.

Что спрятано в торбе у философа?


— Татьяна Михайловна, добрый день. Меня зовут Наталья. Скажите, пожалуйста, какие постоянные экспозиции действуют в музее?

— На сегодняшний день в музее работает постоянная выставка «Григорий Сковороды: путешествие за счастьем». С философскими мировоззрениями Григория Сковороды также можно ознакомиться в интерактивной форме, причем мы не ограничиваемся только изучением его наследия, но знакомим и с мировоззрением других философов. Одна из интерактивных программ называется «Философское торбознавство»: специально к этой программе созданы торбы, в которых лежат разные предметы. Наши посетители должны извлечь предмет и догадаться, какому философу может принадлежать торба, и какую философскую школу он представляет (святые отцы церкви, гностики, мистики, алхимики, масоны, орфики, пифагорейцы, последователи Сократа и Платона).

— Честно говоря, даже не представляю, как удается заинтересовать философией Сковороды школьников.

— Я безмерно восхищаюсь работой наших сотрудников — им это удается. Казалось бы, насколько далека от детей история философии и религии, тем не менее, школьников и студентов удается заинтересовать настолько, что они с удовольствием ищут цитаты, объясняют философские предметы, рассматривают копии ведомостей, в которых Григорий Сковорода ставил оценки студентам Харьковского коллегиума, и в дальнейшем проявляют интерес к этой теме.

— Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Вам звонит Ирина. Меня интересует, какие идеи и проекты литературного музея оказались самыми популярными у харьковчан? Не просили ли повторить их на бис?

— Один из самых успешных проектов за последнее время — «Кофейня Пока», посвященный 1920-м годам в литературе. Были случаи, когда люди, которые не смогли посетить одну из ежемесячных встреч, просили ее повторить, чтобы попасть за кулисы «Березоля», на китайскую чайную церемонию или пройти охотничий квест (многие писатели были заядлыми охотниками).
 

Дети могут принять участие в вертепе


— Татьяна Михайловна, добрый день. Вам звонит Ирина Алексеевна. А есть ли у вас программы для детей?

— У нас открыт развлекательно-образовательный центр «Книга», ориентированный больше на детей, на семейное посещение с постоянным обновлением экспозиции. Здесь проводятся образовательные интерактивные программы, перечень которых самый разнообразный. Мы не ориентируемся только на украинскую литературу: говорим и о «Маленьком принце», и об «Алисе в Стране чудес», и даже о новейших достижениях науки и техники. Программы рассчитаны на детей от 6 лет и до подросткового возраста. Они интересны и родителям, и детям. К слову, приближаются новогодние праздники, и в праздничные дни у нас ежегодно проводятся мастер-классы для детей по изготовлению «пауков» (традиционное украинское украшение для дома из соломы), дети могут принять участие в вертепе, научиться петь колядки.

— А верно ли, что в центре «Книга» можно отмечать дни рождения?

— Верно. Мне кажется, это очень удачная альтернатива традиционному проведению дня рождения. Такие дни рождения тоже проходят с угощениями (чай, конфеты, торт) но главное в них — литературный компонент. Мы предлагаем интересные программы с заданиями, связанными с литературой и культурой, квесты, игры, и несколько наших постоянных посетителей уже отметили в музее свой праздник.

— А как можно узнать, какие события проходят в «Книге»?

— Любую программу нужно заказать заранее, поскольку она требует предварительной подготовки — подбора слайдов, предметов, которые будут использоваться. К сожалению, сайт музея еще только создается, но у нас есть страницы в соцсетях, где указан телефон музея. Каждую последнюю субботу месяца мы проводим «Выходные в литмузее», и на нашей страничке в соцсетях можно увидеть заявленную тему. Работаем над тем, чтобы создать отдельную комнату для квестов.

Чтение не должно быть тяжелой повинностью


— Добрый день, Татьяна Михайловна. Меня зовут Алла Николаевна. Насколько охотно дети интересуются литературой?

— Современных детей очень сложно заставить читать. Как правило, чтение ассоциируется у ребенка с перечнем книжек, которые ему задали прочитать за лето. Ребенку это не интересно, и он старается всячески этого избежать. Нередко в музей приходит ребенок со скукой на лице и ожиданием, что сейчас начнется что-то безмерно нудное о литературе. Но когда он включается в интерактивную программу, выполняет задания и становится полноценным участником процесса, в конце занятия у него горят глаза — значит, мы его заинтересовали.

— А что бы вы посоветовали родителям, как заинтересовать детей чтением?
— Чтение не должно быть для ребенка отработкой тяжелой повинности. Не нужно оставлять детей наедине с книжкой — стоит обсуждать с ними прочитанное, проводить аналогии с современностью, мотивировать тем, насколько эта книжка будет необходима в жизни. Ребенок должен получать от чтения «полезное удовольствие», которое позднее поможет ему стать более интеллектуальным, интересным для тех, кто его окружает. 

Музей принимает гостей в саду


— Добрый день, Татьяна Михайловна? Меня зовут Сергей Александрович. Интересно, а как музею удается помещаться и устраивать мероприятия в таком крошечном здании?

— Учитывая маленькое помещение, в котором размещается музей, мы очень ориентированы на общение за его пределами. В теплое время года мы активно используем наш сад — проводим там музыкальные и литературные мероприятия, поэтические чтения и даже устраиваем кинопоказы, но это все равно не позволяет сделать музей настолько заметным в Харькове, как нам бы этого хотелось. Поэтому мы ориентируемся на работу с другими учреждениями города. Нынешним летом наши сотрудницы приняли участие в несколько экстремальном путешествии — масштабном фестивале «Из Украины в Украину», который проводился на востоке страны на близких к зоне АТО территориях. Программы для детей и взрослых, посвященные литературе, прошли там на ура. Образ музея как учреждения, где за стеклянными витринами пылятся скелеты мамонтов, довольно стойкий в общественном сознании, и очень тяжело сломать эту традицию и предложить другой образ — креативного музея. Мы хотим, чтобы наш музей стал площадкой для общения, совместного творчества.


Личное дело
Татьяна Михайловна Трофименко родилась 2 сентября 1978 года в городе Лубны Полтавской области. В 2000 году окончила филологический факультет ХНУ им. В.Н. Каразина, в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «украинская литература». С 2001 года работает в Харьковском литературном музее, с 2012 — заместитель директора по научной работе.