Харьков

  • 762
  •  / 

Соль на дорогах — есть ли альтернатива?

фото: Илья Пшеничный

Соль на дорогах — есть ли альтернатива?
Соль на дорогах — есть ли альтернатива? Многие в Харькове против того, чтобы дороги города посыпали песчано-солевой смесью. Поскольку такое противогололедное средство губит экологию, приводит в негодность обувь и портит автомобили.
Есть ли альтернатива – выяснял «Вечерний Харьков».

Харьковские дорожники рапортуют: уже заготовили  28 тысяч тонн песка для посыпания дорог – полный объем, необходимый на зиму. Налажена и поставка соли.

– Пошли понемногу вагоны. Сегодня три вагона разгружаем. Плюс каждый день самосвалами везут соль из карьера предприятия «Артемсоль». Это обычная соль, которая употребляется в пищу, только с антислеживателем, чтобы в процессе хранения она не превращалась в камень, – рассказал замдиректора по эксплуатации КП «Дорремстрой» Виталий Левин. – К ближайшим снегопадам мы готовы, и поставки будут продолжаться. Как правило, 60% мы заготавливаем, а остальное в течение зимы нам подвозят.

Однако харьковчане просят не посыпать солью дороги и тротуары зимой – соответствующая петиция зарегистрирована на сайте горсовета.

– Происходит насыщение почвы солью, что приводит к уничтожению самой почвы и флоры. У граждан в результате посыпания солью происходит более быстрый износ обуви,  в автомобилях – усиленная коррозия металлических деталей и износ покрышек. Соответственно, коммунальные службы должны активно убирать снег на дорогах и тротуарах вовремя, не допуская превращения его в лед, – считает автор петиции Александр Храбан.

Экологи подтверждают: песчано-солевая смесь действительно небезопасна.

– Значительная часть соли попадает на газоны и в почву, в результате меняется ее водно-солевой режим, что приводит к ухудшению роста растений. По нормативам после таких посыпаний необходимо промывать почву от соли под деревьями, зелеными насаждениями вдоль дорог. Но эти нормативы у нас не соблюдаются. Реальный ущерб оценить сложно из-за отсутствия статистики, – говорит эколог Олег Перегон. – Мало того – от солевой смеси страдают и животные. Например, голуби. Когда в их организм попадают ударные дозы соли, они могут заболеть и даже умереть. Кроме того – небезопасен и второй компонент противогололедной смеси – песок,  который остается на дорогах и тротуарах и засоряет ливневую канализацию.

После ежедневных контактов с песчано-солевой смесью быстро приходит в негодность и зимняя обувь.

– Вы наверняка замечали на сапогах или ботинках белые разводы, – говорит обувной мастер Николай. – От воздействия соли кожа становится грубой, блеклой, быстро трескается. Недолговечной становится и подошва. А для замши соль – вообще первый враг. Неудивительно, если ваши сапоги превращаются в развалины за один сезон. Я бы посоветовал обязательно чистить обувь после каждого возвращения с улицы, просушивать и обрабатывать специальными аэрозолями.

А перспектива ржавого кузова не радует автомобилистов.

– Песчинки выбивают краску на кузове, соль попадает в поврежденные места и разъедает металл, – говорит автослесарь одного из харьковских СТО Игорь Гурамов. – Причем полностью ликвидировать угрозу коррозии от дорожных смесей практически невозможно, можно лишь минимизировать – с помощью оцинковки кузова, обработки антикоррозионными материалами. Но со временем соль проедает даже оцинкованные участки.

По словам замдиректора по эксплуатации КП «Дорремстрой» Виталия Левина, сегодня в Харькове кроме песка и соли больше ничего не используют. 

– В прошлом году представители некоторых фирм предлагали другой состав. Но это был российский производитель, да и цена немаленькая, а объемы у нас огромные – до 15 тысяч тонн. Поэтому кроме песка и соли мы больше ничего не рассматриваем, тем более это природные компоненты, – говорит Виталий Левин. – Коллеги из облавтодора частично используют отсев гранитного щебня. В Харькове мы  пробовали его использовать на спусках и подъемах в гололед. Но этот отсев быстро смывается водой, к тому же это дорого.

По словам доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ХНАДУ Валерия Жданюка,  альтернатива песчано-солевой смеси есть, но это тоже... соль.

– Во всем мире, где есть осадки в виде снега, в гололед применяют хлориды. У наc используется хлорид натрия, а может применяться еще и хлорид кальция, хлорид магния. Но все это – соли, которые тоже будут оставлять белые разводы на обуви, разъедать автомобили и влиять на растения. Есть фирмы, которые готовят специальные солевые составы, добавляя туда ингибиторы коррозии. Но это дороже, – говорит Валерий Жданюк. – В некоторых европейских странах используют солевые растворы. В Германии, например, вдоль автобанов по разделительной полосе идут трубы с форсунками, распыляя солевой раствор, который потом разносится машинами по проезжей части. Таким образом, происходит таяние и не образуется ледяная корка. А в некоторых городах утрамбованный на дорогах снег посыпают мелкой фракцией (2,5-3 мм) минеральных материалов, например гранитной крошкой. Когда снег тает, ее убирают пылесосами.

Как еще борются со льдом?
В Финляндии дороги зимой посыпают гранитной крошкой. Весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы. Также делают и в Эстонии. В Швеции сыплют горячую гранитную крошку. Она быстро вмерзает в снег, создавая шероховатое дорожное покрытие. В Норвегии под пешеходными дорожками и автомагистралями проложены тепловые сети, из-за чего снег тает. Практикуют норвежцы еще один способ: смешивают песок с водой, нагретой до 95оC. Образуется корка, похожая на наждачную бумагу. В некоторых городах Европы в асфальт добавляют специальный компонент, предотвращающий образование льда.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей4 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.037 грн
100 USD 2589.87 грн
100 EUR 2756.14 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи