Многие в Харькове против того, чтобы дороги города посыпали песчано-солевой смесью. Поскольку такое противогололедное средство губит экологию, приводит в негодность обувь и портит автомобили.

Есть ли альтернатива – выяснял «Вечерний Харьков».

Харьковские дорожники рапортуют: уже заготовили  28 тысяч тонн песка для посыпания дорог – полный объем, необходимый на зиму. Налажена и поставка соли.

– Пошли понемногу вагоны. Сегодня три вагона разгружаем. Плюс каждый день самосвалами везут соль из карьера предприятия «Артемсоль». Это обычная соль, которая употребляется в пищу, только с антислеживателем, чтобы в процессе хранения она не превращалась в камень, – рассказал замдиректора по эксплуатации КП «Дорремстрой» Виталий Левин. – К ближайшим снегопадам мы готовы, и поставки будут продолжаться. Как правило, 60% мы заготавливаем, а остальное в течение зимы нам подвозят.

Однако харьковчане просят не посыпать солью дороги и тротуары зимой – соответствующая петиция зарегистрирована на сайте горсовета.

– Происходит насыщение почвы солью, что приводит к уничтожению самой почвы и флоры. У граждан в результате посыпания солью происходит более быстрый износ обуви,  в автомобилях – усиленная коррозия металлических деталей и износ покрышек. Соответственно, коммунальные службы должны активно убирать снег на дорогах и тротуарах вовремя, не допуская превращения его в лед, – считает автор петиции Александр Храбан.

Экологи подтверждают: песчано-солевая смесь действительно небезопасна.

– Значительная часть соли попадает на газоны и в почву, в результате меняется ее водно-солевой режим, что приводит к ухудшению роста растений. По нормативам после таких посыпаний необходимо промывать почву от соли под деревьями, зелеными насаждениями вдоль дорог. Но эти нормативы у нас не соблюдаются. Реальный ущерб оценить сложно из-за отсутствия статистики, – говорит эколог Олег Перегон. – Мало того – от солевой смеси страдают и животные. Например, голуби. Когда в их организм попадают ударные дозы соли, они могут заболеть и даже умереть. Кроме того – небезопасен и второй компонент противогололедной смеси – песок,  который остается на дорогах и тротуарах и засоряет ливневую канализацию.

После ежедневных контактов с песчано-солевой смесью быстро приходит в негодность и зимняя обувь.

– Вы наверняка замечали на сапогах или ботинках белые разводы, – говорит обувной мастер Николай. – От воздействия соли кожа становится грубой, блеклой, быстро трескается. Недолговечной становится и подошва. А для замши соль – вообще первый враг. Неудивительно, если ваши сапоги превращаются в развалины за один сезон. Я бы посоветовал обязательно чистить обувь после каждого возвращения с улицы, просушивать и обрабатывать специальными аэрозолями.

А перспектива ржавого кузова не радует автомобилистов.

– Песчинки выбивают краску на кузове, соль попадает в поврежденные места и разъедает металл, – говорит автослесарь одного из харьковских СТО Игорь Гурамов. – Причем полностью ликвидировать угрозу коррозии от дорожных смесей практически невозможно, можно лишь минимизировать – с помощью оцинковки кузова, обработки антикоррозионными материалами. Но со временем соль проедает даже оцинкованные участки.

По словам замдиректора по эксплуатации КП «Дорремстрой» Виталия Левина, сегодня в Харькове кроме песка и соли больше ничего не используют. 

– В прошлом году представители некоторых фирм предлагали другой состав. Но это был российский производитель, да и цена немаленькая, а объемы у нас огромные – до 15 тысяч тонн. Поэтому кроме песка и соли мы больше ничего не рассматриваем, тем более это природные компоненты, – говорит Виталий Левин. – Коллеги из облавтодора частично используют отсев гранитного щебня. В Харькове мы  пробовали его использовать на спусках и подъемах в гололед. Но этот отсев быстро смывается водой, к тому же это дорого.

По словам доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ХНАДУ Валерия Жданюка,  альтернатива песчано-солевой смеси есть, но это тоже... соль.

– Во всем мире, где есть осадки в виде снега, в гололед применяют хлориды. У наc используется хлорид натрия, а может применяться еще и хлорид кальция, хлорид магния. Но все это – соли, которые тоже будут оставлять белые разводы на обуви, разъедать автомобили и влиять на растения. Есть фирмы, которые готовят специальные солевые составы, добавляя туда ингибиторы коррозии. Но это дороже, – говорит Валерий Жданюк. – В некоторых европейских странах используют солевые растворы. В Германии, например, вдоль автобанов по разделительной полосе идут трубы с форсунками, распыляя солевой раствор, который потом разносится машинами по проезжей части. Таким образом, происходит таяние и не образуется ледяная корка. А в некоторых городах утрамбованный на дорогах снег посыпают мелкой фракцией (2,5-3 мм) минеральных материалов, например гранитной крошкой. Когда снег тает, ее убирают пылесосами.

Как еще борются со льдом?
В Финляндии дороги зимой посыпают гранитной крошкой. Весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы. Также делают и в Эстонии. В Швеции сыплют горячую гранитную крошку. Она быстро вмерзает в снег, создавая шероховатое дорожное покрытие. В Норвегии под пешеходными дорожками и автомагистралями проложены тепловые сети, из-за чего снег тает. Практикуют норвежцы еще один способ: смешивают песок с водой, нагретой до 95оC. Образуется корка, похожая на наждачную бумагу. В некоторых городах Европы в асфальт добавляют специальный компонент, предотвращающий образование льда.