Художник Вагрич Бахчанян эмигрировал в США в 1970-е годы, но всю жизнь обожал Харьков.

Теперь он вернулся в родной город своими многочисленными работами — коллажами, рисунками и дневниками. Харьковская муниципальная галерея начала проект «Вагрич Бахчанян — художник слова. Проект-реставрация». Эпиграфом к проекту станет знаменитая фраза Вагрича: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».

— Вагрич Акопович родился в Харькове в 1938 году, — рассказывает директор Харьковской муниципальной галереи Татьяна Тумасьян. — В 1957 году поступил в Харьковскую студию декоративного искусства, которую вел художник Алексей Щеглов. Занятия там проводили Василий Ермилов и Борис Косарев. Вагрич Бахчанян дружил с Василием Ермиловым. После студии он работал художником-оформителем — оформлял красные уголки на харьковских заводах, последним перед его отъездом в США был завод «Поршень».

Встал квартирный вопрос


Бахчанян, по словам Татьяны Тумасьян, подружился со студентом из Франции, который учился в харьковском университете, и тот дал ему журналы по современному искусству. Вагрич выписал из журнала адреса французских галерей и послал свои работы.

— Письма дошли, работы галеристам понравились, их презентовали в групповой выставке и предложили прислать еще, чтобы сделать во Франции персональную выставку, — продолжает директор галереи. — Вагрич радостно собрал свои работы и отправил их по почте, но в КГБ уже все поняли и письма не выпустили за границу. В газете «Красное знамя» вышла статья «В погоне за поклонниками», в которой Вагрича обсмеяли, а в парткоме завода «Поршень» устроили образцово-показательное собрание, выставив его коллажи — формалистические и совершенно не в духе социалистического реализма. Выступая на собрании, рабочие говорили, что это не искусство, и по решению рабочего собрания художника уволили за «формализм и абстракцию». В 1967 году Вагрич Бахчанян переехал в Москву, где «оттепельная» жизнь была более свободной и демократичной. В 1967–1974 годах работы художника печатали в «Литературной газете» на юмористической странице под названием «12 стульев». Он попал в очень хороший коллектив (в газете работали замечательные сатирики и карикатуристы), подружился с московской богемой. В Москве была другая атмосфера, но встал квартирный вопрос, и в 1974 году художник эмигрировал в США.

Он не принимал официальную идеологию


Как говорит Татьяна Тумасьян, Бахчанян был главным пересмешником Советского Союза: он тонко, умно и весело обсмеивал все шероховатости жизни. Мало того, он был «квартирником», как и все шестидесятники: тогда выставлять свои работы могли только члены Союза художников, поэтому рядовые художники устраивали выставки прямо в квартирах и даже во дворах. Так, в 1965 году Бахчанян стал инициатором и участником выставки во дворике на Сумской, 28. Все обошлось, выставку не разогнали, хотя говорят, что среди гостей были представители официальных структур. Вообще Вагрич, по словам искусствоведов, не был диссидентом, но он был очень свободным, поэтому не принимал не только советскую, но и любую официальную идеологию.

За границей Бахчаняна ждал успех — он участвовал во многих выставках в Европе и США, а позже — и в России. Его называли последним футуристом, авангардистом, формалистом, нонконформистом, соцартистом, одним из основоположников советского концептуализма, живым ископаемым. По словам известного писателя, критика и радиоведущего Александра Гениса, который живет в США с 1977 года, Бахчанян был одним из трех кумиров русскоязычной Америки наряду с Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым. Вагрич Бахчанян умер в Нью-Йорке 12 ноября 2009 года.

Каждый второй харьковчанин пишет стихи


Художник 42 года жил в Нью-Йорке, но все это время не забывал город, в котором родился.

— Я понимаю, — это парадокс, но большего патриота Харькова трудно себе даже представить, — рассказывает вдова художника Ирина Бахчанян, которая прилетела из США на открытие выставки. — Как только речь заходила о Харькове, он всегда его отстаивал, вспоминал о нем с огромной любовью и теплотой до самых последних дней. Если только было возможно вставить Харьков в контекст работ, он обязательно это делал. То, что Вагрич патриот своего города, видно даже по его смешному тексту: «Харьков стоит на великой реке Лопань. Харьков очень большой город. Судите сами. Из одного конца в другой нужно лететь самолетом 4 часа 42 минуты. Харьков в 16 раз больше Нью-Йорка, в нем проживает 200 миллионов жителей (не считая пригородов). Каждый второй харьковчанин пишет стихи, каждый третий рисует, каждый пятый — физик, каждый шестой — стукач. В Харькове живут и работают 2174 лауреата Нобелевской, Ленинской, Сталинской и Шевченковской премий. В Харькове родилось 168 генералиссимусов, включая Сталина, Франко, Чан Кай Ши, Суворова и других».

— В разных интервью с Ириной звучала фраза о том, что у Бахчаняна все получалось, потому он делал то, что хотел, — говорит Татьяна Тумасьян.— Вот такой поразительный образец свободы художника и любви к тому, чем он занимался. А еще я читала, что у Вагрича было две родины — Харьков и искусство.

«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью»


Открывает проект выставка живописца, писателя и «художника слова» Вагрича Бахчаняна. Она стартовала 10 ноября в Харьковской муниципальной галерее. Это событие Татьяна Тумасьян считает знаковым — впервые в Харькове выставка легендарного земляка пройдет в таком масштабе.

— Наконец в Харькове более чем через 40 лет после отъезда Вагрича Бахчаняна усилиями многих хороших людей и организаций имя, работы и символ Баха возвращаются в наш город, на его малую родину, — не сдерживает эмоций директор муниципалки. — Меньше чем через месяц муниципальной галерее исполнится 20 лет, поэтому еще в начале года мы решили для себя, что именно в этот год галерея начнет процесс исторического возвращения Вагрича Бахчаняна в Харьков. Афоризмы, каламбуры и замечательные цитаты Вагрича, которыми много лет пользуется интеллигенция постсоветского пространства, зачастую уже не зная, кому они принадлежат. Эпиграфом к проекту станет знаменитая фраза Вагрича «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». С появления этой фразы прошло более 40 лет, но, к сожалению, она все еще применима в нашей жизни — мы по-прежнему делаем былью не сказку, а Кафку.

В экспозиции — коллажи, рисунки, дневники


— Мы решили поднять этот проект и перетащить работы Вагрича из Нью-Йорка в Харьков, — говорит Ирина Бахчанян. — Это работы разных лет, которые представляют собой целые серии. Одна из них называется «Дневник». Идея заключалась в том, что каждое утро Вагрич рисовал картинку, — и так 15 лет. Выставленные вместе работы выглядят очень интересно, потому что можно проследить, каким необычным и странным был ход мыслей человека, который это делал. Очень интересна серия «Телефонная книга» — маленький блокнотик, в котором он записывал телефоны и адреса людей, почеркушки, которые человек делает, ни о чем не думая. Мы сделали принты, и получилось очень красиво, когда маленькие незначительные записи вдруг возникли в увеличенном размере. К слову, Вагрич рисовал 24 часа в сутки. Он начинал работать, как только просыпался, а засыпая, клал рядом с собой блокнот. Если вдруг ночью что-то снилось или приходила идея, он вскакивал и тут же ее записывал или зарисовывал.
Кроме серий на выставке презентованы работы харьковского периода 1960-х годов, которые галеристам удалось найти у друзей и коллекционеров. Экспозицию можно посмотреть до 10 декабря, но муниципальная галерея приглашает харьковчан с головой окунуться в богемную жизнь шестидесятых и предлагает поучаствовать в других мероприятиях, которые будут проходить в течение двух недель. Программа мероприятий включает квартирники, акции молодых художников, экскурсию от Макса Розенфельда «Места и мифы Баха», премьеру фильма Андрея Загданского «Вагрич и черный квадрат», лекции и обсуждения. 

Художник приехал бы на свою выставку


Как выяснилось, Татьяна Тумасьян начала переписку с Ириной Бахчанян в начале 2000-х — еще при жизни ее мужа. Проект удалось осуществить, к сожалению, когда художника уже не стало. Но он непременно посетил бы Харьков — в виде огромного исключения.

— Он очень не любил перемещения, его сложно было вытащить даже на простую прогулку, а уж полететь за границу – тем более, — вспоминает Ирина Бахчанян. — Однажды мы с друзьями путешествовали на машине по Америке. Зная характер Вагрича, я запаслась в дорогу так, будто со мной ехал трехлетний ребенок. Накупила блокнотиков, карандашей, маленьких игрушек, и он всю дорогу занимался тем, что что-то придумывал. Но что касается Харькова, если бы Вагрич был жив, он обязательно приехал бы, — не сомневается Ирина Бахчанян.