Гость редакции ВХ – психолог, тренер, руководитель центра психологического развития «Разом», психолог БФ «Каритас-Харьков» Ольга Клименко.

Почему послушные дети вдруг становятся дерзкими?


– Здравствуйте, Ольга. Вам звонит Светлана. Скажите, почему послушные мальчики и девочки вдруг становятся дерзкими?
  
– Причин может быть очень много, искать ответ нужно в каждом конкретном случае. Это может быть взросление, а может быть ограничение ребенка в чем-то существенном, постоянное лишение его чего-то необходимого – например, заботы и любви родителей или сложности, связанные с взрослением и общением ребенка.

– Нужно ли сразу идти к психологу, если у взрослеющего ребенка изменилось поведение?

– Не обязательно. Если раньше дерзости, выпадов и протестного поведения не наблюдалось, важно поговорить с ребенком, чтобы выяснить, почему он так себя ведет, что стоит за этим протестом. Возможными причинами могут быть сложности в школе. Очень важно, чтобы ребенок мог поговорить с родителями или другими взрослыми, которые занимаются его воспитанием и являются для него значимыми: с бабушками, дедушками, тетями, дядями. Если у ребенка наблюдается правонарушительное поведение, нужно, чтобы он понял, что даже если он не прав, близкие люди его всегда выслушают, поддержат, помогут разобраться, что сделать, чтобы такого больше не повторилось. При этом необходимо разделять личность ребенка (она всегда хорошая) и его поведение, которое может быть разным. Если у ребенка есть такой опыт с детства и он понимает, что его не накажут, не обругают, не унизят при других взрослых или сверстниках, он будет откровенен. Самое главное – разговаривать с детьми, слышать их и при этом контролировать собственное эмоциональное поведение, что, к сожалению, могут сделать не все родители.

Если подросток не вредничает – с ним что-то не так


– Ольга, здравствуйте. Меня зовут  Анастасия. Скажите, пожалуйста, с чем связан переходный возраст? Какие изменения происходят в психике подростков?

– Объясняющих закономерностей очень много, в том числе и физиологическое взросление организма. Часто подросток выглядит уже как взрослый: физиологические процессы происходят настолько быстро, что ребенок не понимает, что с ним произошло и кто тот человек, которого он видит в зеркале. На то, чтобы принять себя таким, нужно время, но в переходный период повышается уровень энергии и агрессии, которую необходимо куда-то девать. Поэтому прямая рекомендация для этого возраста – заниматься спортом или любой другой физической активностью. Чем раньше ребенок получит опыт телесного контакта  в разных спортивных или танцевальных секциях, в бассейне и т. д. и выберет для себя то, что ему нравится, тем легче ему будет в подростковом возрасте справляться с приливами непонятной агрессии и возросшей энергии.

Кроме того, поскольку человек переходит из мира подростка в мир взрослого, в нем происходят значительные внутренние изменения: меняются установки и восприятие мира. В частности, происходит деидеализация родителей: подросток начинает считать их обычными людьми и даже противопоставляет себе: «Я выше, чем родители». Деидеализация нужна, чтобы, становясь взрослым, ребенок занимал автономную позицию. Если ребенок остается послушным, выполняет все свои обязанности, не проявляет энергии, агрессивности, не отстаивает свои границы и правила – это как раз то, что должно напугать родителей так же, как и обратная реакция, когда дети слишком проявляют свою независимость, ни с чем не считаясь, например, после ссоры с мамой уходят из дома  на длительное время. При таких крайностях нарушается общение, стороны не могут услышать друг друга, следовательно, нужно обращаться к психологу и психотерапевту. 

– Но, казалось бы, совсем не плохо, когда ребенок остается послушным. 

– Безусловно, это удобно для родителей. Но если ребенок остается послушным, у него нет возможности отстоять свои границы в коллективе, отстоять себя – например, свое место за партой, если  вместо него сел кто-то другой. Если у ребенка нет малейшей возможности отстоять себя дома, высказать свою точку зрения родителям, которые все знают и могут, обеспечивают его, одевают, знают, как и что для него лучше, не считаются с его мнением и интересами – не вырабатывается внутреннее ощущение «А чего же хочу я». Возможно, вы встречали людей за 30, которые не знают, чего они хотят – есть лишь «надо». Вторая крайность – когда даже взрослые люди делают только то, что им хочется, пренебрегая всеми нормами и правилами. Как правило, такое поведение становится следствием отсутствия норм и правил в семье, вседозволенности или наоборот – постоянных ограничений и только «надо» для ребенка. Воспитание ребенка – некий баланс между поощрением и ограничениями.

Почему дети замыкаются в себе


– Добрый день, Ольга. Меня зовут Алексей Владимирович. Скажите, какие у переходного периода возрастные рамки?

– Трудный возраст делится на два этапа: младший подростковый возраст с 10 до 12 лет и старший подростковый - с 13 до 15, иногда до 16 лет. Но мне кажется, в последние годы подростковый возраст стал наступать раньше. По моим наблюдениям, младшие школьники 8-9 лет нередко ведут себя как подростки – ярко проявляют протестное поведение, несогласие с родителями, отстаивают свои границы. Мне кажется, наш мир становится быстрее из-за большого количества информации (которой слишком много для обработки корой головного мозга ребенка), мобильности, общения,  Интернета. У детей  все меньше возможностей на саморефлексию, побыть одному, поиграть в обычные игры.

– А как проявляют себя дети на этих двух этапах? 

– В младшем подростковом возрасте наблюдаются более протестные формы поведения: отстаивание себя, несогласие с родителями. Это проявляется по-разному: у кого-то это слезы, у кого-то топанье ногами или невыполнение домашних заданий. В старшем подростковом возрасте протест чаще всего переносится на учебу: периодическое невыполнение домашних заданий может стать регулярным, а учителя воспринимаются как взрослые, которые навязывают свои правила. Сложнее всего достучаться до детей 6-8 класса.

– Ольга, здравствуйте, вам звонит Анна. Меня интересует, по какой причине повзрослевшие дети замыкаются в себе?

– Причин может быть немало, но чаще всего это происходит, если ребенок не находит поддержки и понимания. Не стоит забывать, что в подростковом возрасте дети отходят от зависимой  родительской позиции и больше общаются со сверстниками, больше им доверяют. Поэтому от родителей тоже зависит, насколько они стараются, чтобы окружение ребенка было стабильным, насколько они знают друзей ребенка, доверяют их семьям. Немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн рекомендует оставлять детей с младшего школьного возраста на ночь в семьях, которые родители хорошо знают и которым доверяют. Для ребенка это получение другого опыта вне собственной семьи. Это расширяет его диапазон, помогает справляться с ситуациями, возникающими в отношениях с родителями, со сверстниками, педагогами.

В детскую комнату нужно стучаться


– Здравствуйте, меня зовут Наталья. Скажите, почему дети уходят из дома?

– Как правило, когда дома ребенок не чувствует себя безопасно. У него может быть отдельная комната и даже несколько комнат, но ребенок ощущает, что его границы нарушают – в его комнату может без стука войти мама или кто-то другой из родственников (отец, брат, бабушка и т. д.), взять что-то или прочитать. Конечно, это не единственная причина. На непонимание родителей подростки могут реагировать по-разному: один поплачется другу, другой может выпить с кем-то алкоголь, третий уйдет в учебу или займется творчеством, четвертый – закроется у себя в комнате и т. д. Тем не менее чем больше неприятие ребенка, чем больше родители видят в нем продолжение себя или воплощение своих нереализованных желаний, тем сложнее такому ребенку и тем больше вероятность, что он уйдет из дома.

– А что вы порекомендуете родителям, чтобы избежать «неправильного» поведения ребенка? Например, нужно ли стучаться в комнату маленького ребенка?

– Стучаться в комнату ребенка желательно уже с младшего школьного возраста. Что касается «неправильного» поведения и настроений, они будут у подростков, как бы родители ни старались. Но при этом нужно очень пытаться сгладить эти перепады, чтобы и родителям, и ребенку было легче строить диалог. Важно общаться с детьми каждый день. В каждой семье обязательно должны применять правила взаимного уважения, безоценочности суждений, желательно общаться на «языке чувств». Ребенку необходимо давать больше свободы и ответственности за свои действия, отказаться от обвинительной позиции, оказывая при этом поддержку. (Примеры таких вопросов: «Какие могут быть последствия для тебя и других?», «Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?», «В чем ты выиграешь, а в чем проиграешь, если так сделаешь?» и т. д.).

Даже спросить, как дела в школе, можно по-разному – например, моя посуду или переписываясь в Фейсбуке. Но это будет неполноценный контакт. Очень важно при разговоре иметь зрительный контакт и телесный. В подростковом возрасте, когда ребенок меняется физиологически, с телесным контактом сложнее, потому что он может быть неприятен подростку. Поэтому родители, не нарушая его границ, могут поинтересоваться: «Можно, я тебя обниму?». Таким образом, мы подаем ребенку пример того, что его границы и желания очень важны. Кроме того, общаясь с ребенком, нужно не просто спросить: «Как прошел твой день?», а включать эмоциональный контакт. Например, поделиться похожей историей, которая происходила с вами. Это важный для ребенка опыт. Как правило, девочки хотят быть как мама, а мальчики – как папа, и когда родители делятся своим опытом и переживаниями, происходит идентификация. Наши дети никогда не делают то, что мы им говорим, – они делают то, что делаем мы. Поэтому, если родитель требует от ребенка что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать, нужно самому придерживаться установленных требований.

– Добрый день, Ольга. Меня зовут Алексей Александрович. Внука невозможно оторвать от мобильного телефона и компьютера. Скажите, чем чревато зависание подростков в интернете?

– Дошкольникам можно проводить в интернете 20 минут, школьникам – полчаса. Зависание подростков в интернете на несколько часов наносит вред не только здоровью, но и психике. Поскольку у ребенка не развиваются коммуникационные навыки, ему становится сложно общаться с другими детьми и он может замкнуться. А самое опасное, что может произойти: сформироваться зависимость от игр.

– А к чему может привести, если ребенок увидит в интернете эротику или порно?

– Это может привести к повышению интереса к этой теме и даже к чрезмерной сексуализации, которая и так выражена у подростков, а также к половой жизни гораздо раньше, чем сформируется организм, и даже к половым отклонениям. Но это происходит, если ребенку не с кем обсудить то, что он увидел. Если дома есть ребенок – стоит договориться с провайдером об установке ограничений. Замечу: ребенок увлекается интернетом, если ему нечем заняться. Для ребенка важно находиться среди других детей и что-то делать вместе: играть в футбол, что-то создавать, посещать секции.

– Добрый день, Ольга. Меня зовут Инна. Скажите, пожалуйста, не становятся ли современные подростки черствее и агрессивнее?

– В связи с тем, что в стране идет война, агрессивнее и черствее стали не только подростки, но и большая часть населения. Травматизировано все общество. Когда в стране идут военные действия, каждый день гибнут люди, сложно быть неагрессивным. Причем очень многие отрицают сам факт военного конфликта, несмотря на то что Харьков находится всего в 300 км от военных действий. Отрицать то, что происходит, – самая простая защитная реакция психики. Из-за военных событий в стране часть детей, особенно тех, кто переехал из зоны боевых действий, рано повзрослели. Маленькие дети перестали играть, младшие школьники взвалили на себя больше ответственности. Это плохо: очень важно, чтобы дети были детьми, чтобы они играли, чтобы у них были интересы. Это те последствия, с которым нам еще предстоит работать, когда эти дети сами станут родителями.

– Добрый день, Ольга. Вам звонит Анна Михайловна. В нашей семье появились проблемы – внук переживает трудный подростковый возраст, и нам хотелось бы посоветоваться со специалистами. Подскажите, где в Харькове подростки и их родители могут получить бесплатные консультации психологов?

– Бесплатные консультации можно получить у специалистов благотворительного фонда «Каритас-Харьков» и в Центре психологического развития «Разом». К слову, на днях в Харькове состоялась серия встреч с подростками и родителями, а также психологами и журналистами в рамках проекта «Быть мной», на котором обсуждались очень сложные и  важные вопросы. На проекте была презентована книга шведской писательницы Анни Хьоѓлунд «Быть мной». Эта книга о том,  как трудно быть девочкой-подростком, с какими кризисами, непониманиями и мыслями она встречается. Книга и иллюстрации в ней очень реалистичны, они помогают подростку проживать знакомые ситуации, отвечает на вопросы, которые стыдно, страшно, неудобно или неловко задать родителям. Кроме того, книга рассказывает о том, что у мальчиков и девочек, равные права. Надеюсь, что у цикла этих встреч с подростками и родителями будет продолжение.

Личное дело
Ольга Дмитриевна Клименко родилась 1 января 1981 года в селе Дудчаны Нововоронцовского района Херсонской области. В 2002 году окончила Харьковскую государственную академию технологии общественного питания (сейчас – ХГУПТ), в 2012 году – институт последипломного образования при ХНПУ им. Г. С. Сковороды. В 2010–2015 годы – психолог в общеобразовательной школе № 160 г. Харькова. С 2014 года по сегодняшний день – национальный тренер по противодействию торговле людьми, с 2015 года – национальный медиатор общественной организации «Ла-Страда Украина», руководитель общественной организации «Центр психологического развития «Разом», психолог в БО «БФ «Каритас Харьков». Замужем, сыну девять лет.