На Харьковщине создаются полицейские комиссии, которые будут решать судьбу правоохранителей при приеме на работу и продвижении по служебной лестнице.

Теперь, согласно Закону Украины «О Национальной полиции», в их состав входят по два представителя общественности, которых утверждает областной совет.

Как разъяснил «Вечернему Харькову» советник начальника ГУ Нацполиции в Харьковской области Александр Сирота, постоянные полицейские комиссии сформированы в ГУ Национальной полиции, патрульной полиции и при Управлении полиции охраны в Харьковской области. Создаются они, согласно ст. 51 Закона Украины «О Нацполиции», для обеспечения прозрачного отбора и продвижения по службе полицейских.

В состав комиссии входят пять человек: один представитель от МВД Украины, но не из числа полицейских; два полицейских и два представителя от общественности, выбранные областным советом.

— Постоянные полицейские комиссии будут переаттестовывать правоохранителей при переходе на другую должность. Это своего рода кадровые комиссии, в состав которых ввели еще и двух общественников, — поясняет Александр Сирота. — Создаются они на три года. Второй раз эти люди уже не смогут войти в состав такой комиссии. Мою кандидатуру в комиссию патрульной полиции Харькова одобрила постоянная комиссия облсовета по правовым вопросам. Конкурс общественников в нее был большой — человек 300.

Переаттестация полиции: четверть руководства уволено, заведено 900 уголовных дел


Аналогичные комиссии создаются и в других областях. Правда, там процедура несколько иная. Например, в Запорожье, ставшим первым городом в Украине, где была сформирована постоянная полицейская комиссия при ГУ Нацполиции, кандидатуры двух членов от общественности утвердили на сессии решением областного совета. Причем голосование происходило открытым способом, с помощью именных бюллетеней.

В Харькове же решающую функцию на себя взяла профильная комиссия облсовета. Так, 17 октября на заседании постоянной комиссии по правовым вопросам депутаты единогласно проголосовали за две кандидатуры от общественности в комиссию при Управлении полиции охраны в Харьковской области.

Тот факт, что кандидатуры были одобрены не всем депутатским корпусом облсовета на пленарном заседании сессии, а лишь профильной комиссией, в юридическом отделе Харьковского облсовета считают абсолютно законным.

— Избрание кандидатов в комиссию не требует соответствующего принятия решения областным советом — достаточно утверждения их профильной комиссией облсовета, — говорят юристы облсовета. — Поэтому на сессию облсовета этот вопрос не выносится.

Переаттестация харьковской полиции: результаты неутешительные


Так как все-таки правильно делегировать представителей общественности в полицейские комиссии: как это сделали в Запорожье или как в Харькове? Ведь в ЗУ «О Нацполиции» четко сказано: «представители от общественности, выбранные соответствующим областным советом». А в ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» прописано, что комиссия не принимает решений, а только выводы и рекомендации, которые передаются областному совету, и уже на пленарном заседании сессии утверждается решение, с учетом вывода комиссии. Почему этот вопрос так важен? Потому что сейчас реформа полиции — это как лакмусовая бумажка перемен в обществе. Если эта реформа состоится, значит, у людей появится вера в то, что и в стране абсолютно реальны позитивные перемены. Поэтому комиссии, влияющие на то, кто будет иметь право называться полицейским, приобретают огромное влияние. Но кто в них входит, в частности от общественности, — получается, не знает даже депутатский корпус, а лишь профильная комиссия.

«Депутатские комиссии наделены компетенциями»


В облсовете поясняют: в соответствии с требованиями п. 10 ст. 47 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», постоянные комиссии действительно готовят выводы и рекомендации, которые принимаются большинством голосов от общего состава комиссии.

— Так, на заседаниях постоянной комиссии по правовым вопросам, регуляторной политики, законности, общественного порядка, борьбы с коррупцией и преступностью были определены кандидатуры 12 представителей от общественности, которых рекомендовано включить в состав шести Межрегиональных полицейских комиссий при Управлении патрульной комиссии Харькова. Кроме того, профильная постоянная комиссия облсовета рекомендовала двух кандидатов  в состав территориальной полицейской комиссии при Управлении полиции охраны в Харьковской области, — сообщил управляющий делами исполнительного аппарата облсовета Сергей Клименко. — Учитывая, что постоянные комиссии являются органами совета, которые в пределах своих полномочий наделены определенными компетенциями и правами, а также учитывая требования Порядка деятельности полицейских комиссий и письма Управления полиции охраны в Харьковской области, Департамента патрульной полиции НПУ, комиссиями были даны заключения и рекомендации относительно кандидатур для дальнейшего рассмотрения соответствующими уполномоченными органами полиции.

В то же время адвокат, руководитель «Чугуевской правозащитной группы» Роман Лихачев настаивает: после предоставления соответствующих выводов список лиц должен утвердить областной совет. При этом он опирается на такие нормы законов: 

— Приказ МВД от 25.12.2015 № 1631 «Об организации отбора (конкурса) и продвижения по службе полицейских», а именно раздел 2 пункт 13: персональный состав полицейских комиссий органов полиции утверждается приказом соответствующего органа полиции после получения предложений по подходящим кандидатурам, определенных МВД Украины, руководителем Нацполиции Украины и соответствующими областными советами, Верховной Радой АР Крым, Киевским и Севастопольским городскими советами;

— статья 46 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»: сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания), районный, областной совет проводит свою работу сессионно;

— статья 47 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»: постоянные комиссии совета являются органами совета, которые избираются из числа ее депутатов для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его компетенции, осуществление контроля за выполнением решений совета, его исполнительного комитета. Постоянные комиссии предварительно рассматривают кандидатуры лиц, которые предлагаются для избрания, утверждения, назначения или согласования соответствующим советом, готовят заключения по этим вопросам. Постоянные комиссии по поручению совета... или по собственной инициативе изучают деятельность подотчетных и подконтрольных совету и исполнительному комитету сельского, поселкового, городского, районного в городе совета органов, а также по вопросам, отнесенным к компетенции совета, местных госадминистраций, предприятий, учреждений и организаций, их филиалов и отделений независимо от форм собственности и их должностных лиц, представляют по результатам проверки рекомендации на рассмотрение их руководителей, а в необходимых случаях — на рассмотрение совета или исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета; осуществляют контроль за исполнением решений совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета.

— статья 54 п.5.: постоянные комиссии предварительно рассматривают кандидатуры лиц, которые предлагаются для избрания, утверждения, назначения или согласования соответствующим советом, готовят выводы по этим вопросам.

«А зачем нужен облсовет?»


Председатель Харьковского областного совета в 1996–2002 годах Владимир Тягло говорит, что если бы решение профильной комиссии ставило точку — то зачем нужен облсовет?

— Решения профильной комиссии облсовета, как и профильного комитета в Верховной Раде, никогда не носили характер утверждающего решения — это могли быть только рекомендации на пленарное заседание сессии совета. То есть они не принимали ни за основу законы в ВР, ни постановления или решения областного совета, — рассуждает он. — Какое-то решение профильная комиссия принять может, но в нем содержатся только рекомендации, выводы и т. д., но никак не окончательное решение. Комиссия — это составляющая часть областного совета, и все решения, которые принимают форму утвержденного решения, распространяющегося на территорию области, — в полномочиях только областного совета. Комиссии заседают для глубокого изучения вопроса и определения истины. Последнее слово всегда оставалось за областным советом. По-другому и не должно быть — иначе это абсурд.

Это же подтверждается и Положением о постоянных комиссиях Харьковского облсовета (утвержденным решением облсовета от 17.12.2015 г. №27-VII (II сессия VII созыва), обратиться к которому порекомендовали в юридическом департаменте Харьковской облгосадминистрации. В Положении перечислены полномочия постоянных комиссий.

Так, согласно разделу I: «Постоянные комиссии совета являются органами совета, которые избираются из числа ее депутатов для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его компетенции, и осуществления контроля за выполнением решений совета.

Постоянные комиссии по поручению совета или по собственной инициативе, предварительно рассматривают проекты программ социально-экономического и культурного развития, местного бюджета, отчеты о выполнении программ и бюджета, изучают и готовят вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей хозяйственного и социально-культурного строительства, другие вопросы, которые выносятся на рассмотрение совета, разрабатывают проекты решений совета и готовят заключения по ним.

В разделе III «Полномочия постоянных комиссий» конкретно указано, что постоянная комиссия по правовым вопросам, регуляторной политики, законности, общественного порядка, борьбы с коррупцией и преступностью предварительно:

— изучает и готовит к рассмотрению областного совета вопрос, разрабатывает по поручению совета, а также по собственной инициативе, проекты решений областного совета, готовит заключения по проектам решений, внесенных на рассмотрение совета, инициирует выступления на сессиях совета с докладами и содокладами;

— разрабатывает проекты областных целевых программ, участвует в разработке и реализации мер по обеспечению законности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

— рассматривает кандидатуры лиц, которые предлагаются для избрания, утверждения, назначения или согласования областным советом, готовит заключения по этим вопросам;

— осуществляет контроль за исполнением решений областного совета, касающихся этих вопросов.

И так далее. О том, что на эту комиссию возложены полномочия ставить точку в утверждении каких-то кандидатур без согласования их областным советом, — в документе нет ни слова. Между тем, 8 декабря состоится очередное пленарное заседание VIII сессии Харьковского областного совета. Тогда станет ясно — будут ли вынесены на всеобщее голосование одобренные депутатской комиссией кандидаты в харьковские постоянные полицейские комиссии.