В Харькове завершился ХХІІІ Международный фестиваль исполнительского искусства «Музыка — наш общий дом».

В финальном концерте Молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» выступил со знаменитым земляком народным артистом Украины Аллином Власенко.

Фестиваль «Музыка — наш общий дом» проводится каждый год в последнюю декаду ноября и посвящен дню рождения Харьковской средней специализированной музыкальной школы-интерната. На торжественном закрытии фестиваля дал концерт Молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский», которым дирижировал знаменитый выпускник ХССМШИ народный артист Украины, профессор Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского Аллин Власенко. Играть с приглашенными дирижерами — одна из фишек «Слобожанского».

Дирижер — это центр всего оркестра


— В нашем оркестре есть штатный дирижер — Павел Багинский, но для оркестрантов чем шире круг сотрудничества с профессиональными дирижерами, тем лучше, — делится заместитель директора Молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» Александр Дворниченко. — Каждый оркестр стремится к работе с приезжими дирижерами. Профессионалы поднимают уровень всего коллектива и каждого музыканта, поэтому приглашением маститых маэстро гордится любой мировой оркестр. Наши музыканты постоянно у них чему-то учатся — каждый дирижер-профессионал передает свои знания: культуру игры, произведения, звука, восприятия. Дирижер — это центр всего оркестра, самый главный человек: каков дирижер, таков и оркестр. К слову, ни один харьковский оркестр не позволяет себе, как мы, приглашать дирижеров. Это связано, в частности, с финансовой составляющей: дирижера нужно пригласить, оплатить переезд, проживание в гостинице. Нам помогают спонсоры, часто помогают гостиницы — как говорится, с миру по нитке.

Дилетант мешает всем


Сложно ли каждый раз подстраиваться под нового дирижера — его музыкальное мировоззрение, видение произведения и даже темперамент? Сложно только в том случае, если он не профессионал, уверяет Александр Дворниченко: когда за дирижерский пульт становится дилетант, это ощущается сразу, и такая работа только мешает музыкантам и тянет весь оркестр вниз.

— Я считаю, что для молодого музыканта, который собирается заниматься классической музыкой, работа с новыми дирижерами и солистами просто необходима. Мне, как музыканту, приятно видеть, что каждый раз от работы с новыми дирижерами молодые музыканты получают самый ценный багаж — опыт, который не купишь за деньги, — говорит Александр Дворниченко. — В МАСО бурлит жизнь. Когда у молодых музыкантов есть возможность играть с новыми солистами или дирижерами — у них загораются глаза.

Первый опыт


С Аллином Власенко молодежный оркестр в новом составе выступил впервые.

— Аллин Григорьевич — народный артист Украины, дирижер Киевской оперы, очень профессиональный человек и замечательный педагог. Меня потрясает, что в 78 лет человек горит музыкой и готов отдать свой опыт каждому оркестранту, и молодые музыканты прекрасно это чувствуют. Думаю, наш концерт с Аллином Григорьевичем о многом скажет, — пообещал накануне выступления замдиректора МАСО.

Родился в очень музыкальной семье


«Вечернему Харькову» удалось пообщаться с маэстро перед концертом. Аллин Власенко родился в 1938 году в Челябинске, но харьковчане могут по праву считать его своим земляком.

— Мой отец воевал во время Второй мировой войны, получил тяжелое ранение, после войны его перевели в Украину, и в 1946 году моя семья переехала в Харьков. Город представлял собой кошмарное зрелище. В руинах была вся площадь Тевелева (сейчас Конституции), два здания напротив нынешнего памятника Независимости стояли без окон и дверей, — вспоминает музыкант.

Аллин Власенко родился в очень музыкальной семье, и хотя профессиональных музыкантов среди членов семьи не было, в доме всегда звучала музыка.

— Сначала я учился в обычной, потом — в музыкальной школе при Харьковской консерватории (сейчас — Харьковская средняя специализированная музыкальная школа-интернат). С детства мечтал стать дирижером симфонического оркестра, — делится Аллин Григорьевич. — Во-первых, я рос возле оркестров: оркестр училища, в котором преподавал отец, считался лучшим в Украине среди военных коллективов. Кроме того, вместе с классом мы часто ходили в филармонию и в театры. Когда в четвертом классе я впервые попал в оперный театр, я был так потрясен, что не мог заснуть до утра. С этого и началась моя мечта. Симфонический оркестр — это настоящее звуковое чудо: в нем играют лучшие музыкальные инструменты.

Будущий дирижер мечтал об авиации


В детстве Аллин Власенко любил математику и после окончания десятилетки с золотой медалью долго колебался, в какой вуз пойти учиться: в Харьковский авиационный институт или в консерваторию. Но поскольку жить не мог без музыки, поступил в консерваторию — на оркестровый факультет, класс кларнета. Во время учебы в консерватории, чтобы приблизиться к профессии дирижера, работал оркестрантом — солистом-кларнетистом в Харьковском театре оперы и балета. После учебы в консерватории в 1966 году стал работать дирижером Государственного симфонического оркестра Украины. С 1971 года уже 45 лет работает в Национальной опере Украины им. Т.Г. Шевченко.

Как работается с молодыми

Молодым музыкантам из оркестра «Слобожанский» интересно поработать с маститым маэстро, а что означает эта работа для самого дирижера?

— Конечно, для дирижера лучше работать с профессионалами, — делится Аллин Власенко. — Но я люблю педагогическую работу: преподавал в Харьковской консерватории, а с 1975 года — профессор Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского, среди моих учеников — четыре народных артиста и четыре заслуженных. С молодежью должен кто-то работать, особенно в Харькове, где в консерватории не хватает дирижеров.