Культура

  • 608
  •  / 

«Театр — не мода»: если ребенок почувствует фальшь, можно закрывать занавес

фото: Михаил Кучнев


«Театр — не мода»: если ребенок почувствует фальшь, можно закрывать занавес
Маленькие зрители — особая публика. Если спектакль им не интересен, они не станут кривить душой и ради приличия высиживать до конца представления.
Казалось бы, ну что стоит увлечь детскую публику? Но не тут-то было. Актеры уверяют — играть перед детьми очень сложно: их не обманешь.

— Если взрослый зритель в основном тактичен, вежлив. Если ему что-то не понравится, он промолчит, в конце спектакля скромненько поаплодирует и выйдет из зала. Если же представление не нравится ребенку, он не будет скромно сидеть и ждать окончания спектакля, — рассказывает директор Харьковского театра для детей и юношества Андрей Гапанович. — Он тут же начнет теребить маму: «Дай конфетку», «Пойдем отсюда», «Я хочу в туалет». Если актер не доработал и ребенок почувствует его фальшь, все — можно закрывать занавес. Если на взрослых спектаклях главное — работа над ролью, то во взаимодействии с маленькими зрителями важно понимать детскую психологию. Если актер будет три часа произносить монолог, взрослый будет слушать, а ребенку, кроме текста, нужно еще и действие.

Нужно быть готовым к неожиданностям


Работа актера зависит от ответной реакции зрителя, а детишки обладают особой способностью быстро заряжаться происходящим и обмениваться с актерами энергией, считает актер Центра современного искусства «Новая сцена» Сергей Дзялик.

— Это потрясающее, невероятное ощущение: ты делаешь детям один посыл, а они возвращают тебе в двойном размере, ты им больше — а они тебе еще больше. Во время спектакля «Котенок по имени Гав» можно было довести детей чуть ли не до состояния истерики, — говорит Сергей Дзялик. — При виде кота, который обижал малышей, маленькие зрители вскакивали, пытались наказать недоброго кота, бросались в него своими игрушками.

Актрисе приходится доказывать, что она мальчик


А еще маленькая публика очень любопытна, и актерам нужно очень расстараться, чтобы убедить детишек в правдоподобности происходящего. Актриса Харьковского академического театра музыкальной комедии Светлана Тимченко наблюдает за пытливой детворой, когда играет Ивасика-Телесика и неугомонного Вождя краснокожих.

— Очень тяжело играть мальчиков, — признается артистка. — Несмотря на то, что ты скрываешься под гримом, париками и костюмами, все равно во время спектакля иногда слышишь спор маленьких зрителей: «Это девочка! Нет, это мальчик!». Это вызывает внутри меня сопротивление: «Ах, вы еще сомневаетесь?». И хочется доказать, что я — мальчик-мальчик. Дети искренне верят тому, что происходит на сцене, но их все равно нужно сначала убедить, потому что просто обмануть невозможно. Чтобы доказать, что я мальчик, в «Вожде краснокожих» я прыгаю с высоты, и кувыркаюсь, и лезу по канату, и дерусь с похитителями. Правда, один раз дети все-таки меня разоблачили. После спектакля они вышли на сцену, чтобы сфотографироваться с актерами. Одна девочка подошла ко мне и сказала: «Дай руку». А увидев ногти, сообщила: «А ты девочка — у тебя маникюр есть!».

Как лиса осталась без хвоста


— В актерской работе я дебютировал в Челябинске, — вспоминает Андрей Гапанович. — Мои жена и трехлетний сын Слава ходила в театр на все спектакли, и как-то они пришли на «Кошкин дом», в котором моя однокурсница играла лису. Жена с сыном на руках сидела на крайнем месте ряда, около прохода. И когда лиса, догоняя зайца, пробегала мимо них по залу, Славка вырвался из рук жены, на глазах у тысячного зала схватил лису за хвост, оторвал его и стал радостно крутить им в воздухе. Актриса, которая из последних сил пыталась оставаться в образе и вернуть себе хвост мирным путем, не выдержала и прошипела жене: «Ира, убери Славу!».

В общении с клоунами детвора также способна на каверзы.

— Мне доводилось развлекать детвору на разных мероприятиях и работать в качестве клоуна, рассказывает артист Харьковского академического театра музыкальной комедии Константин Кобзев. — Если дети остаются без присмотра родителей, с клоуном наедине, у них начинается какое-то сумасшествие: они пытаются раздеть его, бросают в него разные предметы — все, что попадается под руку. Им почему-то доставляет удовольствие сорвать парик, испортить грим. На таких праздниках клоуну приходится все время убегать от детей. Но когда появляются родители, дети снова превращаются в примерных.

Как дети приветствуют Деда Мороза


В новогодние дни Сергею Дзялику доводилось играть самого долгожданного для детишек персонажа — Деда Мороза.

— Для детей быть дедом Морозом легче, чем для взрослых, — делится актер. — Взрослые понимают, что они тебе заплатили, и ты их развлекаешь, а дети воспринимают Деда Мороза как сказку, для них это нереальный персонаж: они боятся к нему даже прикоснуться. Через некоторое время я уже знал наизусть все стихи, которые детишки будут мне рассказывать, потому что они рассказывают Деду Морозу примерно одни и те же стихи. И если ребенок забывает слова, так и хочется ему подсказать.

Когда в дни сумасшедшей предновогодней гонки и плотного графика корпоративов и праздников в разных концах города, не было возможности остановиться, я испытывал ощущение настоящего чуда, когда ребенок смотрел на меня, как на божество, и понимал, что дороже этого ничего нет. Это самое настоящее искусство и даже большее удовольствие, чем театр, когда зрители тебе хлопают и дарят цветы. 

Впрочем, на Деда Мороза у детей может быть и другая реакция.

— Такое случалось со многими актерами, — делится Сергей Дзялик. — Когда к детям энергично приближается незнакомый бородатый дедушка с посохом и начинает говорить громким басом (ну или баритоном), малыши, бывает, описываются. Наверное, это физиологическая реакция ребенка на нечто необычное.


Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте Новогодняя премьера в харьковской оперетте

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей20 августа

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.2941 грн
100 USD 2549.04 грн
100 EUR 2992.57 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи