После того как были объявлены результаты конкурса на памятный знак, который собираются установить на площади Свободы, — вокруг проекта разгорелся скандал.

6 февраля активисты вышли на пикет под здание Дзержинского райсуда, где уже в течение месяца пытаются оспорить сам факт проведения блиц-конкурса.

Итоги конкурса на лучший эскизный проект памятного знака на площади Свободы подвели 3 февраля, сообщили в пресс-службе Харьковского горсовета. По информации мэрии, планируемая высота композиции — 86 метров. На ее вершине расположен ангел с православным крестом, внизу — четыре фигуры, личности которых так или иначе перекликаются с историей Слобожанщины. По задумке автора, верхняя фигура будет видна только издали, а вблизи все внимание будет приковано к историческим личностям. Также члены жюри одобрили идею предложить автору эскиза заменить фигуру ангела фигурой раннехристианского подвижника Антония Великого — покровителя ХНУ им. Каразина.

Между тем активисты еще с декабря 2016-го пытаются оспорить в суде сам факт назначения этого блиц-конкурса. Однако правосудие навстречу им не идет.

— Сначала мы собрали подписи и обратились в горсовет с просьбой отменить конкурс. Но нам ответили отказом. Тогда 30 декабря 2016-го мы подали иск в суд. За это время сменилось несколько судей, но судебное производство так и не стартовало — под надуманными предлогами, — говорит представитель организации «Городские реформы Ирина Сальник. — Сначала Дзержинский суд, в котором должно рассматриваться дело против решения исполнительного комитета горсовета, вынес решение о том, что при подаче заявления допущена ошибка — не указаны электронные адреса двух из четырех истцов. Мы ошибку исправили. Затем иск был оставлен без рассмотрения из-за того, что у суда не оказалось данных о перечисленном судебном сборе. При этом к материалам дела прилагалась квитанция об оплате в размере 1600 грн. с официального портала Судебной власти Украины, где предусмотрены такие платежи.
 
Оглашение мэрией итогов конкурса вызвало очередную бурю возмущения среди общественников, и 6 февраля они вышли на пикет под стены Дзержинского райсуда.
Активисты категорически не согласны с тем, что на центральной площади Харькова может появиться архитектурный элемент, выбранный кулуарно и мало согласующийся с ансамблем города.

— Во-первых, конкурс должен быть открытым, а блиц-конкурс по определению таковым быть не может. Кроме того, открытый конкурс должен длиться не менее четырех месяцев. У нас же он продолжался чуть больше двух месяцев. Кроме того, мы считаем, что для участия в нем обязательно нужно привлечь международных специалистов и обязательно провести глубокое всестороннее обследование как самой площади, так и места, где задумали установить памятный знак, — говорит Ирина Сальник. — И конечно же, такой конкурс не может быть благотворительным — необходимо предусмотреть вознаграждение за участие в нем. Ну какой хороший архитектор просто так захочет полгода-год заниматься благотворительным проектом? У нас нет претензий исключительно к памятному знаку — это дело вкуса, может он многим и нравится. Мы говорим, что такие условия конкурса не дают возможности принимать качественные решения и исключают из процесса многих участников.

— Это вульгарная украденная идея — избитая, банальная, в ней отсутствует выразительность. Этот объект образца 1832 года — Александровская колонна в Санкт-Петербурге французского архитектора Огюста Рикара Монферрана — просто слизан из Википедии, — говорит один из участников пикета, архитектор Максима Гайдука. — Отличие лишь в том, что в конкурсе победила золотая капитель, а у Монферрана она бронзовая, и «наши» колонны белые, а не гранитные как в Питере.

С ним соглашается и историк Андрей Парамонов.

— Я считаю, что каждый человек, у которого есть вкус — должен прийти и высказать свою точку зрения: «это» не должно стоять в Харькове. Потому что оно испортит не только саму площадь, но и имидж нашего города. Такой памятный знак город никак не украсит, — говорит он. — Конечно, этот памятник тоже можно будет потом свалить — но зачем его тогда вообще возводить? Изначально нужно сопротивляться тому, чтобы устанавливать всякую гадость на территории Харькова, тем более его центральной части.

— Мы не против вообще переосмыслить площадь, чтобы она перестала быть парковкой, например. Чтобы у студентов появилось место, где они могут проводить время, — говорит
архитектор, представитель ОО «Городские реформы» Александра Нарыжная. — Эта площадь должна жить по-другому.

В мэрии утверждают, что блиц-конкурс был самым что ни на есть открытым и с привлечением иностранцев. По информации пресс-службы горсовета, в состав жюри вошли представители Союза художников, Союза дизайнеров, Союза архитекторов, Союза фотохудожников, ведущих профильных вузов Харькова, заслуженные строители Украины, почетные граждане Харькова. Всего в конкурс приняли участие 29 эскизных проектов, в том числе авторов из США, Италии.

По словам главного архитектора Харькова Сергея Чечельницкого, обвинения в плагиате являются беспочвенными.

— Первые колонны ставили еще в Древнем Риме, — отметил он. — Есть такая и в Париже, и в Англии, всю жизнь их ставили. А сверху кого-нибудь — Нельсона или Наполеона. Это нельзя назвать плагиатом, стоит быть осторожнее с оскорбительными выражениями, — отметил Сергей Чечельницкий.

Тем временем на сайте горсовета появилось девять петиций по поводу отмены результатов архитектурного блиц-конурса и проведения открытого международного конкурса. Но даже с учетом того, что голоса могут попросту распылиться, одно из предложений, размешенное 5 февраля, судя по всему, все же попадет на стол городскому голове. Буквально за два дня эта петиция набрала более 2000 голосов.
Справка
Ранее городские власти заявляли, что на месте, где стоял памятник Ленину, ничего устанавливать не планируется, однако в обновленном сквере «будет своя изюминка». В середине сентября харьковский городской голова Геннадий Кернес заявил, что в сквере на пл. Свободы в Харькове установят новый памятник.