Вторую неделю Украина живет сообщениями о событиях в Авдеевке Донецкой области, где с 29 января идут бои.

Каково приходится мирному населению, рассказали харьковские волонтеры, которые в эти дни помогают людям выживать в жестких военных условиях.

По Авдеевке бьет тяжелая артиллерия


Волонтеры помогают мирному населению зоны военного конфликта уже не первый год, поэтому не понаслышке знают, как живется людям у линии фронта. 

— После эскалации военного конфликта в Дебальцево в 2015 году такого массированного использования артиллерийских орудий калибром более 100 мм и реактивной артиллерии мы не фиксировали, — обрисовывает ситуацию руководитель гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин.  — Эскалация в Авдеевке началась 26 января, но контрольной точкой отсчета для жителей города стало 29 января. В результате артиллерийских обстрелов были перебиты все вводы электроэнергии в город, которая до этого подавалась из Донецка. Из-за непрекращающихся обстрелов ремонтные бригады не могли приступить к работам. Весь город был обесточен, остался без электричества и коксохимический завод, который подает тепло в Авдеевку.

За горячими обедами пришли тысячи людей


Из-за отсутствия электроэнергии с 31 января предприятие перешло на консервационный режим — началась подача тепла в сети на минимальном уровне, чтобы только не заморозилась система (днем температура воздуха достигала 22 градусов мороза, ночью — 27 градусов, рассказывает волонтер. 31 января и 1 февраля в высотной части города  батареи стали холодными, и жители многоэтажек рассказывали, что в подвалах теплее, чем в квартирах, где начала замерзать вода. Благодаря действиям МЧС, военным подразделениям, службе военно-гражданского сотрудничества были открыты пункты обогрева. Самый большой находился на стадионе «Химик». Люди, которые из-за отсутствия электроэнергии в квартирах не могли приготовить еду, приходили за горячими обедами в полевые кухни. За дни эскалации конфликта через полевые кухни прошло огромное количество людей. Самыми проблемными были 1 и 2 февраля, когда мороз достигал низких отметок: только в эти дни за горячими обедами пришли около десяти тысяч людей.

Кроме горячей еды, хлеба и других продуктов жителям Авдеевки раздавали брезент и пленку для прикрытия окон и утепления разрушенных квартир, противогриппозные медикаменты, посуду, свечи. Людям, чьи дома были разрушены, привозили теплую одежду, одеяла, постельное белье, полотенца, наборы посуды, ведра и канистры для воды.

При исполнении обязанностей погиб 22-летний спасатель


Обстрелы из тяжелой артиллерии в начале февраля не прекращались, стреляли в том числе и по жилым кварталам, говорит Евгений Каплин. В городе были повреждены 179 частных домов и квартир: разрушены кровли, вылетели из окон стекла, завалились стены, а около 50 жилищ были уничтожены прямым попаданием снарядов. Но война забрала у людей не только крышу над головой. По известной Евгению Каплину информации, за время эскалации погибли трое мирных жителей Авдеевки, девять были ранены. Во время обстрелов погиб и сотрудник МЧС.

— Так, когда 1 февраля в старой части Авдеевки произошел обстрел реактивной артиллерией, на улице Красноармейской лежало тело женщины, — вспоминает Евгений Каплин. — Местные жители жаловались, что приехали журналисты, засняли и уехали, а тело так и осталось лежать. Мы сообщили в соответствующие службы, и труп увезли. А вечером 2 февраля произошел обстрел центральной части города реактивной артиллерией — в той части, где находились два пункта гуманитарной помощи, и стадион, где были оборудованы пункты обогрева. Во время обстрела погиб 22-летний сотрудник Донецкого МЧС. Он находился в машине, но был убит в результате попадания осколка. Еще двое спасателей были ранены — сейчас днепровские врачи борются за их жизнь. Во время этого же обстрела в квартире местной жительницы Елены находился британский журналист Кристофер вместе с водителем и переводчиком Владимиром. Женщина готовила на кухне чай для корреспондента, когда ву стену попал артиллерийский снаряд. Елена погибла, репортер ранен, переводчик, который в момент обстрела находился в коридоре, не пострадал, но его эмоциональное состояние очень тяжелое.

«Дядя, пожалуйста, увези нас отсюда!»


По данным Евгения Каплина, на момент нынешней эскалации в прифронтовой Авдеевке находились около 22 тысяч человек. В центральной части города, где расположены высотные дома с центральным отоплением, проживало около 16 тысяч человек. В старой части — районе, максимально приближенном к промзоне, где шли бои с начала эскалации, — находилось около шести тысяч жителей.

— В Авдеевке много пожилых людей, которые считают, что должны умереть там, где родились. Немало и молодых, которые не хотят уезжать,— говорит волонтер. — В 2015 году во время предыдущих массированных обстрелов Авдеевки часть жителей выехала из города, но около 80% выехавших затем вернулись: у кого-то закончились деньги, кого-то не приняла громада. Это самый сложный контингент для эвакуации: некоторые вернулись с детьми и никуда не хотят выезжать. Дети оказываются заложниками ситуации. Ребятишки подбегали ко мне и просили: «Дядя, пожалуйста увези нас отсюда!», но взрослые говорят: «Нет денег», «Кому мы там нужны?».

Старикам сложно добраться до мест выдачи


В Авдеевке работает множество гуманитарных миссий, волонтеры из разных харьковских организаций. Как сообщила волонтер Саша Чудная, которая сейчас находится в Авдеевке, обстрелы продолжаются в основном по старой части города и по промышленной зоне.

— Мы стараемся помогать пожилым людям, которые живут в старом городе. Общественного транспорта нет, а пешком им трудно добраться до тех мест, где происходит выдача продуктов и вещей. А если даже удается добраться, сложно стоять в очередях, поэтому нередко они возвращаются домой с пустыми руками. Если же все-таки удается получить вожделенные пакеты, донести их домой крайне проблематично. Поэтому мы ходим по домам и квартирам, выясняем потребности людей, а после стараемся эти потребности удовлетворить. Никакой гуманитарной катастрофы здесь нет, — уверяет Саша Чудная. — Собирать помощь не надо — здесь всего уже в избытке: накормить, одеть и обуть можно не только Авдеевку, но и всю Донецкую область. Нужна лишь узконаправленная помощь: например, адресно помочь с препаратами больным сахарным диабетом.

Местные должны включаться в восстановление города


Подача электроэнергии и воды в Авдеевке уже возобновлена, а вот с восстановлением разрушенных домов дело не спорится.

— Разрушения есть, но это вопрос к местному населению, — считает Саша Чудная. Со всей Украины в Авдеевку привезли массу стройматериалов, но не хватает рук. Часть людей продолжает трудиться на коксохимическом заводе, а вот остальные работать не хотят, хотя им предоставляют стройматериалы и готовы платить зарплату за ремонт домов. Однако народ не особенно хочет работать. Я думаю, местное население тоже должно включаться в восстановление города, а не ждать, когда со всей Украины приедут волонтеры и будут восстанавливать их дома. Это абсурдно.
По данным на 8 февраля
Харьковский волонтер Дмитрий с позывным Бус сообщил последние новости из Авдеевки.

— Электричество в старой части почти везде уже подключили, отопление в домах есть. Обстрелы тяжелой артиллерией продолжаются, летят снаряды из «Градов», — сообщил он по телефону.