Гость редакции «ВХ» — заместитель директора Департамента труда и социальной политики Харьковского горсовета Яна Кобзарь.

— Здравствуйте, Яна Александровна. Меня зовут Ольга. Скажите, как участникам АТО можно получить деньги на покупку жилья?

— Наш департамент занимается предоставлением компенсации средств на покупку жилья инвалидам I и II групп из числа военнослужащих и членам семей погибших.

Кабинетом министров Украины 19 октября 2016 принято Постановление № 719 «Вопросы обеспечения жильем семей погибших военнослужащих, которые принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, а также инвалидов I–II групп из числа военнослужащих, которые участвовали в данной операции и нуждаются в улучшении жилищных условий». Документом утвержден Порядок выплаты денежной компенсации для приобретения жилого помещения.

Право на получение денежной компенсации имеют члены семей погибших военнослужащих, смерть которых связана с непосредственным участием в антитеррористической операции и инвалиды войны I и II групп из числа военнослужащих, которые принимали участие в данной операции, но при условии, что они состоят на квартирном учете.

Если раньше, согласно Государственной программе, предоставлялась субвенция и жилье для этих людей покупали, то с декабря прошлого года они получают компенсацию и сами могут выбрать себе квартиру: хоть в Лозовой, хоть в Киеве — на сумму, которая им положена. Если денег не хватает, можно добавить собственные средства.

У нас создана городская комиссия, которая рассчитывает сумму компенсации. Она зависит от норматива стоимости квадратного метра в нашем регионе, от коэффициента для города-миллионника, количества членов семьи льготника и т. д. В декабре прошлого года у нас было заседание первой городской комиссии на эту тему, рассматривали четыре заявления от семей погибших. Им была выделена сумма 3 млн 417 тыс. 498 гривен — от 760 тысяч до 1 млн 200 тысяч на семью. Деньги люди должны использовать до декабря 2017 года. То есть жилье должно быть приобретено в течение года с момента принятия решения комиссией. Люди сами выбирают жилье, заключают договор купли-продажи, продавцу перечисляются деньги со счета, открытого заявителем в «Ощадбанке».

В такой ситуации есть определенный риск при покупке жилья в доме, строительство которого еще не завершено. Если по каким-то причинам дом не будет сдан в эксплуатацию до декабря 2017-го — деньги придется вернуть. Поэтому, мне кажется, лучше не рисковать и выбрать такой вариант жилья, чтобы можно было сразу заключить сделку.

— А куда по этому поводу обращаться и какие документы необходимо предоставить?

— Нужно подать заявление в управление труда и соцзащиты, а также копии паспорта, идентификационного кода, в зависимости от статуса льготника — свидетельства о браке, свидетельств о рождении детей и справку о пребывании на квартирном учете.

Новые сотрудники проходят спецпроверку


— Добрый день. Меня зовут Николай Павлович. Яна Александровна, а что входит в сферу деятельности управлений труда и социальной защиты?

— Честно говоря, легче, наверное, сказать, что не входит в сферу нашей деятельности. А в связи с напряженной политический и экономической ситуацией в стране все больше людей нуждаются в помощи со стороны государства, местной власти и социальных служб. За последние два года у нас очень выросло количество людей, которые обращаются в управления соцзащиты. Не говоря уж о переселенцах, которых сейчас в Харькове более 10% от всего населения города. В этом сезоне в 10–15 раз (по сравнению с 2013 годом) увеличилось количество семей, оформляющих субсидию. Такая же динамика наблюдается по всем категориям граждан, которые обращаются в управления соцзащиты. То есть работы нам прибавилось.

— Увеличивается ли в связи с этим штат сотрудников управлений, дабы разгрузить очереди?

— С 1 января этого года решением городского совета выделены дополнительные сто штатных единиц для управлений труда и соцзащиты. Но пока идет процесс приема на работу. Наши будущие сотрудники должны пройти спецпроверку, люстрационную проверку и т. д. Надеемся, что в ближайшее время они приступят к своим обязанностям.

Какая семья считается малообеспеченной?


— Яна Александровна, здравствуйте. Меня зовут Алла Семеновна. Подскажите, кто может претендовать на помощь по малообеспеченности и каков ее размер?

— Помощь назначается и выплачивается в денежной форме малообеспеченным семьям, которые имеют среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи. При этом трудоспособные члены семьи обязательно должны быть трудоустроены . Исключение — один из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком или за инвалидом либо состоит на учете в Центре занятости.

Размер социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума, то есть гарантированного минимума для назначения помощи в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». Эта величина в процентном соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения составляет: для трудоспособных лиц — 21%, для детей — 85%, для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов — 100% соответствующего прожиточного минимума.

Социальная помощь рассчитывается как разница между уровнем обеспечения прожиточного минимума для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом. Но при этом она не может быть больше, чем 75% прожиточного минимума для семьи.

Например,  совокупный среднемесячный доход семьи из двух трудоспособных родителей и двоих детей — двух и семи лет — составляет 3000 гривен; уровень обеспечения взрослых — 336+336; уровень обеспечения ребенка до 6 лет — 1266,93; уровень обеспечения ребенка до 18 лет — 1579,22.

Теперь рассчитаем уровень обеспечения прожиточного минимума семьи:

336 x 2 + 1266,93 + 1579,22 = 3518,15 гривен.

В этом случае размер помощи составит: 3518,15 - 3000 = 518,15 грн.

При этом размер социальной помощи увеличивается на каждого ребенка в возрасте  до 13 лет на 250 грн, а в возрасте от 13 до 18 лет — на 500 грн.

Таким образом, размер социальной помощи для семьи в нашем примере составляет 1018,15 гривен.

— А куда обращаться за назначением помощи и какие документы предоставить?

— Обращаться нужно в управление труда и социальной защиты по месту регистрации.  Необходимо заполнить заявление-декларацию на основании справок о составе семьи и о доходах. Кстати, если ребенок учится в вузе, нужна справка из учебного заведения, что он не получает стипендию либо получает в таком-то размере. Помощь по малообеспеченности назначается на полгода, после чего нужно снова подтверждать право на назначение помощи.

Кого могут оставить без субсидии?


— Здравствуйте, Виктория беспокоит. Яна Александровна, выросло ли в Харькове количество претендентов на субсидию?

— Значительно! С ростом тарифов на коммунальные услуги огромное количество харьковчан обращается за назначением субсидии. Каждый день только в одно управление труда и социальной защиты приходит до ста человек. На сегодняшний день за назначением этой государственной помощи обратились 260 тысяч семей, а получают субсидию 226 тысяч семей.

— Скажите, а можно отправить документы на субсидию по электронной почте?

— Это законом не предусмотрено. Документы можно подать, лично явившись в управление труда и социальной защиты, либо отправить по почте, либо же заполнить электронное заявление на сайте Минсоцполитики. Последний вариант возможен в том случае, если есть электронная подпись. В случае ее отсутствия все равно придется в месячный срок наведаться в управление, чтобы расписаться в своих документах.

— Были случаи, когда кого-то лишали субсидии?

— Конечно. Например, если человек умолчал о покупке на сумму более 50 тысяч гривен, которая была сделана в предыдущем перед назначением субсидии году, выплата субсидии прекращается. При этом человек должен будет вернуть всю незаконно полученную сумму. Также излишне начисленная часть субсидии должна быть возвращена получателем, если он подал неправдивые сведения при ее оформлении.

Кроме того, существует риск, что субсидия будет прекращена, если в районное управление труда и социальной защиты обратились коммунальные службы с жалобой на неуплату жильцом обязательной части по оплате коммунальных платежей. Если семья не платит — субсидия приостанавливается. После погашения задолженности по обязательным платежам нужно снова обращаться в управление труда и соцзащиты, писать заявление и предъявлять оплаченные квитанции — автоматически субсидия не восстанавливается.

Придется ли вернуть субсидию при продаже квартиры?


— Добрый день. Антон Сергеевич беспокоит. Яна Александровна, правда ли, что если получатель субсидии решил продать свою квартиру — ему придется вернуть выплаты государству?

— Нет, это миф. Программа субсидий в нашей стране реализуется уже больше 20 лет и за это время ни разу таких случаев не было. Возможно, подобные слухи возникают в связи с такой ситуацией. Субсидия была оформлена на бабушку, она умерла, а внук, которому ее квартира досталась по наследству, продолжает пользоваться бабушкиной субсидией. Конечно, в таком случае ему придется вернуть выплаты с момента смерти бабушки. Если внук хочет воспользоваться этой государственной программой — ему необходимо подать свое заявление на назначение субсидии с указанием своих доходов и т. д.

— Какие еще существуют мифы по поводу субсидии?

— Ну, например, что в случае задолженности по коммунальным платежам субсидию не оформят. Это неправда — задолженность не влияет на назначение субсидии. Еще один миф — нельзя претендовать на субсидию, если в собственности есть две квартиры или машина. Такие ограничения были до 2013 года. Сейчас имущественное положение семьи на назначение субсидии не влияет.

Удваивается ли льгота для детей войны?


— Здравствуйте, Яна Александровна. Меня зовут Зинаида Григорьевна. Подскажите, что выгоднее льгота или субсидия?
 
— С 1 мая 2016 года действует норма, согласно которой семья имеет право выбора: пользоваться  субсидией или льготой. Если субсидия небольшая, и целесообразнее платить за коммунальные услуги с учетом льготы, то необходимо подать заявление в орган социальной защиты о прекращении предоставления субсидии. И наоборот: если в отопительный период семье выгоднее пользоваться субсидией, нужно подать заявление для назначения субсидии. Если льготник подал заявление на субсидию, но на неотапливаемый период она равна нулю, то в дальнейшем поставщики услуг будут автоматически учитывать льготу.

— А если в семье два ребенка войны, 25-процентная льгота на оплату коммунальных услуг удваивается?

— Нет. Объясню на примере. Если, допустим, тариф составляет 10 гривен. Два человека — не льготники — должны оплатить 20 гривен. Если это два ребенка войны, то каждый платит по 25% — то есть 7,50 гривен. На двоих выходит 15 гривен. Это никак не 50 процентов. Кстати, всем детям войны значительно выгоднее пользоваться субсидией, нежели 25-процентной льготой. Грубо говоря, если по льготе доплата государства будет составлять 250–300 гривен, то по субсидии — 1500 гривен.

— Здравствуйте. Яна Александровна, могут ли переселенцы претендовать на субсидию? Меня зовут Алина.

— Если семья переселенцев живет на съемной квартире, она может претендовать на так называемую субсидию по аренде. Но только лишь в том случае, если хозяева жилья откроют на них временные лицевые счета. Переселенцы, которые живут в модульном городке, в субсидии не нуждаются. Для них установлены достаточно низкие коммунальные тарифы.

Кому соцработник поможет бесплатно?


— Яна Александровна, добрый день. Какие услуги терцентры предоставляют бесплатно и кто может на них рассчитывать?

— Терцентры оказывают очень широкий спектр социальных услуг — от социально-бытовых до адаптации и организации досуга. Например, в каждом территориальном центре работают клубы активного долголетия. Включены в этот перечень и новые услуги, например сопровождение незрячих. Претендовать на получение бесплатных услуг терцентра могут лишь одинокие престарелые или больные граждане. Если же есть родственники, которые их обязаны содержать по закону, — граждане могут получать услуги терцентра, но только на платной основе.

— А если, допустим, дети есть, но проживают в другом городе либо ведут асоциальный образ жизни и престарелым родителям не помогают?

— Только на платной основе.

— А какова стоимость услуг?

— В каждом терцентре она разная и зависит от самой услуги, ее себестоимости, штатной численности соцработников, затрат на коммунальные услуги, электричество и т. д. В среднем же стоимость одной услуги колеблется от 15 до 80 гривен.

Личное дело
Яна Александровна Кобзарь — заместитель директора Департамента труда и социальной политики Харьковского горсовета. Родилась 21 июня 1971 года в Харькове. В 1995 году окончила аграрный университет им. В.В. Докучаева. В 2008 году окончила магистратуру в ХНЭУ по специальности «государственная служба». С 1996 года работает в социальной сфере города. Прошла путь от специалиста 1-й категории в районном отделе субсидий Октябрьского райисполкома до главного специалиста отдела социальных пособий. С 2009-го работает в Департаменте труда и социальной политики Харьковского городского совета. С февраля 2014 года по настоящее время — заместитель директора Департамента труда и социальной политики Харьковского горсовета.
Замужем, имеет сына и дочь. Увлекается водным туризмом.