Жизнь стремительно трансформируется и диктует новые условия.
Кто сегодня влияет на университеты, как складываются партнерские отношения вузов с властью, обществом, работодателями, бизнесом и внутренними группами — преподавателями, студентами и родителями? Как наладить партнерство на равных, чтобы вместе решать проблемы высшей школы? В Народной украинской академии состоялась конференция «Взаимодействие образовательных учреждений со стейкхолдерами: веление времени», на которой обсудили эти непростые проблемы.— Термин «стейкхолдеры» перешел в образовательную практику из экономики, предпринимательства: так обозначают группы, организации конкретных людей, на которых оказывает влияние компания и от которых она зависит, — рассказывает советник ректора Народной украинской академии, доктор исторических наук, профессор, академик АН ВШ Украины, почетный гражданин Харькова Валентина Астахова. — Иными словами, это некая заинтересованная, причастная сторона. Раньше подобные взаимоотношения практически не были нужны университетам, существовало меньше потребностей в таком социальном партнерстве, так как многое брало на себя государство. Однако динамичные изменения в системе образования и в обществе в целом совершенно видоизменили роль университета и формы взаимоотношения с ним.
Жизнь диктует новые правила
Тема конференции привлекла не только отечественных, но и зарубежных специалистов — из Беларуси, Германии, Грузии, Казахстана, Латвии, Польши, Швеции. Такой интерес неслучаен.
— Над проблемой, которой посвящена конференция, ломают голову многие специалисты. В образовании в короткие сроки сложилась ситуация сильной перегруженности запросами со стороны практически всех известных «групп влияния», — говорит ректор Народной украинской академии, доктор исторических наук, профессор Екатерина Астахова. — Практически все, кто влияет или может влиять прямо или косвенно, выражают недовольство несоответствием результатов образования. С одной стороны, недовольны органы власти, работодатели, родители, выпускники, абитуриенты, общественные организации, СМИ, с другой — преподаватели, студенты, сотрудники. Все эти группы в той или иной степени являются «заказчиками» и формулируют свои запросы и ожидания.
Вузы ищут адекватные ответы на очередной вызов
— Стремясь быть «хорошим для всех», современный университет вынужденно подстраивается под запросы самых разных стейкхолдеров, интересы которых порой бывают полярными, — считает Екатерина Астахова. — Поэтому очень важно создать жизнеспособную систему взаимодействия всех групп влияния, установить по отношению к вузам определенные правила игры, партнерских отношений, того самого социального партнерства, которое позволит смягчить «запросную перегруженность» и объединить усилия стейкхолдеров вокруг мира университета, без которого разрешить противоречие нового общества едва ли возможно. Замечу, проблема социального партнерства — это общецивилизационная идея. Видимо, в ире в целом, а не только в системе образования, сформировался запрос на партнерство, доверие, объединение усилий самых разных сил и сторон.
Партнерство со студентами — первая необходимость
Несмотря на то, что пласт партнерских проблем очень объемен, спектр партнерских отношений Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина очень широк, и ХНУ имени В.Н. Каразина Виль Бакиров практикой партнерства вуза.
— Студенчество — один из основных стейкхолдеров. Пожалуй, даже стейкхолдер номером один. Это главное действующее лицо в организации учебного процесса, — делится мнением ректор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Виль Бакиров. — Взаимодействие со студентами должно строиться на равноправном партнерстве, и наш университет всегда к этому стремился. Сегодня партнерство со студентами — первая необходимость, студенческие организации все более ощутимо влияют на характер и общие условия образования и студенческой жизни.
По словам Виля Бакирова, ХНУ им. В.Н. Каразина много сил отдает научным исследованиям, поэтому для вуза очень важны академические партнеры — Национальная академия наук, Педагогическая академия наук, академические научные институты.
— Мы стремимся развивать взаимное сотрудничество с работодателями, — признается ректор. — Без такого партнерства мы не сможем сохранять баланс между нашими программами и потребностями рынка. Каждый факультет тесно взаимодействует с потенциальными работодателями, обсуждает с ними учебные планы, стандарты подготовки специалистов, организацию производственной практики и многое другое.
Надежными партнерами стали выпускники
По мнению Виля Бакирова, одна из важнейших групп влияния, без которой сегодня не может обойтись ни один университет — выпускники. И у каразинцев есть такой партнер — Ассоциация выпускников, преподавателей и друзей ХНУ имени В. Н. Каразина.
— Выпускники университета — очень важный для нас стейкхолдер, — уверен Виль Бакиров. — Наш вуз одним из первых в Украине создал Ассоциацию выпускников, преподавателей и друзей ХНУ имени В. Н. Каразина, президентом которой был избран академик Владимир Семиноженко. Ассоциация оказывает огромную помощь в развитии нашей университетской инфраструктуры, в поощрении лучших студентов, молодых ученых, в работе с выпускниками. С помощью выпускников мы реконструировали музей истории университета, создали ЕрмиловЦентр, имеющий общеукраинское значение, центр интерактивной науки ЛандауЦентр, который посещают десятки тысяч школьников не только Харькова, но и других областей. При поддержке выпускников мы установили памятники Дмитрию Багалею, Александру Ляпунову, бюсты нобелевским лауреатам, жизнь которых была связана с университетом.