Культура

  • 765
  •  / 

В театре Пушкина покажут двойников и плотоядных зомби

В театре Пушкина покажут двойников и плотоядных зомби
Харьковский академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина открывает малую сцену, на которой собирается удивлять харьковчан смелыми экспериментами.
Первый опыт — спектакль «Чайка» Антона Чехова в постановке режиссера Ольги Туруты-Прасоловой — обещает поразить воображение зрителя коварным убийством Сорина, раздвоением персонажей и плотоядными зомби.

— Идея создать малую сцену родилась еще в 2013 году, был сделан и проект, — рассказывает директор театра им. Пушкина Сергей Бычко. — Но тогда  не было финансирования, поэтому проект, за который заплатили большие деньги, остался, а воплощения не последовало. Однако, чтобы подтянуть к театру талантливую молодежь, мы придумали, как перестроить театр, не вкладывая колоссальных денег, и создать малую сцену своими силами. Получилось небольшое театральное пространство, которое мы называем «Портал на Гоголя, 8».

Первым экспериментом станет нетленная «Чайка»


Портал создали на основе репетиционного зала. Сцену и зал оформили как черный кабинет. Привычного для зрителя помоста здесь нет — актеры находятся на одном уровне с публикой, зрительские ряды (70 мест) уходят вверх. В театре мечтают, что в будущем удастся оборудовать место для звукорежиссеров и увеличить зал до сотни мест.
 
«Портал на Гоголя, 8» откроется 5 марта дебютной постановкой режиссера Ольги Туруты-Прасоловой — необычной трактовкой нетленной пьесы Антона Чехова «Чайка».

— Нам повезло, что Ольга взяла именно эту пьесу, — считает Сергей Бычко. — Мы долго встречались, говорили, в течение полугода «принюхивались» друг к другу, пристраивались — в результате вышли на эту пьесу. На репетиции спектакля я услышал то звучание «Чайки», которого не ожидал. В этом режиссерском видении есть смелое откровение: мы, актеры, пытаемся приукрасить свою профессию, дать ей флер, пышность. На самом деле все не так. Зрители видят только внешнюю сторону, а за всей этой роскошью — раны, слезы, изломанные судьбы, потеря надежд. Мне кажется, для нашего театра спектакль будет хорошей находкой.

«Никогда не буду ставить эту пьесу»


Режиссер открыла для себя чеховскую «Чайку», когда абстрагировалась от опыта предшественников.

— Когда я училась в университете, читала пьесу через восприятие других режиссеров. Нина мне не нравилась, и я думала: «Никогда не буду ставить «Чайку». В этой пьесе все такие несчастные». Но когда снова прочитала ее, позабыв о трактовке других режиссеров, поняла, что в пьесе абсолютно живые люди, — говорит Ольга Турута-Прасолова.

Режиссер осмелилась сломать стереотипы. В частности, многие режиссеры непременно интерпретировали символ чайки, а Ольгу этот образ не впечатлил.

— Люди склонны придавать значение тому, чего нет на самом деле, — считает Ольга Турута-Прасолова. — Я много лет жила в Одессе и не видела красоты в этих птицах. Ходят по пляжу не очень чистые попрошайки, едят все подряд — далеко не изысканный образ парящей над морем птицы.

Сюрпризом для зрителя станет и Нина Заречная, которую многие режиссеры ассоциируют с чайкой.

— Зрители почему-то считают Нину возвышенной, всеми обманутой и несчастной. А мне кажется, что она с самого начала не туда пошла. Не исключено, что она просто бездарна, — делится режиссер. — У Нины переломный момент. Если она начнет развиваться, поймет, что делать и чего хотеть в профессии — вырастет большой актрисой.

Распределение ролей стало шоком

 
В «Чайке» сыграют молодые актеры театра, в том числе выпускники Харьковского национального университета искусств им. Котляревского. Для недавних студентов спектакль стал особым испытанием: они уже играли «Чайку» в студенческом спектакле, и в новой постановке пришлось хорошенько перестраиваться — большинству достались другие роли.

— Я не знала, кто кого играл в студенческой «Чайке», — рассказывает Ольга Турута-Прасолова. — Распределение ролей было таинственным. Мы писали на листочках, кого актеры видят в каждой роли, но «опрос» мне никак не помог: с моим видением совпал лишь один персонаж. Мне показалось, что кто-то из ребят был немного удивлен и даже  разочарован, но я так устроена — смотрю на актера и сразу вижу в нем персонажа.

— Распределение ролей стало для меня шоком, — признается исполнительница роли Нины Заречной Людмила Кохан. — В университете я играла Аркадину. По своей природе я совершенно не Нина, и я молила бога, чтобы мне не досталась эта роль. Правда, тогда я видела ее совсем по-другому. Я до сих пор в поиске, хотя, возможно, кое-что уже удалось понять в этой девочке. И вижу немало прототипов Нины в нашей жизни, — у этих девушек есть «папики», которые продвигают их. Создавая образ, я старалась искать приземленные вещи, но для меня пик — в последнем монологе, когда Нина совершенно разбита и становится понятно, что у нее есть душа.

Ольга Кривошеева второй раз приглянулась на роль Маши, но юной актрисе тоже пришлось себя перекраивать.

— В студенческом спектакле роль для меня осталась недосказанной, — признается Ольга  Кривошеева. — На эту роль было четыре актрисы, я играла раз в месяц, и мне не хватило времени реализоваться. В новом спектакле появилась такая возможность. Вначале было тяжело, да и сейчас еще рано говорить, что я почувствовала роль, что живу с Машей. Но у меня происходит активный диалог с персонажем, и он помогает нарисовать что-то третье, что пока еще только формируется.

Режиссер коварно убила нудного Сорина


Одна из задач, которую поставила режиссер перед актерами — забыть о традиционной трактовке «Чайки» как драмы.

— Студенческая постановка была больше мелодрамой, и мы старались делать ее очень серьезной, а сейчас режиссер просит нас играть комедию: предлагает посмеяться над персонажем, над ситуацией, — говорит исполнитель роли Треплева-страшего Александр Кривошеев. — С Олей очень легко работать — она позволяет баловаться, дурачиться.
Мало того, Ольга Турута-Прасолова вольно обошлась с некоторыми персонажами. Так, Сорина и Дорна играет один актер. Первого режиссер и вовсе превратила в безликое тряпичное чучело, которое Дорн возит в инвалидном кресле.

— Я убила Сорина, потому что он такой нудный и неинтересный, что никак иначе нельзя оправдать его существование, — делится мотивами «убийства» Ольга Турута-Прасолова. — Мне кажется, что все персонажи пьес Чехова запараллелены: есть я и моя противоположность в другом персонаже. В «Чайке» это особенно очевидно, и мне захотелось создать удвоенные персонажи. Например, Дорна и Сорина я соединила, поскольку это два варианта старения человека: один может нудить и быть мертвым всю жизнь, а другой считает, что жалеть не о чем, и радостно потратив все деньги, поехать в Геную.

А вот, например, у Треплева произошло раздвоение.

— Оле показалось, что Треплев не может быть одним человеком, что в нем живет и маленький капризный Треплев, и старший, более адекватный, который старается идти от логики, — рассказывает исполнитель Треплева-старшего Александр Кривошеев. — Мне очень интересно работать с Максимом: в процессе мы и ссорились, и нервничали, но сделать одного человека с немного разными характерами — это очень интересно.

Почти двухметровый Максим Авксентьев играет «малыша» — маленького Костю Треплева в коротеньких штанишках.

— Мне нравится быть немножечко капризным ребенком (на самом деле я не такой). В начале репетиций режиссер мне говорила: «Перестань себя контролировать, расслабься, балуйся». У меня до сих пор не очень получается. Главное в этом персонаже — делать одного с Сашей человека, — считает Максим Авксентьев.

Актеров пришлось сдерживать, чтобы не закрутили любовь


Студенческая дружба дала на сцене свои плоды. Отношения между Ниной и Тригориным вышли уж очень реалистичными.

— Мы работаем вместе уже давно и любим друг друга, и на первых репетициях пришлось даже построить некую стену между нами, — признается исполнитель роли Тригорина Максим Панченко.

— Уже в первых сценах они начали обниматься, — вспоминает режиссер. — Но я объяснила, что если Нина сразу упадет на руки Тригорину, дальше играть будет нечего: все уже случилось. Пришлось их придерживать.

В финале спектакля персонажи неожиданно превращаются в зомби.

— Зомби появились случайно, — делится режиссер. — Я понимала, что это рискованный шаг, но здесь не столько зомби, сколько люди, которые едят других людей. Когда человек попадает в коллектив, где все уже сложилось и схвачено, его заранее отторгают, и творческий человек должен знать, что если он имеет собственные убеждения и мысли, всегда найдутся зомби, которые будут пытаться его съесть.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей30 апреля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.6611 грн
100 USD 2656.09 грн
100 EUR 2903.11 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи