Харьковского музыканта-педагога, заслуженного деятеля искусств Украины Елену Костенко наградили почетным знаком «Слобожанская слава».

Играть на очень необычном инструменте — цимбалах — она начала с 15 лет и поначалу высоких целей в музыке не ставила. Тем не менее после консерватории сразу попала в знаменитый филармонический оркестр народных инструментов Беларуси, а приехав в Харьков, где цимбал днем с огнем не найдешь, создала целую школу цимбального исполнительства.

Когда Елене Костенко было 15 лет, старший брат, который учился вокалу в Гомельском музыкальном училище, узнал о наборе в класс цимбал, куда можно было поступить без предварительного образования в музыкальной школе.

Цимбалы — инструмент интернациональный


— До поступления в училище я о цимбалах практически ничего не знала, но еще с детства у меня была тяга к музыке — самостоятельно подбирала мелодии на баяне и бандуре, поэтому воспользовалась возможностью учиться музыке. Поначалу, высоких целей перед собой в музыке не ставила, но постепенно начала открывать для себя секреты цимбал и полюбила их, — рассказывает Елена Костенко. — Цимбалы — уникальный и интернациональный инструмент, который распространен не только в восточноевропейских странах — Украине, Беларуси, Венгрии. Он есть фактически во всех государствах, но под разными названиями. Похожий встречается, например, в странах Азии. Очень популярен подобный инструмент у жителей Поднебесной. У всех таких инструментов одинаковая трапециевидная форма деки, звук извлекается ударами двух деревянных палочек, цимбалы отличаются только строем и диапазоном.

Известный оркестр выступал вместе со знаменитостями


В те времена в консерваторию можно было попасть только по направлению, но игру Елены на выпускном экзамене услышал приехавший из Минска известный пианист, который уверенно назвал ее фамилию среди рекомендованных к поступлению в Минскую консерваторию. В вузе цимбалистка попала в класс легендарного цимбального исполнителя Иосифа Жиновича, а после окончания ее распределили в филармонический оркестр народных инструментов Беларуси. Коллектив был очень известным и гастролировал по всему бывшему Советскому Союзу — от Юрмалы до Сахалина, выступал в Польше.

— Когда коллективом управлял Иосиф Жинович, мы играли много классической музыки: Вагнера, Вебера, он приглашал симфонических дирижеров. Цимбальный белорусский оркестр очень своеобразен — он создан по типу  симфонического, где вместо первых и вторых скрипок, например, были первые и вторые цимбалы, альты, теноры. В составе оркестра имелась духовая группа и группа баянов, — вспоминает Елена Костенко. — Мы работали на правительственных концертах в дни государственных праздников, Иосиф Жинович приглашал для совместных выступлений вокалистов первой величины: Анатолия Соловьяненко, Артура Эйзена, Вергилиуса Норейко. Обычно мы репетировали в камерном зале филармонии, а для репетиций со знаменитыми вокалистами нам выделяли большой зал. Мы аккомпанировали им и слушали великолепные голоса, затаив дыхание. Анатолий Соловьяненко был очень скромным и сдержанным, с интеллигентной манерой поведения, а Артур Эйзен — энергичным и очень общительным. Приходя на репетиции, он сразу заглядывал к нам и приветствовал: «Здравствуйте, девушки-красавицы!». Оркестр давал концерты с группой «Песняры» — в те годы у ВИА была пиковая популярность. Как-то мы участвовали в студийной записи «Песняров» — для вкрапления в их песни звучания цимбал. Было очень интересно работать с маститыми исполнителями.

Цимбалы нашли ее в Харькове


В 1979 году Елена Костенко переехала в Харьков. В отличие от Беларуси, где очень распространены цимбалы, в нашем городе в то время профессиональное исполнительство на этом инструменте не существовало как таковое, но спустя год руководство музыкальной школы № 9 предложило открыть класс цимбал — в школе без дела пылилась пара инструментов. Через год ее пригласили в музыкальное училище им. Бориса Лятошинского преподавать дирижирование, бандуру, оркестровое исполнительство и другие предметы.

— Ко мне подошла директор школы: «Правда ли, что вы цимбалистка? Не хотели бы открыть у нас класс цимбал?». Я ответила: «С удовольствием». Для меня было полной неожиданностью, когда я увидела у них на складе и белорусские, и украинские цимбалы. Это был дефицитный для харьковских музыкальных школ инструмент, и я очень удивилась, что он все-таки есть в Харькове, — делится Елена Костенко. — Со временем в училище был открыт класс цимбал. С этого момента началось становление харьковской школы профессионального исполнительства на цимбалах. В 1990 году в Харьковском институте искусств им. Котляревского (сейчас — Харьковский национальный университет искусств) был открыт класс цимбал. Таким образом, харьковская школа цимбал поднялась на ступень высшего образования.

Педагог выпустила множество лауреатов международных конкурсов и победителей всеукраинских конкурсов, она показывала своих учеников на Всемирных конгрессах цимбалистов (с одного из конгрессов подопечные Елены Костенко привезли золотую медаль).

— Я очень люблю свой инструмент: у него масса возможностей, — уверяет Елена Костенко. — Цимбалы очень интересны, — на них можно экспериментировать и играть любую музыку. Мы находимся в постоянном поиске, и играем самый различный репертуар. Например, исполняем на цимбалах скрипичную и фортепианную музыку, играем произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Яна Сибелиуса, Клода Дебюсси. Исполняем на цимбалах джазовые композиции. Харьковский музыкант Никита Рубченко, известный как исполнитель гимна Украины в рок-стиле, настолько ценит цимбалы, что взял в свою группу цимбалиста Михаила Кужбу.