Культура

  • 686
  •  / 

Как городские ведьмы совращали приличных парубков

Как городские ведьмы совращали приличных парубков
Бытует мнение, что все женщины немножечко ведьмы. Накануне 8 Марта мы решили поинтересоваться у эксперта, водились ли ведьмы и на Слобожанщине.
Ведь нечисть активизируется в большие праздники, и не исключено, что ведьмы захотят себя проявить и в светлый женский день.

— Слово «ведьма» происходит от слова «ведать». А поскольку женщины издревле были ближе к природе, умели лечить и творить чудеса, они и были ведуньями. Однако не все получали знания и силу из чистых источников. Мне еще не встречалось ни одно село, в том числе и в Харьковской области, где на вопрос: «Рассказывал ли вам кто-нибудь о местных ведьмах?» или «Есть ли у вас в селе ведьмы?», не отвечали бы утвердительно, — уверяет этнолог, фольклорист с сорокалетним стажем, кандидат филологических наук Михаил Красиков. — Люди рассказывают множество историй о ведьмах, которые живут или жили в этих краях еще совсем недавно. Водились ведьмы и в самом Харькове. Если судить по рассказам харьковчан, хватает их в городе и сейчас. Например, до сих пор ходит молва о том, что Благовещенский собор — самый посещаемый ведьмами храм. Такая слава связана и с относительно недавними происшествиями в соборе, когда на колокольне был пожар, а с купола слетел крест. На самом деле то, что именно в Благовещенском соборе собираются ведьмы, — это миф. Я думаю, они посещают абсолютно все храмы, поскольку там они получают своего рода энергетическую подзарядку.

На Слобожанщине до сих пор немало колдуний


Считается, что ведьмы способны на весьма гнусные поступки: только и мечтают о том, чтобы кто-то отошел в мир иной или как минимум сильно заболел. Для этого злой женщине достаточно задумать имя несчастного и поставить в храме свечу противоположным концом вниз и зажечь. Но эти пакости они делают не совсем по своей воле.

— Ведьмы — своего рода зомби: они сами себе не принадлежат и не вполне могут управлять поступками. Они творят зло не потому, что им так хочется, а потому, что их заставляет некая сила, которая находится внутри, — уверен Михаил Красиков.

На Пасху можно выяснить, кто тут ведьма


Есть много разных способов распознать ведьму. Поскольку эти дамы любят набираться силы в храмах, чаще всего там их и разоблачают.

— Я зафиксировал немало свидетельств, в основном от мужчин, которые в пасхальную ночь прятались возле храмов, чтобы выяснить, какая баба в селе ведьмует, — рассказывает фольклорист. — По поверьям, когда после богослужения священник с верующими совершает обход храма и двери храма закрывают, ведьма отстает от процессии и целует замок на закрытой двери или, если это не удастся, хотя бы прислоняется к нему спиной. У меня записаны десятки рассказов, в том числе и жителей Харьковской области, о том, как люди своими глазами видели целование замка «прихожанками». Мало того, ведьмы непременно стараются ухватить священника за рясу, притронуться рукой к иконам. Все эти действия нужны им для того, чтобы набраться в церкви сил и успешно ведьмовать до следующей Пасхи.
К слову, вычислить чародейку (правда, иными способами) можно и на другие большие религиозные праздники: например, на Троицу или Рождество.

У ведьмы есть хвост?


Бытует мнение, что ведьмы — старые нелюдимые бабки, одиноко живущие на околице. Но, говорит Михаил Красиков, часто внешний образ жизни ведьмы ничем особенным не отличается — у нее могут быть семья, дети и внуки (причем родные могут иногда и не догадываться о ее подлинной сущности). Кроме того, внешне эта мадам может ничем не отличаться от обычной женщины: она не обязательно выглядит фатальной обольстительницей или, наоборот, костлявой носатой каргой, разве что недобрый пристальный взгляд может насторожить. Тем не менее, по народным представлениям, у нее частенько наблюдается одна физическая особенность — хвостик.

— Это вовсе не обязательный признак ведьмы, однако в материалах наших экспедиций есть история о том, что женщина, которую считали в селе ведьмой, умерла (умирала она, кстати, долго и тяжело, как и положено ведьмам), — рассказывает  Михаил Красиков, — Чтобы омыть тело, принято звать посторонних людей. Две женщины, которые часто приглашали на омовение, ожидали, что, наконец, узнают правду — была ли умершая ведьмой. Но когда пришли к дочке покойницы, омывать тело их не пустили, поэтому в селе решили, что хвостик у почившей все-таки был. Впрочем, есть у нас рассказы женщин, которые у своих односельчанок (как раз подозреваемых в связях с нечистой силой) этот атавизм наблюдали.

Ведьмы могут перевоплощаться во что угодно


Ведьмы — демонические существа, которые пребывают в основном в человеческом обличье, но могут принимать разные личины.

— Они могут превращаться в животных: например, в кошек, свиней или собак — как правило, необычно крупных и страшных, но могут превратиться в растение и даже неодушевленный предмет — стог сена, клубок ниток, колесо. Один сельский житель рассказывал, что однажды поздно вечером шел домой и вдруг увидел катящееся навстречу деревянное колесо, которое бросалось ему под ноги и не давало проходу, — рассказывает Михаил Красиков.

Одно из любимых занятий — воровство молока


— Они воруют молоко виртуозно, — говорит этнограф, — но известны способы, как застать ведьму за этим занятием. Для этого в хлеву надо поставить борону зубьями к двери и с вечера сесть за ней: тогда ведьма тебя видеть не будет, а ты ее увидишь. Один человек, который каждое утро замечал, что его корова была уже кем-то выдоена, так и сделал. Он запер дверь на крючок, спрятался за борону и только сел, как услышал характерные звуки доения и удары струй молока, стекающего в бидон. Он хотел встать, но не мог пошевелиться. Надоив молока, невидимая глазу ведьма набрала напоследок коровьих лепешек и швырнула в лицо преследователю. Впрочем, есть масса историй о более удачливых охотниках на ведьм, которые заставали в хлеву кошку или собаку с бидоном на лапе и ранили животное топором, а наутро выяснялось, что у какой-то бабы перебита рука.

Охоту на ведьм освещали в прессе


— Одну из таких историй опубликовал в своей книжке «Культурные переживания» известный исследователь Николай Сумцов, — рассказывает Михаил Красиков. — Он пересказывает и отчасти цитирует заметку в «Харьковских губернских ведомостях» за 1886 год. В статье речь идет о том, что жители пригородной Основы (родины Григория Квитки) были взволнованы визитами ведьмы к 20-летнему парубку, которого звали Павло Онищенко: «Прибегает она туда в виде белой собаки с человеческими пальцами на лапах и, найдя Павла Онищенко, где бы он ни ночевал, моментально превращается в девушку и начинает его обнимать и целовать». Газетный репортаж выдержан в документальном стиле: не только никто из основянцев не имел сомнений относительно интимных отношений парня с ведьмой, но и урядник, все волостное правление и студент-волонтер, которые однажды отправились ловить ведьму в усадьбу Павла. Вместе с местными чиновниками селяне вышли на «охоту» с осиновыми палками: если ударить ведьму такой палкой, она, по поверью, примет человеческий вид. По прибытии начальства писарь правления торжественно сообщил, что ведьма приходила, но ее спугнул селянин, который крикнул ей: «Чего тут шляешься?». Кажется, и журналист был абсолютно уверен в реальности визитов ведьмы к выбранному ею бойфренду.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей24 июля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.3285 грн
100 USD 2582.26 грн
100 EUR 3007.82 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи