Культура

  • 614
  •  / 

Персонажей лишили голоса, потому что им нечего сказать

Персонажей лишили голоса, потому что им нечего сказать
Персонажей лишили голоса, потому что им нечего сказать Что происходит с людьми, если система делает их рабами и исполнителями?
На следующей неделе, 17 марта, Харьковский академический украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко презентует премьеру спектакля «Картотека» по одноименной пьесе польского поэта, прозаика и драматурга Тадеуша Ружевича.

«Если в пьесе было все прямо сказано, это была бы патология»


— «Картотека» — украинско-польский проект, — рассказывает Генеральный консул Республики Польша в Харькове Януш Яблонский. — Я видел спектакль во Львове в исполнении польских актеров на польском языке, а в Харькове «Картотека» будет впервые проходить на украинском языке в исполнении украинских актеров. Выбор на Харьков пал не случайно. Он славится интеллигентными людьми, здесь много университетов. Надеюсь, что после Харькова спектакль покажут в Киеве и других городах Украины, а также в Европе.

Спектакль поставил известный польский режиссер, профессор театрального искусства Анджей Щитко. По его словам, «Картотека» — непростой материал. Жанр пьесы — антидрама, и по своей философской сути она перекликается с театром абсурда и экзистенциализмом. Пьеса выбрана для постановки в Украине не случайно.

— Это очень сложная многоплоскостная пьеса, и во время работы над спектаклем я тоже  себе задавал вопросы и искал ответы, — говорит Анджей Щитко. — Зритель сам должен увидеть глубину пьесы. У драматурга Тадеуша Ружевич была сложная жизнь, и главный герой — сам Ружевич. Его персонаж носит разные имена, он живет в мире хаоса, разрушения, бессмыслицы, тревог, метафизических экзистенциальных сомнений и ищет выход из ситуации. Пьеса была написана в 1959 году после смерти Сталина, но режим остался нерушимым, поэтому в ней много аллюзий, намеков, которые в то время нельзя было высказывать. Если бы все можно было выразить и ровно изложить, это была бы патология, а не произведение искусства. Пьеса нереалистическая, но поэтическая — четко ощущается, что Тадеуш Ружевич был прекрасным поэтом.

Через квартиру героя проходит улица


По словам режиссера, сам автор обозначает, что главный персонаж — человек без определенного возраста, профессии и внешности, он часто перестает быть героем, и его заменяют другие люди. Их в этой истории немало, но они не играют значительной роли. Они часто даже не имеют голоса, потому что им нечего сказать. Место действия и декорации — одни и те же. В комнате нет окон, в противоположных стенах находятся двери, обе открыты. Герой лежит в постели, а в отрытые двери постоянно входят и выходят люди из прошлого и настоящего: родители, друзья, коллеги, мертвые и живые. Иногда слышны обрывки фраз. Некоторые останавливаются и читают газеты. Это похоже на то, как будто через квартиру героя проходит улица. Такое движение продолжается с начала и до конца спектакля. Представление построено в технике коллажа — это комбинация маленьких сюжетов. Пьеса Ружевича без начала и конца, она бесконечна — как картотека жизни.

По мнению режиссера, сюжет пьесы очень перекликается с событиями в современной Украине.

— В пьесе есть отголосок реальной ситуации, и не только в Украине: это тема войны, унижения, того, что система может сделать с человеком. Например, один из персонажей пьесы — Человек с пробором — жертва системы, которая поработила его внутреннюю суть, сделала его человеком-собакой, рабом и исполнителем, — говорит Анджей Щитко. — Я уверен, что спектакль будет не просто понятен украинскому зрителю, но и взволнует его.

«Пуст, как собор в ночи»


«Картотека» — третья совместная работа польского режиссера с актерами театра имени Шевченко: Анджей Щитко уже ставил в Харькове два спектакля: «Прощай, Иуда...» и «Антигона из Нью-Йорка».

— Украинские актеры ничем не отличаются от своих коллег в других странах, актеры везде одинаковы, — делится Анджей Щитко. — Одному Бог дал, другому не дал. Их можно разделить на три категории: слабые, хорошие и гениальные. Можно быть актером всю жизнь, но не стать артистом. Артист должен иметь харизму, нести в себе что-то божественное. Герой пьесы «Картотека» говорит, что он пуст, как собор в ночи. Вот если актер пуст, если у него нет запаса знаний и переживаний, он ничего не может дать зрителю. У нас есть анекдот на эту тему: «Актеры бывают перворядными — потому что их слушают только в первом ряду, думающими — которые сами о себе думают, что они хорошие, и божественные — которые выходят на сцену и сразу хватаются за голову «О боже!».

У режиссера должна срабатывать интуиция


Точность в выборе актеров — очень важный момент в работе над спектаклем.

— Когда режиссер читает пьесу, он уже имеет свое видение персонажа, но будет ли исполнитель иметь нужную внешность, внутреннее содержание, которых требует пьеса? Очень важную роль в работе режиссера играет интуиция. Я очень люблю актеров, никогда не делаю голосового прессинга. Я сам был актером и хорошо понимаю их чувства, поэтому не нервирую. В «Картотеке» играют 19 артистов, и я за каждого из них переживаю, — делится режиссер.

— За 52 года работы в театре я прошел школы разных режиссеров, и редко бывает, что режиссер умеет найти в каждом актере черты, которые ему необходимы, — говорит заслуженный артист Украины Евгений Плаксин. — У Анджея Щитко есть такое умение. Кроме того, я считаю его уютным режиссером — с ним можно работать круглыми сутками.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей24 июля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.3285 грн
100 USD 2582.26 грн
100 EUR 3007.82 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи