Гость редакции ВХ — заслуженный работник культуры Украины, Председатель правления Харьковского межобластного отделения Национального союза театральных деятелей Украины, директор Харьковского академического русского драматического театра им А.С. Пушкина Сергей Бычко.

«В театре нет большего греха, нежели скука»


— Здравствуйте, Сергей Анатольевич. Меня зовут Андрей. Вы возглавляете театр чуть больше года. Скажите, какие идеи вам хотелось бы воплотить и какие замысли уже удалось реализовать?

— Год — очень маленький срок, и сделать что-то потрясающе большое пока не удалось, но у меня есть планы и даже некоторые сдвиги. Еще со студенческой скамьи я был актером в Харьковском государственном академическом драматическом театре имени Шевченко, потом два года работал в Мариуполе, затем вместе с коллегами создал в Харькове свой театр, где был и актером, и директором, и завтруппой, после возглавил Дом актера. Придя в театр Пушкина, заметил, что в последние годы он стал немного оседать. Пока руководителем был Александр Барсегян, все держалось на его воле, устремлениях, понимании, на законах, которые он простраивал на протяжении 36 лет, но после его смерти творческое развитие стало потихоньку приостанавливаться. Например, осветители театра не так понимали свои профессиональные задачи, как видел я, — в результате цех полностью уволился. Но в театр пришли новые люди, которые стали совсем по-другому относиться к работе. Если кто-то из сотрудников говорит: «О, мы так никогда не делали, у нас не получится», я отвечаю: «Получится, если захотим». В театре проходит период становления. Уже сейчас у нас работают прекрасные цеха: осветительский, пошивочный, декорационный, столярный. Произошло очень важное для меня событие — открытие новой театральной площадки «Портал на Гоголя, 8». Это — другое пространство, другой мир, другое измерение. Мне хотелось бы, чтобы  иная реальность, которая открывается для зрителя, была новой, экспериментальной и интересной, потому что нет большего греха в театре, нежели скука.

— Малая сцена — ваша идея, с которой вы пришли в театр Пушкина, или общая идея коллектива?

— Когда строили театр, проектом было предусмотрено два входа на улице Гоголя — служебный и еще один, который вел в зал, где до недавнего времени проходили репетиции. Мы превратили репетиционный зал в некое пространство, приспособив  площадку для театрального действа. Мне хотелось бы, чтобы там звучало нечто новое: свежие мысли, воплощения.

Малая сцена открылась с экспериментов


— Добрый день, Сергей Анатольевич. Меня зовут Александра. Скажите, пожалуйста, а кто будет играть на малой сцене? Только молодые актеры -- как в премьерной «Чайке»?

— На малой сцене будет играть не только молодежь. Открывая «Портал на Гоголя», 8», я подумал, что было бы целесообразно сделать первый шаг именно с недавних выпускников университета искусств, которые настолько дружны, что им хочется заниматься творчеством вместе. Я предполагал, что им будет проще освоить новую площадку, будет комфортно вместе — без «взрослых» режиссеров, маститых мастеров сцены, и они смогут проявить себя так же естественно, как и в общении между собой. Это тоже был эксперимент, и все получилось, как я и предполагал.

— А какие экспериментальные постановки еще планируются?

— Я не могу сказать, куда может завести фантазия режиссеров, но прежде всего хотелось бы, чтобы это было ярко по форме и смыслу.

— Не было мыслей ставить модные нынче спектакли под открытым небом?

— Играть под открытым небом не очень комфортно: зимой холодно, летом жарко. Такие представления может себе позволить, допустим, музыкальный театр — там есть микрофоны, музыка, вокал, танцы. А для драматического театра это очень сложно. Мне кажется, с появлением малой сцены нам теперь достаточно артплощадок, чтобы ощущать себя во всеоружии.

— Здравствуйте, Сергей Анатольевич. Вам звонит Анна. Скажите, пожалуйста, а вы больше не играете на сцене?

— Нет, уже не играю.

— А желание есть?

— Артистом нужно быть все время. Последний раз я выходил на сцену в 2003 году. Тогда я только стал директором Дома актера, документов на аренду помещения и других необходимых для работы бумаг не было, я начинал с нуля. Поэтому пригласил на спектакль, в котором я играл, харьковских чиновников, которые мне помогли правильно оформить документы. Но потом на меня свалилось столько дел, что играть стало некогда, а если ты не работаешь на сцене постоянно, теряешь умение, способность, профессионализм. Желание играть во мне возникает, но я понимаю, что нужно себя сдерживать.

— Значит, вам все-таки в глубине души хочется сыграть какого-либо персонажа?

— Ну, если только пококетничать.

Зрители хотят веселья


— Сергей Анатольевич, добрый день. Меня зовут Валентин. Интересно, спектакли какого жанра предпочитает харьковский зритель?

— К сожалению, нередко создается ощущение, что зрители хотят только веселья и отдохновения.

— Может быть, все уже устали от проблем?

— В этом не может быть сомнений — я и сам устаю. Но каждый период мы переживаем непростые времена: они были нелегкими и десятилетия назад, и позавчера, и вчера. Дело не в этом. Многим кажется, что они отдыхают только на комедии, но если зритель смотрит умное, серьезное произведение, у него не заболит голова. В репертуаре театра три спектакля Куни. Они кассовые, и зритель на них охотно ходит, но мне кажется, это баловство. Хотелось бы, чтобы репертуар был глубоко человеческим, чтобы материал не проходил сквозь зрителя, как вода через решето. Важно, чтобы зритель был соучастником событий, которые происходят в театре. Если зритель включится в спектакль, значит, он пришел не зря: его соучастие и сострадание дает то, за чем человек приходит в театр — за отношением, за пониманием.

— Сергей Анатольевич, добрый день. Меня зовут Олег. Скажите, не изменились ли предпочтения зрителей за последние три года? Возможно, они желают, чтобы со сцены резали суровую правду-матку о сегодняшней жизни или, наоборот, хотят светлых веселых спектаклей?

— Правду-матку режут по телевидению, причем в таком количестве, что театру тягаться уже не приходится. А мне хотелось бы говорить о душе, о космосе — о вечных вещах. Потому что человек вечен, только если думает о вечности.

— Но вы планируете светлые, веселые спектакли?

— А вы думаете, вечность — это мрак? Человек жив надеждой, и театр должен дать если не надежду, то, по крайней мере, позитивный посыл.

— Сергей Анатольевич, здравствуйте. Меня зовут Мария. Скажите, пожалуйста, по какому принципу происходит обновление репертуара? Какие спектакли уже ушли со сцены театра и почему?

— Сейчас в репертуаре 22 спектакля. За тот период, что я работаю, было списано шесть спектаклей. Несмотря на то что зрители ходили, постановки пришлось снять с проката: устарели костюмы, ушли осветители, не оставив записей, а нюансы освещения восстановить сложно. Репертуар меняется очень медленно: чтобы сделать спектакль, нужно хотя бы три месяца репетиций, месяц подготовки к спектаклю и деньги, чтобы его оформить. Это очень продолжительный процесс — трудоемкий и дорогостоящий, поэтому у нас сейчас еще продолжают идти некоторые неплохие спектакли — несмотря на то, что их износ слишком велик.

«Мастер и Маргарита» может выйти в новой постановке


— Здравствуйте, Сергей Анатольевич. Меня зовут Карина. Я — постоянный зритель театра Пушкина, многие спектакли мотрела  много раз. Скажите, пожалуйста, почему из репертуара убрали «Мастера и Маргариту»? Зрители скучают по этому спектаклю. Цитирую Булгакова: «зрительская масса требует объяснений».

— Спектакль был поставлен в 1988 году, и за это время он не менялся — менялись лишь исполнители. Спектакль не списан, решение еще не принято. Пока есть предложение о замене исполнителей ролей Мастера и Маргариты. И даже есть актеры, которые соответствуют по всем параметрам и могут быть утверждены. Но возникает другой вопрос: режиссер этого произведения — Александр Барсегян, и кто-то должен взять на себя постановку спектакля, а мне не хотелось бы ломать то, что сделано мастером, исправлять его. Кроме того, возможно, понадобится полнометражный ввод в спктакль — нужно искать подходящих артистов, которые могли бы сыграть и других персонажей. При этом возникнет другая проблема: невозможно заменить актеров и получить тот же спектакль — изменится канва, рисунок. Поэтому мы пока спектакль пока не играем. Вероятно, «Мастер и Маргарита» — дом, который легче построить заново, нежели восстановить. Не исключено, что потребуется новая редакция.

— Планирует ли театр ставить что-то еще из Булгакова?

— В декабре минувшего года состоялась премьера спектакля «Кабала святош» в постановке Александра Аркадина-Школьника. Спектакль пользуется успехом. Для меня очень важно, чтобы в театре были классические произведения, например Чехова или Булгакова. Но они должны позиционироваться как повод для постановки современного спектакля, чтобы режиссеры доносили классические тексты через открытие новых взглядов на пьесу. Честно скажу, молодежи в театре немного. Традиционная наша публика — среднее и старшее поколение, и я хочу, чтобы к нам подтягивались молодые зрители.

— Здравствуйте, Сергей Анатольевич. Меня зовут Алена. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас бонусов для постоянных зрителей? Например, каждое 15-е посещение бесплатно?

— Такой практики у нас нет, но нужно будет подумать.

— Здравствуйте, Сергей Анатольевич. Вам звонит Светлана. Интересно, зрители делятся своими впечатлениями о театре? С чем они категорически не согласны, а что нравится?

— Делятся, но, откровенно говоря, я не очень прислушиваюсь: не хочу, чтобы получился «ералаш». Один зритель приходит и говорит: «Я хочу комедию», другой спрашивает: «А когда у вас будет серьезный репертуар?», третий возмущается: «У вас урны нет — некуда окурок бросить». Мне кажется, передо мной сейчас стоят более серьезные проблемы: как сделать репертуар, как обустроить театр внутри, чтобы все работало как часы. Происходит становление — это займет около трех лет, и мы будем работать над собой. У нас самое новое среди харьковских театров помещение, самый теплый и комфортный театр, у нас хороший зал, но в этом году мы будем проводить, например, ремонт фасада: две минувшие зимы были очень холодными и мокрыми, — украшающие театр колонны дали осадку, по фасаду пошли трещины. Харьковский облсовет выделил деньги, отремонтируем фасад — и театр снова будет красавцем.

Зарплата актера остается болезненным вопросом


— Добрый день, Сергей Анатольевич. Меня зовут Петр. Скажите, пожалуйста, а как коллектив воспринял контрактную систему работы?

— Это очень болезненный вопрос. Польский режиссер Анджей Щитко рассказывал, что работает в театре, где все получают 500 евро в месяц — тот социальный минимум, на который сотрудники театра могут рассчитывать в любом случае. Но при этом актеры получают еще за каждый выход на сцену от 50 до 150 евро. Актеры заинтересованы в том, чтобы как можно чаще выходить на сцену, как можно лучше выступить, получить возможность продвигаться по службе, повышать финансовую составляющую. У нас же ситуация другая: существует система уравниловки — актеру дают одну и ту же ставку, независимо от того, выйдет он на сцену два раза или пятнадцать. При этом я прекрасно понимаю, что при нынешней социальной незащищенности ни зарплаты, ни пенсии для жизни явно недостаточно. А есть актеры, которые не являются артистами, и перспективы у них нет. После введения контрактной системы все остались в театре, контракт заключен на год. Но я надеюсь, что система усовершенствуется, и проблема уравниловки будет решена.

Театр ждет зрителей не только в юбилеи


— Добрый день, Сергей Анатольевич. Меня зовут Елена. После пожара в 1970-х годах многие вещи, имевшие отношение к истории театра, оказались утраченными. Удается ли восстановить историю театра?

— Сейчас преподаватель театрального отделения университета искусств Инга Лобанова-Долганова пишет большой труд об истории нашего театра. Это серьезная работа, и мы планируем помочь автору издать книгу. Она будет в двух вариантах: для научных целей и для широкой публики.

— Добрый день, Сергей Анатольевич. Меня зовут Юрий. Скажите, пожалуйста, как театр им. Пушкина собирается открывать юбилейный 85-й театральный сезон?

— 85 — не юбилейная дата. В Украине не очень любят юбилеи. В юбилеи театры обычно просят, чтобы актерам дали звания и награды, обратили на них внимание. Харьковские театры всегда страдали от того, что наши артисты остаются без званий. В Киеве даже не очень заметные артисты имеют звания заслуженных. Мне хотелось бы, чтобы получили звания актеры, преданные театру не одно десятилетие — в первую очередь Михаил Тягниенко, 80-летие которого мы отпраздновали в нынешнем году. Он отдал сцене Харьковского театра им. А. С. Пушкина более 55 лет, он заслуженный артист, но заслуживает звания народного.

— Не планируете ли удивить своих поклонников сюрпризами?

— Я не люблю что-то делать к датам. Нужно праздновать не юбилеи, а делать свою работу каждый день, и тогда зритель будет ходить постоянно, а не на юбилеи.

Личное дело
Сергей Анатольевич Бычко родился в Харькове 4 ноября 1954 года. Окончил восемь классов в СШ №59 в Харькове, затем Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства. Отслужил в армии, а в 1978 году поступил на актерский факультет Харьковского института искусств. С 1981 года работал актером — в Харьковском украинском театре им. Т.Г. Шевченко, в Донецком областном русском драмтеатре в Мариуполе, в Харьковском молодежном театре. С 2003 по 2015 год — директор Харьковского дома актера им. Леся Сердюка. С 2015 года по сегодняшний день — директор Харьковского академического русского драматического театра им А.С. Пушкина.