Минувшая неделя, как и ровно месяц назад, прошла опять под знаком блокады. Только в нынешнем случае, под знаком ликвидации блокады.



В радиовыпуске использована композиция Сергея Шнурова
под условным названием «Фиаско»

В понедельник, 13 марта, правоохранители задержали 43-х участников торговой блокады Донбасса, которые устроили блокпост на железнодорожной станции Кривой Торец в Донецкой области. В ответ на это во многих городах Украины состоялись акции протеста с требованием освободить блокировщиков. В Киеве, например, несколько сотен человек собрались вечером на столичном Майдане Независимости. Они возмущались действиями силовиков, требовали от властей освободить задержанных активистов и прекратить торговлю с оккупированными территориями. В Виннице состоялась вообще яркая акция протеста. Возле здания СБУ митингующие зажгли шины, требуя освободить семерых жителей Винницкой области, задержанных на редуте блокировщиков в Кривом Торце. Активисты пригрозили, что если до утра задержанных не освободят, то они проведут акцию протеста под зданием Винницкой обладминистрации и заблокируют фабрику «Рошен» – а это ж святое! Харьковские активисты не жгли шины и ничего не «захватывали». Зато они приняли обращение к президенту Украины, Верховной Раде и Кабмину с осуждением разгона блокировщиков. Потребовав освободить всех задержанных… и вообще законодательно урегулировать ситуацию.

Нет, правда, харьковские активисты тоже успели кое-что. В ночь накануне в разных городах Украины заблокировали работу десятков банкоматов российского «Сбербанка», залив их монтажной пеной. Досталось и банкоматам в Харькове. Инициаторы акции поддержали идею лишить банк лицензии.

Во вторник не замедлила последовать реакция. Совет национальной безопасности и обороны пообещал срочно рассмотреть вопрос запрета деятельности российского «Сбербанка». Тут же вступил в действие и новый порядок перемещения товаров в зоне АТО. С 14 марта перемещать товары через линию разграничения можно только по согласованию с фискальной службой и Министерством по оккупированным территориям. Есть, правда, одна ремарка: решение о новом порядке было принято Кабмином еще 1 марта и опубликовано в официальном печатном органе правительства «Урядовий кур'єр» 4 марта, соответственно, и вступило в силу через 10 дней, а именно, 14 марта. Таким образом, то, о чем целый месяц говорили блокировщики, мудрое руководство Украины уже давно держало на контроле.

Еще одно совпадение – во вторник страна впервые чествовала добровольцев. Верховная Рада установила День украинского добровольца, который отныне будет отмечаться ежегодно 14 марта. Большинство добровольцев продолжают защищать родной край от захватчиков. Защита от торговли с террористами – из этой же серии. Другое дело, что во главе защиты оказались совсем не те личности, в честь которых учрежден праздник добровольца.

В среду, еще до того, как им занялись компетентные органы, «Сбербанк» сказал свое «веское» слово, объявив об ограничении на снятие наличных. Ссылаясь на «третьих лиц», которые, мол, своими неправомерными действиями блокировали главный офис и причинили физический ущерб банкоматам, «Сбербанк» установил лимит: отпускать не больше 30 тысяч гривен в сутки в одни руки. Прям, как во времена советского дефицита!  

И тут же СНБО поручил Национальному банку и Службе безопасности Украины в течение суток внести предложения по санкциям против банков с российским государственным капиталом.

И это еще не все! СНБО принял решение прекратить перемещение грузов через линию соприкосновения. Таким образом роль «блокировщика» взяло на себя государство. И надобность в общественниках отпала. То, за что боролись активисты, одним махом решилось на Банковой. Можно ли было этот «мах» сделать раньше, не доводя д̶о̶ ̶о̶р̶г̶а̶з̶м̶а̶ до предела? А вот «раньше» еще условия не созрели. Зато теперь (когда «отжали») крупнейший частный энергохолдинг Ахметова «отзвонился в рельс» о потере контроля над угольными шахтами на временно неконтролируемой Украиной территории Донбасса.

В четверг, опять же, ссылаясь на «третьих лиц», «Сбербанк» ввел новые, еще более жесткие лимиты на снятие наличных для своих клиентов. На этот раз лимиты ударили по юридическим «физиономиям», которые могут снять с карточных счетов только 20 000 грн, или 750 долларов, или 700 евро. В сутки, конечно же.

Зато Нацбанк Украины упростил покупку валюты для украинских бизнесменов. Разрешив субъектам хозяйствования покупку валюты за счет полученных гривневых кредитов под государственные гарантии в рамках программ повышения обороноспособности и безопасности государства.

Не дожидаясь нормализации финансовой ситуации, в Харькове стали готовиться к ежегодному Велолодню. Состоится он 20 мая, и участие в нем совершенно бесплатное и нелимитированное.

В пятницу напомнил о себе глава Государственной фискальной службы Роман Насиров, который подозревается в злоупотреблении служебным положением, повлекшим тяжкие последствия. Жена его внесла 100 млн гривен в качестве денежного залога, чем «вырвала» его из серых/сырых тюремных застенков. В связи с чем у наблюдателей возникло два вопроса: 1) сбежит ли теперь Насиров, сделав обрезание... браслету – как это сделали некоторые другие деятели? 2) где она взяла деньги? Неужто в тумбочке? Своими версиями по этому поводу «Вечерний Харьков» предлагает поделиться в еженедельном опросе «Равнодушных нет».

О том, насколько и как харьковчане неравнодушны, засвидетельствовала субботняя акция на площади Конституции. Акция носила название «Харьковчанам не до лампочки». Все желающие могли сдать использованные п̶р̶е̶ ...приборы, «заплатив» за их утилизацию... макулатурой. Как известно, даже «сдохшие» энергосберегающие лампы продолжают испарять ртуть и способны нанести существенный вред природе и здоровью. А вот с утилизацией в Харькове – проблема. Экологи-активисты считают, что у Харькова есть возможность организовать постоянные стационарные пункты сбора опасных отходов, поскольку в городе есть предприятие, способное их утилизировать...

В общем, все у нас з̶а̶е̶ ...классно, нет слов, одни выражения...