Активисты призывают харьковчан позаботиться о природе и не загрязнять ее выброшенной старой одеждой.

Даже безнадежно порванным джинсам или кофточкам можно дать вторую жизнь. Например, сшить из галстуков мужа забавное одеяло или смастерить из свитеров пальто в стиле крэйзи пэчворк.

— Сейчас очень актуально и модно экономно расходовать природные ресурсы, оберегать от загрязнений почву и зеленое пространство. На примере Львова мы видим, к чему может привести нерациональное использование природных ресурсов и отсутствие раздельного сбора мусора, — рассказывает инициатор проекта — автор творческого арт-пространства «Вытребеньки», основатель творческой мастерской «Слобожанський ладинець» Наталья Нечепуренко. — Мы решили реализовать не только нужный для каждого из нас, но еще и творческий проект, суть которого — не выбрасывать старую одежду, а дать ей вторую жизнь. Тем самым мы сохраняем массу природных ресурсов, которые тратятся на изготовление одежды, а жизнь тканей увеличиваем на столетия. Кроме того, очень важно, что человек, который занимается творчеством, получает положительные эмоции и окружает себя нестандартными вещами, которые он сделал собственными руками.

Ткани могут лежать в земле тысячелетиями


При благоприятных условиях текстиль может сохраняться в земле даже не сотни, а тысячи лет.

— Органические материалы — шелк, шерсть, хлопок — могут пролежать в земле очень долго, — рассказывает харьковский археолог, реставратор, исследователь текстиля Татьяна Крупа. — Главное для органики — чтобы не запустился процесс гниения, поэтому для сохранности текстиля играет роль проницаемость грунта для воздуха и влаги, отсутствие разрушающей микробиологической среды — грибка. При таких условиях текстиль может долго храниться даже в суглинке или в черноземе. Например, мне удалось на 80% восстановить пластичность найденного на территории Харьковской области шелка ХII века, который находился в черноземе. Одна из самых древних находок (она находится сейчас в Музее археологии ХНУ имени В.Н. Каразина) — найденная под Люботином шерсть, датированная VII веком до нашей эры. А сейчас у меня на исследовании находятся микропробы текстиля Х–VIII веков до н.э. из древнего государства Урарту.

Нужно учесть, что объектом изучения специалистов становятся исключительно натуральные ткани, которые носили наши предки. А вот современная синтетика — это бомба замедленного действия, уверяет Татьяна Крупа: при благоприятных условиях химические волокна будут храниться гораздо дольше натуральных тканей. Пожалуй, от долгожительства синтетики выиграют только наши потомки-археологи, которым через тысячелетия в избытке достанутся мусорные кучи с материалом для изучения — выброшенной нами в ХХI веке одежды, по которой они смогут изучать нашу историю, а заодно и судить о культуре. Достанется ученым далекого будущего и множество джинсов. Один из самых старых образцов хлопка, который исследовала Татьяна Крупа, — найденный в кургане Близнец-2 на юге Днепра лоскут, датированный V веком до н. э. Джинсы с синтетикой должны прожить еще дольше.

Пэчворк может стать своеобразной семейной родословной


Чтобы дать старым вещам шанс, по выходным в «Вытребеньках» организуют бесплатные мастер-классы по пэчворку, на которых учат создавать из лоскутков уникальные покрывала, одеяла, декоративные подушки, коврики.

— Пэчворк — мировой бренд, при этом его можно назвать и слобожанской традицией, — уверена Наталья Нечепуренко. — На одной из выставок в Харьковском художественном музее мы с мастерами увидели одеяло прошлого века, сшитого в лоскутной технике. В слобожанских селах ни один кусочек ткани не выбрасывали — их берегли, шили из них одеяла, которые потом передавали по наследству. В пэчворке есть еще один плюс. Сшитое из лоскутков одеяло можно хранить как семейную реликвию и по разным фрагментам вспоминать историю семьи: «Это был бабушкин халатик, это мамина блузка, а это папина рубашка».

Джинсы можно покромсать на живописные заплатки


Для лоскутной мозаики подходит практически любая ткань, даже, на первый взгляд, не очень подходящая для творчества.

— Есть данные, что для изготовления всего одной пары джинсов нужно собрать хлопок с нескольких квадратных километров плантаций и израсходовать массу воды. Когда харьковчане приносят на мастер-классы ненужную одежду, чтобы использовать ее в творчестве, мы интересуемся, не принесли ли они и джинсы. Люди удивляются: «Кому нужны старые дырявые джинсы? Мы их просто выбрасываем на мусорку». На самом деле дырки особой роли не играют — главное, чтобы вещь была чистенькой. У джинсов разный цвет и очень колоритная фактура, поэтому из них можно делать потрясающие изделия в самых разных стилях, — уверяет Наталья Нечепуренко.

Так, из старых джинсов можно создавать оригинальную одежду в модном стиле бохо, в котором используют абсолютно разные направления и стили, а для стиля боро в самый раз сгодятся заношенные до дыр джинсы, которые кажутся абсолютно безнадежными. Боро — японская техника, поклонники которой считают: чем старше и залатаннее вещь, тем она ценнее, поскольку несет в себе историю семьи, историю целого пласта эпохи. Для живописных заплаток как раз очень пригодится техника пэчворка.

Джинсовый мотив может стать элементом дизайна


— Одна из самых фантастических джинсовых идей, воплощение которой я видела, — коврик из поясов. Мастерица Натела Мкртичян специально отпарывает с джинсов пояса, чтобы сделать, например, набор для пикника: футляр для шампуров и коврик, на котором можно расположиться на природе. У такого коврика масса достоинств, и все, кто его видит, очень удивляются, когда узнают, из чего он сделан. Во-первых, он очень красив, так как сделан из джинсов самых разных цветов, причем Натела Мкртичян так подбирает пояса по цвету, что на коврике получаются интересные ритмы и узоры, — рассказывает Наталья Нечепуренко. — Коврики не только радуют глаз. Такие вещи напоминают о том, что они сделаны с большой любовью: от них веет теплом, поскольку человек знает, что мастер делал уникальную работу только для него. Натела Мкртичян подарила коврик для пикников своему зятю. Он очень им гордится и, показывая друзьям, говорит, что эту вещь своими руками сделала его любимая теща.

По мнению Натальи Нечепуренко, джинсовый мотив в пэчворке может стать вполне достойным элементом дизайна. Из старых джинсов можно сшить, например, забавный абажур для светильника, обтянуть кресла и даже сделать чехол, который замаскирует громоздкую коробку с пылесосом. В Японии и США даже проходят международные фестивали, на которые со всего мира съезжаются мастера пэчворка.

Крэйзи пэчворк дает полную свободу творчества


Наталья Нечепуренко не советует выбрасывать старые майки и футболки: их можно разрезать на разноцветные ленты и связать комфортные коврики на пол, подстилки для скамейки или табурета. Не стоит расставаться и с надоевшими вязаными свитерами: из их частей можно изготовить шапку, снуд (объемный шарф) и даже креативное пальто.

— К технике пэчворк обращаются ведущие дизайнеры мира, она востребована на международных подиумах. Мало того, появился даже такой стиль, как крэйзи (сумасшедший) пэчворк. Обычно пэчворк предполагает ритм и правильное сочетание цветов, но крэйзи пэчворк дает полную свободу творчества, — рассказывает Наталья Нечепуренко.

Даже маленьким лоскуткам — не место в мусорном ящике


Женщины могут положить творческий глаз на аксессуары из гардероба мужа.

— Галстуки — вообще рай для пэчворка, — уверяет инициатор проекта. — Из них получаются красивейшие покрывала, детские одеяльца, футляры для фотоаппаратов. Обычно дети хотят иметь вещи, как у всех, но одна из мастериц сшила своему внуку чехол для мобильного телефона, на котором из фрагментов ткани из галстуков была выложена компьютерная клавиатура. Ребенок был очень доволен.

Как выяснилось, для креатива можно использовать даже малюсенькие лоскутки, которым, казалось бы, самое место в мусорном ведре.

— У меня вызывает удивление, что мастера пэчворка не выбрасывают даже крошечные кусочки, — уверяет Наталья Нечепуренко. — Даже пятимиллиметровые полоски они пристрачивают в определенном порядке на ткань и создают удивительные рисунки. Например, на одной из работ был изображен гуляющий по траве кот. Трава была сделана из маленьких остатков зеленого шелка, атласа и органзы. Переливающиеся кусочки ткани создавали удивительный эффект присутствия и травы, и кота.

Хэндмейд-вещицы особенно впечатляют иностранцев


Мастер-классы по пэчворку проходят каждую субботу в 13.00 в Арт-пространстве «Вытребеньки» (ул. Короленко, 23). Освоить тонкости работы могут все желающие, не сомневается Наталья Нечепуренко: на мастер-классах с радостью занимаются рукоделием шестилетние детишки и 80-летние бабушки. От этого занятия можно получать не только удовольствие. По ее словам, творчеством можно даже заработать, что немаловажно в наше непростое время. Особенно впечатляют хэндмейд- вещицы иностранцев.

— На днях у нас были гости из Голландии: купили поделки и кукол, — вспоминает Наталья Нечепуренко. — Для них стали неожиданностью и мастерство рукодельниц, и стоимость поделок. Нас переспрашивали: «А это точно стоит пять евро, а не пятьдесят»?
По словам Натальи Нечепуренко, мастер-классы пользуются у харьковчан огромной популярностью, поэтому в ближайшее время в «Вытребеньках» появится профессиональное оборудование для рукоделия: швейные машинки, оверлоки, прессы. Такой подарок решил преподнести, желающим творить харьковчанам, один благотворительный фонд.

Кроме того, в «Вытребеньках» стартуют и другие мастер-классы, которые помогут харьковчанам и себя реализовать, и преобразить старую одежду. А еще горожан просят приносить ненужные вещи в «Шафу добра», в помещении которой и располагаются «Вытребеньки».

— Мы их не выбросим — дадим вторую жизнь: подарим беременным женщинам, которые оказались в кризисной ситуации, или используем для творчества, — говорит Наталья Нечепуренко.