Организаторы Третьего всеукраинского фестиваля уличного искусства объявили имена победителей 2017 года. Призовые места уверенно заняла династия харьковских живых статуй.

Дмитрий Михеев завоевал на фестивале первое место, а его отец, которого сын недавно увлек этим жанром, вернулся домой с «бронзой».

Первое место на Третьем всеукраинском фестивале уличного искусства в номинации «статические жанры» в жанре живой статуи досталось харьковчанину Дмитрию Михееву. По оценкам жюри, одинаковое количество баллов в этой номинации набрали два артиста, но Дмитрия Михеева мощно поддержали поклонники и земляки: по итогам зрительского интернет-голосования он лидировал.

Пистоли лихому корсару не пригодились


Дмитрий Михеев на высшей ступеньке пьедестала не новичок и уже второй год выигрывает на фестивале уличного искусства солидные суммы. В прошлом году команда трех артистов из Харькова Golden Golem взяла первый приз в 50 тысяч гривен. По словам Дмитрия Михеева, деньги разделили по-братски, на призовые средства Дмитрий основал арт-студию «Железная маска». За победу в нынешнем фестивале уличного искусства харьковчанин получил 25 тысяч гривен. И этот приз тоже пойдет на развитие студии.

На фестивале Дмитрий Михеев выступил в образе «На абордаж!»: он был статуей вооруженного до зубов пирата. Несмотря на два пистоля, грозный корсар оказался большим притворщиком.

— В этом номере я решил по максимуму использовать пластику тела. Мой образ на фестивале — пират в стиле «робот». Внешне пират был суровым и злым, но когда к нему подходили люди, он на глазах становился мягче, — рассказывает о персонаже харьковчанин.

Сын заманил отца в артистические сети


С фестиваля Дмитрий вернулся не единственным добытчиком. В конкурсе впервые выступил его отец Юрий Михеев, работавший в группе уличных артистов художником по костюмам — сходу занял третье место и выиграл пять тысяч гривен. Совместное творчество отца и сына родом из детства и не исключено, что Дмитрий решил стать артистом не без отцовской поддержки.

— Первый в жизни Димы костюм я придумал, когда он во втором классе играл в школьном спектакле. А когда занялся пантомимой, попросил меня делать для него костюмы — помогать искать нужные образы, подбирать одежду и реквизит, — вспоминает Юрий Михеев.

Накануне третьего фестиваля у Дмитрия Михеева родилась идея расширить горизонты отца и устроить ему дебют. Отец оказался не без способностей, и Дмитрий без колебаний взял с собой на фестиваль.

— Долго уговаривать не пришлось. Увидев его исполнение, я сказал: «А почему бы и нет?». Он ответил: «Почему бы и да», — улыбается Дмитрий. — У отца получается неплохо, но он может и лучше.

— Сын попросил — и я откликнулся. На фестивале я не особенно и волновался, — признается Михеев-старший. — Я был в образе кобзаря, использовал механическую кобзу, которая воспроизводила музыку. Чтобы уменьшить физическую нагрузку, для меня создали сидячий образ — судьи больше обращали внимание на взаимодействие со зрителем. Мы показывали себя в течение трех дней по три часа с 15-минутным перерывом каждый час.

Посетитель проверил живую статую кулаком


Попробовать себя в искусстве одушевленной скульптуры хотела и мама Дмитрия, но сын ее пожалел — говорит, несмотря на внешнюю легкость, работа эта довольна сложная, и мама не выдержит физического и психологического напряжения. Во-первых, очень непросто выстоять несколько часов в фиксированной позе, а кроме того, статуе нужны стальные нервы. Монументы обязаны держать лицо, что бы ни происходило вокруг, между тем они нередко становятся жертвами чрезмерного любопытства зрителей.

— Это тяжелый труд. Не все сразу дается, очень важно отработать статичность Мне приходилось стоять неподвижно около 8–9 часов, — делится Дмитрий. — К концу «смены» тело отказывается слушаться, а ноги просто отваливаются — на них идет основной упор. Люди по-разному относятся к живым статуям: могут дергать за одежду, за волосы или за нос, а одну из моих партнерш как-то огрели по спине кулаком, — проверяли, не отлита ли статуя из бронзы. Что поделаешь? Такова специфика работы, и мы знаем, на что идем. Приходится сдерживаться, ибо если статуя заговорит — образ разрушится.

Династия статуй планирует работать за границей


24-летний Дмитрий Михеев по профессии финансист, его 44-летний отец — химик-технолог, но, вероятнее всего, экономика и химия лишатся двух дипломированных специалистов. Зато их ждет другая карьера. После победы в прошлогоднем фестивале Дмитрий Михеев показал свое искусство за рубежом. В последнее время работал во Вьетнаме и снова собирается в Азию.

— Мне очень понравилось: это дает возможность не только заработать, но и познакомиться с другим государством, — делится артист. — В Украине площадок для выступлений очень немного — мы работали в крупном торговом центре, но люди, которые приходят за покупками, не очень настроены на общение. Во Вьетнаме же я трудился в парке развлечений, где посетители заранее нацелены на игру и веселье. Кроме того, вьетнамцы более открытые, чем украинцы, и охотнее идут на контакт.

В одну из ближайших поездок Дмитрий Михеев хочет взять с собой и отца. Михеев-старший обещает: когда займется артистической карьерой, сына без костюмов не оставит.

— Я готов к переменам. Хотелось бы проявить себя и в костюмах, и в пантомиме, а еще — побывать за границей, — признается Михеев-отец.