Министерство охраны здоровья предлагает сократить количество бюджетных мест в медицинских вузах и ужесточить критерии поступления абитуриентов — повысить балл ВНО по профильным предметам.

Знания студентов планируют проверять по международным экзаменационным программам, а академическую порядочность преподавателей протестируют на склонность к плагиату.

Абитуриенты приходят слабенькие


В МОЗ считают: уровень знаний абитуриентов, которые поступают в медвузы изначально низкий, и дефекты отбора обнаруживаются еще на стадии приема. Например, во время вступительной кампании 2015 года в один из вузов на специальность «лечебное дело» при конкурсе в среднем 30 человек на место зачисляли абитуриентов, сдавших ВНО по профильным предметам на 140–160 баллов, а на экономический факультет одного из университетов с таким же конкурсом проходной балл был  180.

— Непрестижность профессии и большой объем госзаказа вынуждают вузы набирать абитуриентов с откровенно низким проходным баллом, — сказал на недавних парламентских слушаниях замминистра здравоохранения Александр Линчевский. — Для поступления в медвуз необходим минимальный порог не ниже 150 баллов независимо от формы обучения. Мне, как пациенту, все равно, какую форму обучения предпочитал врач — бюджетную или контрактную. В медицинские вузы должны поступать лучшие.

В стране слишком много врачей


В МОЗ считают, что Украине не нужно так много медиков, сколько выпускают отечественные вузы. Каждый год медицинские и фармацевтические учебные заведения готовят 8 тысяч специалистов, при этом в США с населением около 319 миллионов человек количество выпускников всех медицинских школ колеблется от 17 до 19 тысяч человек, т. е. условно говоря, населения в Америке больше в десять раз, а молодых врачей — всего в два.

При этом в прошлом учебном году из профильных вузов МОЗ по разным причинам отчислили 450 студентов-бюджетников.  Государство успело потратить на их обучение около 19 млн грн. Кроме того, каждый год 3–5% выпускников медвузов не работают по специальности.

Госбюджетные места могут сократить


— Мы каждый год увеличиваем объем финансирования системы образования, между тем на качество влияет финансирование не отрасли, а обучения одного студента, — считает замминистра. — А объем финансирования студента сегодня чрезвычайно низкий.

Год обучения студента-медика в Украине составляет, если перевести в международные единицы, максимум тысячу долларов в год, а, например, в Великобритании — 62 тысячи долларов, в США может доходить до 90 тысяч. На этом фоне расходы украинского государства на одного студента выглядят заниженными и априори означают невозможность качественно готовить будущих врачей, считают в МОЗ. Низкий уровень подготовки подтверждают и результаты сдачи лицензионных экзаменов «Крок»: около 10% украинских студентов-медиков не преодолевают проходной барьер.

По мнению Александра Линчевского, чтобы увеличить объем финансирования каждого студента, нужно уменьшить число мест госзаказа в медвузы, тем более что дефицит медработников ликвидируется не увеличением госзаказа, а улучшением условий их труда и увеличением заработной платы.

Есть вопросы к качеству преподавания


По словам Александра Линчевского, Украина может гордиться именами выдающихся медиков, тем не менее среди преподавателей вполне будничным явлением стали плагиат и академическая непорядочность. В вузах есть педагоги, не владеющие английским языком, которые читают российские учебники пятилетней давности и пересказывают их студентам.

— Что касается повышения врачами уровня квалификации, если мы хотим получить европейского врача, мы должны учить его по-европейски. Мы будем работать над тем, чтобы финансирование учреждений последипломного образования происходило по принципу «деньги ходят за врачом» — чтобы медик сам выбирал учреждение, где он хочет повышать квалификацию. Мы хотим, чтобы врач имел возможность учиться за границей, онлайн и это обучение признавалось как последипломное образование, — говорит Александр Линчевский.

Кроме того, МОЗ предлагает при приеме преподавателей на работу в вуз проверять их труды на плагиат, а также не признавать публикации врачей в отечественных научных изданиях — только в зарубежных англоязычных.

Знания будущих медиков будут проверять


Чтобы молодые украинские врачи не отставали от зарубежных коллег, МОЗ Украины настаивает на согласовании учебных программ с европейскими стандартами, и первые новшества ждут студентов уже в ближайшее время. 12 мая в медицинских вузах Украины пройдет тестирование по экзаменационной программе «Международные основы медицины», которую разработал Национальный совет медицинских экзаменаторов США. По мнению МОЗ, программа позволит оценить профессиональную подготовку будущих медиков, сравнить состояние украинского медицинского образования с международными стандартами. По словам почетного президента Национального совета медицинских экзаменаторов США Дональда Мельника, стандартизированный экзамен позволяет охватить всю систему медицинского образования страны, оценить и учебное заведение, и каждого студента.

— Наша цель — ввести не только западные стандарты лечения, но и улучшить украинскую систему образования. Мы стремимся, чтобы украинские студенты учились по тем же программам, что и американские. Соответственно, и оценка знаний должна происходить по международным стандартам, — говорит Александр Линчевский.

В сравнительном тестировании примет участие репрезентативная группа студентов-медиков из всех высших медицинских учебных заведений страны.
В дальнейшем для оценки качества образования и преподавания в вузе студенты-медики будут сдавать и лицензионные интегрированные экзамены «Крок», который МОЗ будет внедрять вместе с Национальным советом медицинских экзаменаторов США.

Учеба на контракте стоит баснословных денег


Студентка Харьковского национального медицинского университета Татьяна считает, что нельзя сокращать места госзаказа в вузе, в котором и без того очень мало бюджетных мест, зато учеба на контрактном отделении стоит баснословных денег.

— Таким образом, у талантливого студента из бедненькой семьи практически не будет шансов стать врачом, — делится Татьяна. — Зато контрактные отделения медуниверситета заполонят неучи из богатых семей, которые после вуза будут сшибать с пациентов деньги, чтобы вернуть и приумножить потраченные на образование финансы.

За последние десятилетия уровень знаний студентов-медиков действительно снизился, тем не менее есть ребята, которые могут стать хорошими врачами.

— Нашим студентам дают очень мало практики, — говорит терапевт Елена. — Безусловно, есть немало студентов, которые плохо подготовлены к работе и даже на пятом курсе не знают, как подойти к пациенту. Но есть ребята, которым медицина очень интересна: они сами просятся в помощники к врачам, всю смену проводят рядом в кабинете.

— Конечно, у нас нет такого продвинутого оборудования и материалов, как в Европе, но мы вовсе не бесталанные, не безрукие и по мастерству нисколько не уступаем зарубежным коллегам, — уверяет стоматолог Александр. — Не случайно наши техники пользуются спросом в Европе. Они активно устраиваются на работу, например, в зуботехнические лаборатории — правда, из-за невозможности подтвердить за рубежом специальность им приходится соглашаться на черновую работу. Было бы очень неплохо, если бы у нас были международные дипломы.

Людей с адекватными знаниями очень мало


— После развала Союза количество вузов в Украине увеличилось, — рассказывает нейрохирург Харьковской городской больницы скорой и неотложной помощи Александр Марков. — Теперь медицинский вуз есть в каждом областном центре, хотя стране и четырех достаточно. В медицинских вузах работают тысячи сотрудников, у них есть свои схемы заработка, они адаптировались к существующей системе, она их устраивает. Сейчас мы действительно столкнулись с кризисом перепроизводства кадров, особенно узких специалистов. При этом уровень знаний и компетенции студентов-медиков с каждым годом падает катастрофически. Молодых специалистов с адекватными знаниями — очень мало, и большинство из них уезжают за границу. В стране существует большое количество никому не нужных вузов последипломного образования. Это совершенно безумные структуры, которые ради ставок и поступления денег гоняются за курсантами, набирают фиктивных слушателей.

По мнению Александра Маркова, медицинское образование нельзя рассматривать отдельно от охраны здоровья в целом. Это огромный конгломерат ненужного, деформированная и ассиметричная система, изъеденная коррупцией на всех уровнях. И в образовании, и в охране здоровья ходят огромные денежные потоки, поэтому люди из этой системы не сдадут своих позиций.

«Охрана здоровья — нежизнеспособный урод»


— Медицинская реформа длится уже четверть века. За эти годы ее дореформировали до такой степени, что она стала неадекватной. Пока элементы существующей системы поддерживают друг друга, но если из нее выкрутить какой-то винтик — и медобразование, и здравоохранение рухнут. Я уважаю часть людей из МОЗ, но смысл их действий — хотят они или не хотят — в разрушении. Охрана здоровья — это урод, которого невозможно исправить. МОЗ кажется, что они этого урода реформируют, на самом деле они его убивают. И правильно делают: если больной, несмотря на усилия, не выздоравливает, он в любом случае умрет. Мне кажется, реформы могут закончиться крахом, но они нужны: полутруп здравоохранения должен умереть, чтобы зародилось что-то новое, адекватное. Образование станет качественным, лишь когда появится мотивация: человек должен понимать, для чего учится. Когда будущий врач будет понимать, что после вуза он начнет получать зарплату, на которую сможет развиваться, создавать семью, у него будет мотивация учиться. Если забыть, что у нас есть государственная медицина, система полностью отрегулируется через три года. Частная медицина — реальный рынок, а значит, конкуренция, мотивация. Ни один работодатель не возьмет на работу идиота: они вымрут как динозавры и уйдут на другую работу. Останутся только компетентные врачи, а когда рынок начнет запрашивать медиков, студенты сами станут требовать от преподавателей качественной подачи материала.