Харьков

  • 331
  •  / 

В «ЕрмиловЦентре» поселилось говорящее платье

фото: автора

В «ЕрмиловЦентре» поселилось говорящее платье
Говорящее платье, автомобильное кресло из «человеческой» кожи, «золотой» мусорный бак и прочие удивительные экспонаты с философским смыслом более чем на месяц обосновались в «ЕрмиловЦентре».
На выставке «Границы/линии отреза» представлено сорок работ польских художников и дизайнеров из коллекции Центра современного искусства в Торуни (Польша).

Прошлой осенью в «ЕрмиловЦентре» прошел фестиваль украинского дизайна, который посетил арт-куратор Центра современного искусства в Торуни Кшиштоф Бялович. Работы украинских мастеров впечатлили Кшиштофа — до своей поездки в Украину он знал лишь нескольких украинских художников. Поляк предложил показать в Харькове часть коллекции Центра современного искусства, чтобы познакомить Украину с работами известных польских авторов.

В таком масштабе польские авторы еще не презентовались


— Это своеобразный срез искусства Польши — начиная от середины прошлого века и до настоящего времени. Работы представлены в нескольких жанрах — есть живопись, видео, объекты, инсталляции, перформанс, — рассказывает директор центра современного искусства «ЕрмиловЦентр» Наталия Иванова. — В таком масштабе польские авторы в Украине еще не презентовались. Это первый проект, когда арт-институция какой-нибудь страны приезжает и показывает свою коллекцию в украинской арт-институции. Возможно, подобные обмены ранее проходили между музеями — я этого точно не знаю, — но современные центры искусства и галереи Украины в таком точно раньше не участвовали.

Идеи придется разгадывать


Проект «Границы/линии отреза» не только знакомит харьковчан с польским современным искусством, но и призывает задуматься над местом и ролью художника в мире. Работы польских авторов философичны. Над идеями, которые художники хотели донести зрителям, нужно задуматься, попробовать разгадать.

— Здесь все необычно. Инсталляция из сплетенных человеческих волос. Центр зала, расчерченный на определенные линии черным цветом, — перечисляет Наталия Иванова. — Очень интересно смотрится инсталляция из неонов, созданная польскими авторами в 1960 году, тогда как украинские художники только сейчас начали работать с неоном.

Один из художников создал необычное кожаное автомобильное кресло, которое очень напоминает кожу человека. Таким образом автор призывает людей задуматься о ценности человеческой жизни, напоминает о необходимости пристегиваться во время езды на автомобили ремнем безопасности — статистика автомобильных катастроф из года в год растет. Во время аварии тело человека «сплющивается» и «покрывает» автомобильное кресло своей кожей, хотел сказать своей работой польский мастер.

Мусорные баки бросаются под ноги


Посетители выставки в «ЕрмиловЦентре» то и дело спотыкаются о мусорные баки, установленные прямо в центре выставочного зала. Один из них — золотой, другой — черный. Это не просто мусорники, а работа художника-концептуалиста Ярослава Козловского. Его цель — обратить внимание на абсурдность ситуаций, когда люди с жиру бесятся и начинают вкладывать деньги в смешные вещи: например, заказывают мусорные баки или унитазы из золота. Однако никакой дополнительной функциональности это не дает.

Современное искусство должно заставлять думать


— Люди сами себе рисуют границы. Затем они либо удаляют их, либо умудряются через них перешагнуть, либо остаются, где были, замыкаются и мыслят исключительно в определенных рамках. Кшиштош предлагает удалить эти границы и посмотреть на польское искусство (да и вообще на жизнь и отдельные ее явления), не ограничивая свое сознание, воображение и мышление, — резюмирует Наталия Иванова. — Я видела столько работ современных художников из разных стран мира, что уже воспринимаю современное искусство не с точки зрения: «Ах, как красиво!». Мои ожидания — это всегда мысль. Мне нравятся проекты, которые призывают обратить внимание на какие-то гендерные или феминистические вопросы.

Как могла бы выглядеть женская ряса


Многие посетители на выставке фотографируются возле роскошного красного платья с длинным подолом. Это гендерный проект Агаты Збилют, которым она выражает несогласие с тем, что в католической церкви могут служить только священники-мужчины. Агата не просто сшила красивое платье, а попробовала представить, как могла бы выглядеть женская ряса. По словам автора, к церкви у нее претензий нет, она просто решила привлечь внимание к тому, что существуют области человеческой деятельности, которые доступны только мужчинам. Любопытно, что платье-ряса «разговаривает» голосом маленькой девочки, которая размышляет, почему же ей не дозволено прислуживать священнику.
 

Интересный коммуникативный эксперимент


— Цель данного проекта — показать, что границ не существует. Они являются продуктом человеческого воображения. Термин «линия отреза» взят из технологии книгопечатания, — объясняет куратор проекта Кшиштоф Бялович. — Это та область композиции, которая отрезается от конечного продукта при печати. Таким образом, именно эти линии показывают, что является важным, а что нет. В концепции этого проекта нет неважного.

По словам Кшиштофа Бяловича, ему было важно раскрыть тему межкультурных границ Польши и Украины и показать работы польских мастеров именно в Восточной Украине, в Харькове.

— Украинцы ментально другие, они немного иначе мыслят, и эта выставка — интересный коммуникативный эксперимент. Специально для харьковского зрителя я выбирал более динамичные работы, но основной критерий отбора был визуальный. Я хотел, чтобы выставка получилась разнородной: чтобы здесь присутствовали разные художники и различные жанровые формы (фотография, интерактивное искусство, графика, инсталляция), затрагивались разные темы, чтобы каждый посетитель нашел на выставке ту работу, которая будет ему близка, — признается поляк.

Галерею ждет трехдневная интенсивная программа


Помимо Харькова проект «Границы/линии отреза» уже показывали в Каунасе (Литва). Кшиштоф Бялович планирует ежегодно вывозить коллекцию Центра современного искусства в Торуни в какую-то новую страну. В планах — показать проект в Эстонии, Словакии, Германии.

В следующем году в польском Центре современного искусства в Торуни откроется выставка украинского современного искусства.

А 20–22 апреля в «ЕрмиловЦентр» приедут некоторые участники выставочного проекта. Они будут проводить воркшопы, мастер-классы, лекции, перформансы — галерею ждет трехдневная интенсивная программа. Вход на мероприятия — бесплатный.

— Я часто посещаю творческое пространство «ЕрмиловЦентра» и мне нравится, как выставки меняют само пространство галереи. В этом случае появились новые сдержанные тона. Интересно, что объекты польских художников занимают не только стены, но и пол. Много интерактивных предметов — таких, как мусорные баки,  о которые люди постоянно спотыкаются, — улыбается харьковский художник Алексей Яловега.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей29 апреля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.6611 грн
100 USD 2656.09 грн
100 EUR 2903.11 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи