Гости редакции «Вечернего Харькова» — президент Федерации велосипедистов Харьковской области Александр Заярин и вице-президент Федерации велосипедистов Харьковской области Валерий Хохлов.

Шоссейная велогонка на призы газеты «Вечерний Харьков» стартует 28 апреля


— Здравствуйте, меня зовут Сергей. Когда в Харькове пройдет 49-я шоссейная велогонка на призы «Вечернего Харькова»?

Александр Заярин: — В этом году велогонка будет длиться в течение трех дней — с 28 апреля по 1 мая.

28 апреля состоится мандатная комиссия (прием заявок от команд участников). Первый день — 29 апреля (пролог) будет проводиться на участке от улицы Сумской (детская железная дорога)  до улицы Новгородской и обратно. Это короткая дистанция — 3–4 км. Здесь прекрасное покрытие и, самое главное, можно легко обеспечить безопасное движение велосипедистов, что немаловажно еще и потому что в соревнованиях принимают участие все возрастные группы — начиная от ветеранов (50 лет и старше) и заканчивая юными спортсменами (2007 года рождения и младше).

Следующие два дня (30 апреля — 1 мая) — групповая гонка на время и гонка критериум, которые будут проводиться на  бульваре Богдана Хмельницкого: от Московского проспекта до Александровского проспекта (бывший — пр. Косиора). В первой гонке победители будут определяться по времени на основном финише, в гонке критериум победитель определяется по сумме набранных очков на промежуточных финишах. Самые юные участники (2007 года рождения и младше) будут проезжать от 2 км, а мужчины, юниоры, ветераны будут соревноваться на дистанции 60–70 км.

— Со временем велогонка как-то изменилась?

Валерий Хохлов: — Изменения однозначно произошли. Когда эта гонка родилась, она была рассчитана только на детей и юношей и на протяжении многих лет проводилась именно с таким составом спортсменов. А уже в последние годы, начиная с 2000-го, мы поменяли регламент — добавили мужчин и ветеранов. Это повысило рейтинг и дало возможность молодежи учиться у опытных товарищей тактике ведения гонок. Кроме того, соревнования на призы «Вечернего Харькова» приобрели, согласно Правилам соревнований по велосипедному спорту Федерации велоспорта Украины, статус многодневной гонки. Еще несколько лет назад параллельно с чемпионатом Украины стартовали участники младшего возраста, ветераны и любители. 

— Сейчас велогонку тоже венчает чемпионат Украины?

Александр Заярин: — Нет, от этого в связи с известными событиями в нашей стране пришлось отойти. Кроме того, спортсмены не всех регионов Украины могут приехать на соревнования. Это связано с финансовыми трудностями.

Юбилейная велогонка примет чемпионат Украины


— Добрый день, это Анатолий Викторович беспокоит. В следующем году многодневная шоссейная велогонка на призы «Вечернего Харькова» отметит 50-летний юбилей. Подготовка уже началась?

Александр Заярин: — Конечно, будет направлено письмо первому заместителю министра молодежи и спорта Украины Игорю Гоцулу, президенту Федерации велоспорта Украины Александру Башенко с тем, чтобы провести юбилейную гонку на высшем уровне и включить в программу проведения соревнований чемпионат Украины среди юношей, как это было раньше. Я бы очень хотел к 50-летию велогонки возродить традицию! В этом случае количество участников вырастет в пять-шесть раз, съедутся спортсмены со всей страны. В планах собрать победителей, призеров, участников соревнований на призы газеты «Вечерний Харьков» прошлых лет  и устроить праздник нашим ветеранам. А Харькову сегодня есть что показать.

— Сегодня  в велогонке принимают участие только харьковчане?

Александр Заярин: — Нет, мы ждем спортсменов и из регионов. Например, в прошлом году были участники из Полтавской области, из Донецкого региона и Северодонецка. Кстати, спортсмены из Северодонецка уже просятся к нам на велогонку — у них сейчас нет возможности много разъезжать, и они с удовольствием принимают любое приглашение. Ведь без соревнований спортсмен никогда не повысит свое спортивное мастерство, не станет на ступеньку выше.

Подают ли заявки на участие в 49-й велогонке зарубежные спортсмены?

Валерий Хохлов: — Раньше география команд была обширна — участвовали сборные из Москвы, Петербурга, Белгорода, Прибалтики, даже из Польши. Думаю, что это вернется. Моя мечта — чтобы соревнования вышли на международный уровень, чтобы многодневная шоссейная велогонка на призы «Вечернего Харькова» снова стала международной.

— А как можно этого добиться?

Александр Заярин: — Прежде всего доказать, что мы можем проводить спортивные мероприятия на самом высоком уровне. Я считаю, что на сегодняшний день Харьков готов принимать международные соревнования. И, тем не менее, нужна длительная скрупулезная подготовка. Здесь должна быть поддержка и министерства, и местной власти, чтобы выполнить требования UCI по организации и проведению международных гонок.

Любители тоже получат призы


— Добрый день. Меня зовут Константин. Могут ли любители принимать участие в велогонке или она рассчитана исключительно на спортсменов?

Валерий Хохлов: — Можно провести отдельно гонку исключительно для любителей. Почему нет? Аматоры раньше принимали участие. Но человек все равно должен быть соответствующим образом подготовлен, знать правила проведения соревнований. Кроме того, желающие могут быть допущены только на основании справки от врача о состоянии здоровья, подтверждающей, что организм выдержит физическую нагрузку. Должна быть хорошая и общефизическая подготовка. По предварительным заявкам при наличии определенного количества участников любители могут стартовать как на шоссейных велосипедах, так и на байках.

Александр Заярин: — Самое главное — человек изъявил желание проехать, попробовать свои силы, посмотреть на результат и, естественно, получит небольшой памятный приз за участие в велогонке. Кстати, есть у нас Алексей Кочин — мастер спорта Украины, который является победителем всеукраинских и международных соревнований среди любителей.

— Кто из знаменитых велогонщиков начинал спортивное восхождение именно с шоссейной велогонки на призы «Вечернего Харькова»?

Валерий Хохлов: — Первая такая гонка прошла в 1969 году, когда начала выходить газета. Многие знаменитые велогонщики начинали спортивное восхождение с выступления в гонке на призы этого издания. Среди них — олимпийские чемпионы Валерий Мовчан, Игорь Целовальников; чемпионы мира Василий Жданов, Александр Зиновьев, Александр Квачук; олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира Ольга Слюсарева, трехкратная чемпионка мира Светлана Гранковская, чемпионки мира Раиса Ободовская, Любовь Задорожная, Алла Багиянц, Ирина Кириченко. Выигрывали в свое время эту гонку и Сергей Жулавский, Юрий и Сергей Синюковы, Александр Авдеев, которые передают свой опыт уже в качестве тренеров, и многие другие.

Молодежь привлекают эмоции и экстрим


— Здравствуйте, меня зовут Марина Игоревна. А с какого возраста ребенок должен заниматься велоспортом, чтобы достичь результатов. И есть ли сейчас какие-то новые направления, популярные среди подрастающего поколения?

Валерий Хохлов: — Я бы рекомендовал начинать с десяти лет.

Александр Заярин: — Можно даже раньше. У нас появились новые виды велоспорта — такие, как маунтинбайк и ВМХ. Ребята начинают ими заниматься с шестилетнего возраста, а с 7–8 лет участвуют во всеукраинских соревнованиях.

Маунтинбайк — это гонки по пересеченной местности на горных велосипедах, а ВМХ — экстремальный вид велоспорта, где соревнования проводятся на специальной трассе с трамплинами, виражами и т. д. Он берет начало с середины 1980-х годов и за три десятилетия из мальчишеского увлечения вырос в олимпийский вид спорта. Эти виды спорта — экстремальные, зрелищные, эмоциональные — пользуются большой популярностью  у подрастающего поколения. Молодым нравится взрывная скорость, преодоление препятствий, прыжки, чувство соперничества, борьба на каждом участке трассы до финишной прямой.

На сегодняшний день трасса ВМХ существует пока только в Купянске, но уже принято решение о строительстве такой велотрассы и в Харькове —  в районе Саржиного яра, где есть холмистая местность. Мэр поставил задачу по строительству именно международной сертифицированной трассы — сейчас идет работа над проектной документацией. В Купянске трасса тоже будет модернизироваться. Под проект уже выделена земля, и трасса тоже будет иметь международный сертификат. Конечно, это радует, поскольку привлечет в наш вид спорта много молодежи, даст толчок развитию велоспорта на Харьковщине.

— Добрый день. Меня зовут Кирилл. Если говорить в целом о детско-юношеских велосоревнованиях, есть ли в Харькове какие-то проблемы с их проведением?

Валерий Хохлов: — Прежде всего, в велосипедном спорте очень важна безопасность спортсменов во время проведения учебно-тренировочных занятий. Базовая подготовка проходит на шоссе. Для этого необходима машина сопровождения — не только, чтобы «прикрыть» группу, но и в случае поломки оказать техническую помощь, поменять колесо, что-то подкачать, поменять велосипед и т. д. Вот в отношении транспорта и бензина у тренеров сегодня есть некоторые проблемы.

Но есть и положительный момент — экипировка юных спортсменов существенно усовершенствована: современные велосипеды, комбинезоны, которые до минимума сокращают сопротивление воздуха и т. д.

Вернутся ли соревнования по велоспорту в центр Харькова?


— Добрый день. Меня зовут Михаил. Есть ли в Харькове места для проведения соревнований по велоспорту?

Александр Заярин: — Есть трасса ВМХ в Купянске, о которой мы только что упоминали. В Харькове имеется зона лесопарка, которая идеально подходит для тренировок и соревнований по маунтинбайку.

В прошлом году был отремонтирован велотрек. Он успешно перенес суровую снежную зиму. Недавно мы провели там открытое первенство физкультурно-спортивного общества «Динамо» Украины, и я вам скажу: ремонт был проведен настолько качественно, что полотно сохранилось в хорошем состоянии. И хочется поблагодарить Управление по делам физкультуры и спорта ХОГА и ХОО ФСО «Динамо» Украины.

Однако было бы замечательно, если бы городские власти разрешили проводить соревнования по велоспорту в центре города. Я понимаю, что это связано с транспортными развязками, изменением схемы движения автотранспорта, маршруток, трамваев, троллейбусов... И все же, надеюсь, вопрос можно решить, выделив хотя бы небольшой участок дороги. Это очень важно для проведения чемпионата Украины в Харькове. Я ездил по другим городам, где проводят чемпионаты по велоспорту — там отдают центр города под такие мероприятия. Например, хорошие соревнования проводят Белая Церковь, Житомир, Сумы, Кременчуг, Тернополь, Львов, а Киев перекрывает Крещатик на целый день во время проведения международной гонки. У нас же пока сложно, хотя верю, что организовать можно. Например, хотя бы один этап многодневной шоссейной велогонки, посвященный Харькову, можно было бы провести в центральной части города.

Валерий Хохлов: — В недалеком прошлом мы с «Вечерним Харьковом» проводили ряд соревнований на площади, по кольцу Сумская — Бурсацкий спуск — Клочковская и по спуску Пассионарии наверх. Великолепное кольцо, классическая дистанция, которая соответствует мировым стандартам. Проводили мы велогонку и вокруг парка Машиностроителей (бывший парк имени Артема) — там тоже отличное кольцо.

— А где харьковские велосипедисты тренируются зимой — в городе есть соответствующие места? Или они ездят на обкатку за границу?

Валерий Хохлов: — В основном занимаются общей физподготовкой, специальной силовой подготовкой и работают на велостанках...

Александр Заярин: — Базовая подготовка нашим спортсменам, безусловно, очень нужна. Велосипедисты к предстоящему сезону начинают готовиться с декабря месяца. Раньше сборная команда области выезжала в Крым, сейчас тренеры ищут возможность проводить базовую подготовку за границей. Например, сборная по маунтинбайку выезжала на подготовку в Турцию — это был наш первый международный опыт. Готовились там в течение двух месяцев и параллельно выступали в международных соревнованиях, набирая рейтинговые очки.

Уникальный случай в истории велоспорта


— День добрый. Алексей Павлович на связи. С какими достижениями Федерация велосипедистов области входит в свое 130-летие?

Александр Заярин: — Достижения есть. В 2016 году мы собрали полный комплект медалей чемпионатов Европы: у нас — чемпионка Европы по маунтинбайку Ирина Попова, серебряный и бронзовый призер чемпионата Европы по велоспорту на треке Андрей Винокуров.

Уже в этом году после многолетнего перерыва (с 1990-х годов) Харьков вписал еще одну яркую страницу в историю велоспорта.  Андрей Винокуров и Елена Старикова стали обладателями Кубка мира (Лос-Анджелес, США) среди элиты по велоспорту на треке. Это просто уникальный случай! Бывало, что два Кубка уезжали в одну страну, но чтобы в один город — такого в велоспорте я не припомню.

— Какие мероприятия запланированы на этот год в Харькове и области?

Александр Заярин: — В течение года мы принимаем в Купянске три чемпионата Украины по велоспорту ВМХ. Кроме того, в Харькове будет проведен чемпионат Украины по велотреку — впервые за последние восемь лет, а также два чемпионата по велоспорту МТБ, Всеукраинские соревнования памяти заслуженного тренера СССР и Украины В.Г. Резвана и чемпионат Украины среди ветеранов, чемпионат Украины по велокроссу.

Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о возрождении такого серьезного международного соревнования по велоспорту на треке, как Большой приз Харькова, на который съедутся и обладатели кубка мира — Андрей Винокуров и Елена Старикова, мы приглашаем и сборную команду Украины. Также изъявили желание приехать белорусы и прибалты.

Личное дело
Александр Николаевич Заярин родился в Харьков 21 декабря 1953 года. Образование высшее, куратор велоспорта в Управлении по делам молодежи и спорта ХОГА. Сейчас — президент Федерации велосипедистов Харьковской области.

Валерий Данилович Хохлов родился родился 4 мая 1941 года в Харькове. Окончил  Киевский институт физической культуры. Был председателем спортклуба и генеральным директором спорткомплекса Харьковского велозавода, директором специализированной школы олимпийского резерва ДЮСШ «Олимпия». Сейчас вице-президент Федерации велосипедистов Харьковской области, организатор многодневной шоссейной велогонки на призы «Вечернего Харькова».