Харьковский композитор-песенник, заслуженный артист Украины Вячеслав Корепанов отмечает 50-летие творческой деятельности.

За полвека харьковчанин написал больше 600 песен, которые звучат во всех уголках страны — на концертных площадках, на больших городских праздниках и даже при отправлении поездов на вокзале ЮЖД. Отмечая серьезную дату, Вячеслав Корепанов признается: как и в юности, у него в крови продолжает бушевать тяжелый рок.

Первые песни написал в 20 лет


— Вы еще в детстве решили, что станете композитором?

— Музыкой занимаюсь с пяти лет, был лучшим учеником в музыкальной школе, где учился по классу фортепиано, но тогда о карьере музыканта вообще не думал. Музыку я любил, но в общеобразовательной школе был круглым отличником и хорошо знал математику, поэтому видел себя математиком или радиофизиком. После восьми классов поступил в Харьковский радиотехнический техникум, после окончания — учился в музыкальном училище, а затем последовал еще один поворот судьбы — окончил Харьковский институт радиоэлектроники (сейчас — ХНУРЭ). Таким образом, у меня две специальности, и обе мне пригодились в разные периоды жизни. Музыку пишу на протяжении 50 лет, при этом долгое время работал в объединении «Монолит» оборонного комплекса — в частности, разрабатывал радиоаппаратуру космического назначения. Но последние 25 лет занимаюсь только музыкой.

— А с какого момента вы введете отсчет своей композиторской деятельности?

— С апреля 1967 года, когда написал свою первую песню — «Двадцатая весна».

— Интересно, а как вы сейчас, с высоты полувекового опыта, оцениваете собственные песни, написанные в 20 лет?

— Некоторые были очень удачными — могли бы звучать и сейчас. К слову, в честь своего юбилея я издал книгу, — в нее вошли воспоминания и фото начала моей концертной деятельности, около сотни произведений в нотах и текстах, в том числе и одна из первых моих песен под названием «18 лет».

— И как в вас одновременно уживались скрупулезный радиофизик и лиричный музыкант?

— Вполне гармонично. И таких примеров немало. Один из культурологов заметил, что математики и музыканты, как правило, очень близки — логическое мышление помогает и в музыке. У Константина Меладзе, например, нет музыкального образования — он окончил Николаевский судостроительный институт, тем не менее считается одним из лучших современных композиторов на территории СНГ.

— Вы писали не только музыку, но и стихи к своим песням.

— Да, поначалу я сам сочинял и стихи, и музыку. Затем стал подключать харьковских, а позже — киевских поэтов, вплоть до больших и даже великих. В частности, стихи для моих песен писали лучшие поэты-песенники страны — народные артисты Украины Вадим Крищенко и Андрей Демиденко.

Музыкантов на танцах боготворили


— В 1972–1980 годах вы руководили ансамблем, который выступал в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. Как это было?

— В 1968 году я создал ансамбль «Пилигримы», — уже тогда мы начали исполнять мои песни. А с 1970 года «Пилигримы» в полном составе влились в оркестр известного харьковского музыканта Бориса Ячнова. В оркестре я работал как композитор, клавишник и вокалист, и после успешных выступлений нас пригласили играть на танцплощадке в ЦПКО им. Горького, где состав немного изменился и уже назывался «Думы». Дискотечная музыка появилась чуть позже, а мы играли вживую: три гитары, клавиши, фортепиано, ударные. Все музыканты пели.

— Насколько я знаю, в те годы парк Горького был почти дремучим лесом и довольно сомнительным местом, где на танцплощадке собирались не только студенты, но нетрезвые любители затевать разборки. Вам не доставалось?

— Естественно, драки были, но нас никто не трогал. Нас очень уважали и чуть ли не носили на руках. Даже по понедельникам на танцплощадке набивалось до тысячи людей. Чтобы попасть на наше выступление, молодежь перелезала через высокие заборы. «Разборки» были только среди посетителей танцплощадки — между собой. Но на танцах всегда дежурила милиция, а мы, видя, что начинается заварушка, прекращали играть и в микрофон призывали правоохранителей вмешаться. Потасовка прекращалась – и, к счастью, обходилось без тяжелых последствий.

— А под какую музыку зажигала молодежь 1970-х?

— Наш ансамбль исполнял в основном лирику, в том числе и мою, причем бывали дни, когда все три отделения ансамбль играл только мои песни. В первой вышедшей обо мне статье, опубликованной в газете «Красное знамя», было написано, что в Харькове появился композитор уровня Вячеслава Добрынина, а он, между прочим, в тот период был в полном своем расцвете. Кроме того, наша группа исполняла хард-рок, который мы обожали: в частности, играли Deep Purple, Uriah Heep.

Песня о Харькове каждый день звучит на Южном вокзале


— Много ли песен посвятили Харькову и как сложилась их судьба?

— Нашему городу я посвятил около двух десятков песен, и они живут. Например, одна из песен «Харків — моя любов» записана на компакт-дисках, на нее сняты клипы, ее часто исполняет заслуженная артистка Украины Евгения Костенко. Она звучит во Дворце студентов, ее многократно пели как финальную песню на площади Свободы на День Харькова. Дважды в сутки она звучит на Южном вокзале при отправлении экспресса Харьков–Киев.

— Интересно, а как вы реагируете на собственную песню, когда бываете на вокзале?

— Первое время, когда перед звучанием песни меня объявляли как ее автора, мне было как-то не по себе — от волнения даже мурашки бегали. Но со временем я привык и теперь отношусь спокойно. Это — моя работа. Если песня звучит уже 20 лет, значит, она нравится, и это очень хорошо.

— А посвящали ли вы песни каким-либо харьковским знаковым местам?

— В моих лирических песнях о Харькове есть упоминания о многих наших достопримечательностях — например, о Зеркальной струе, улицах Сумской и Клочковской. Будучи фанатом спорта, и особенно футбола, я посвятил песню команде «Металлист» — она часто звучала перед началом матчей. Сейчас в Харькове создали новую команду — «Металлист 1925», и я обещал передать песню команде: ее снова будут включать перед матчами.

— Насколько я знаю, вас вдохновила на песню даже наша подземка.

— 12 лет назад вместе с поэтами литературной студии при Харьковском метрополитене я написал более полусотни песен, вошедших в четыре компакт-диска. Песня о метрополитене называется «Мое метро». Я долго искал ребенка для исполнения и наконец нашел нужную вокалистку: песню спела ученица одной из харьковских музыкальных школ Аня Сороченко.

— А есть песни, которыми вы особенно гордитесь?

— Одной из лучших я считаю песню «Перемога». Она посвящена победе над нацизмом во Второй мировой войне. Ее исполняет заслуженный артист Украины харьковчанин Гарри Сетьян. Она регулярно звучит по телевидению и радио, на парадах — мои ноты взяли военные оркестры.

«Чувствую себя совершенно молодым»


— Наверняка 50-летний юбилей станет своеобразным творческим отчетом. Кто из исполнителей пел ваши песни, сколько произведений написали за полвека?

— Мои песни исполняли народные артисты Украины Юрий Богатиков, Павел Зибров, Ольга Добрянская, Иво Бобул, Лилия Сандулеса, Иван Попович, Александр Василенко, Богдан Сташкив, Надежда Крутова-Шестак, Нина Шестакова, Виктор Шпортько, Владимир Смотритель, Олег Дзюба, трио «Купава» (Елена Гизимчук, Юлия Мелихова, Татьяна Слюсаренко), заслуженные артисты (их около 30), среди которых артисты-вокалисты профессионального театра-студии Дворца студентов НЮУ имени Ярослава Мудрого Гарри Сетьян, Наталья Шкурко, Светлана Сидорова, Виктория Венникова, Ян Костырко, с которыми записано около 60 песен, а также популярные украинские исполнители Евгения Костенко, Павел Мрежук, Инеш Кдырова, Андрей Тимошенко, Алексей Гавинский, Виталий Свирид, Елена Подус, вокально-инструментальный ансамбль «Кобза», квартет «Гетьман» и многие другие. К слову, песня «Розмова з собою» в исполнении Иво Бобула вошла в список шлягеров ХХ столетия. Песня «Вишневий рай» часто исполнялась на всевозможных концертах и в 1966 году  стала песней года на «Славянском базаре» в Витебске. Всего я написал более 600 произведений, выпустил 19 компакт-дисков и продолжаю активно сочинять музыку и стихи. Работаю в молодом коллективе профессионального театра-студии Дворца студентов НЮУ имени Ярослава Мудрого. Кстати, от хард-рока фанатею до сих пор: слушаю Deep Purple и Uriah Heep с таким удовольствием, что вы себе даже не представляете. Пишу и исполняю песни в этом стиле. Песня «Крокуємо разом» часто звучала в Харькове, в том числе и на городских праздниках (ее исполняет заслуженная артистка Украины Виктория Венникова). Кроме того, в этом же стиле я написал песню «Кличко», посвященную знаменитым братьям. Перед записью я показал работу Виталию Кличко. Песня ему понравилась, и он дал добро на запись. К слову, братьям Кличко посвятила песню и известнейшая немецкая группа Rammstein, но она пришлась Виталию Кличко не по душе: сказал, очень агрессивная. Как и в 1970-х годах, я по сей день играю на концертах одну из частей моей композиции «Времена года» в стиле «тяжелый рок».

Творческий отчет
20 апреля во Дворце студентов НУЮ имени Ярослава Мудрого состоится концерт юбиляра «Пісня — моє життя». По предварительным данным, в концерте выступят Иво Бобул, Олег Дзюба, харьковчане Нина Шестакова, Евгения Костенко, молодые киевские и харьковские исполнители.