Культура

  • 773
  •  / 

Незрячему музыканту помогает выживать чувство юмора

Незрячему музыканту помогает выживать чувство юмора
Харьковчанин Сергей Ковалев — незрячий с рождения — прекрасно разбирается во всем, что связано со звуком. Он мультиинструменталист: виртуозно играет на баяне, гармонике, аккордеоне и фортепиано. 29 апреля харьковчане смогут познакомиться с ним поближе — музыкант участвует в проекте «Живая библиотека», который пройдет в Саржином яру.

«Стараюсь объяснить «на яблоках»



Сергей Ковалев — не только музыкант и композитор, но и преподаватель. За семь лет обучил более сорока учеников.

— Согласно диплому моя специальность — преподаватель детской музыкальной школы, аккомпаниатор и руководитель художественной самодеятельности. Если я преподаю игру на гармонике, импровизацию, стараюсь  максимально объяснить все «на яблоках», — рассказывает он.

По словам Сергея, методику обучения он разрабатывал долгими бессонными ночами, размышляя о собственном тяжелом опыте.

— Опыт моего обучения довольно неоднозначный, интересный и трудный. Поначалу я ждал, что мне кто-то подскажет, — боялся ошибиться, сделать что-то не так. Не дай бог будут ругать или засмеют. Первая губная гармошка «Спутник» появилась у меня в 1992 году. Это была ужасная игрушка, но, в принципе, «В лесу родилась елочка» изобразить можно. Я играл пионерские песни, пытался воспроизвести мелодии Вивальди, но получилось так, что восемь лет топтался на месте. Поскольку я учился в интернате, а это система закрытая, долгие годы ушли на неудачные попытки что-то понять. И только в 2000 году я разобрался с блюзом, и в результате анализа, раздумий и бессонных ночей все начало складываться в единую методику обучения, которую я использую до сих пор.

Научить музыканта импровизировать, по мнению Сергея,  — не так сложно.

— Я сравниваю музыкальную импровизацию с речью. Первое, что делает мой ученик, если мы играем, например, на клавишах, — просто пробует звуки «на вкус».

Это можно сравнить с тем, как ребенок учится говорить. Сначала возникает «детский лепет», потом он связывается в слова, потом — в предложения, затем речь развивается. Так и здесь: мы сперва учимся ощущать музыку, понимаем, как это прекрасно и вкусно, а затем уже добавляем какие-то теоретические моменты: аккорд, лад и т. д.

Фирменный музыкант понимает и чувствует


Рассуждая о музыке, Сергей Ковалев использует категорию «фирменный».

— Фирменный музыкант — это тот, кто умеет состыковывать две составляющие: понимание и чувствование. Допустим, І`m forgiven «Металлики» можно сыграть как танго, вальс или похоронный марш. Чуть-чуть меняем ритм, стиль — и получаем совсем другой характер. Это и есть «фирма». К фирмачам можно отнести, например, блестящих импровизаторов Кита Эмерсона или Стива Вая. В Харькове под это определение подходит универсальный пианист Олег Полянский — окончил консерваторию, прекрасно играет классику и джаз, импровизирует и сочиняет. Мы играли с ним в группе Karfagen, с которой я работаю уже 17 лет. Четырежды представляли Украину на международных прогрессив-рок фестивалях. В 2010 году — фестиваль в Голландии, в 2012-м — во Франции и в Германии, в 2013-м — в Бельгии. Ребята до сих пор участвуют в таких мероприятиях, а я, к сожалению, выпал — и по состоянию здоровья, и в силу того, что сосредоточен на своих проектах.

Основная тема — смех сквозь слезы


По словам музыканта, серьезные песни — не его конек. Серьезность — в отношении к музыке.

— Меня привыкли видеть стебным, часто спрашивают: «Почему не поешь серьезных вещей?». На это я могу ответить, что серьезным является мое отношение к делу — кропотливая работа над качеством, над деталями.

Основная его тема — смех сквозь слезы.

— Я всегда пишу о своем. Во-первых, это скептицизм и сарказм по поводу глупости, злоумия и  оптимистическое отношение к этой странной, нелегкой и неоднозначной жизни, — признается Сергей. О том, что все, конечно же, непросто, но не трагично. Это смех сквозь слезы, потому что мой опыт был тяжелым. Не знаю, смог бы я выжить, если бы не могучее чувство юмора.

Тема, которую музыкант, в отличие от многих других, старается не затрагивать, — любовь.

— О любви обычно не пишу. На эту тему у меня — сплошной сарказм и скепсис. Писать что-то общепринятое — бессмысленно, все уже сказали до меня. А если говорить о моем опыте, то это в основном опыт разочарований. Например, песня «Черная Мырда» посвящена моей первой любимой девушке, которая, как мне тогда казалось, использовала меня и бросила.

Когда люди становятся книгами


29 апреля музыкант участвует в проекте «Живая библиотека», в рамках которого в роли книг выступают люди с интересной судьбой, а «читатели» не листают страницы, а слушают рассказы героев от первого лица.

— Я совсем недавно узнал об этой акции. Идея пришла из Дании. Суть в том, что легенды и истории существуют не в книгах, а в людях. Участник акции — условно «книга», а зрители-слушатели — как бы «читатели». Суть — открытое общение и возможность пообщаться с интересным человеком, — говорит музыкант.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей25 мая

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2939.97 грн
10 RUB 4.6675 грн
100 USD 2626.61 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи