Попытка пенсионерки поменять купленную в аптеке мазь на другую обернулась скандалом с участием полиции. Как же не попасть впросак, приобретая лекарства в аптеке?

Харьковчанке Нине Веретельниковой скоро восемьдесят. Невзирая на солидный возраст, она полна сил и энергии. Вот только досаждает экзема, выскочившая на подбородке, после того как женщина в мороз угодила в полынью. К каким только врачам ни обращалась, какими протирками ни лечились, кучу денег потратила — ничто болячку не берет. На днях Нина Павловна отправилась в аптеку за очередной мазью.

— Девушка пробила чек — 86 гривен 2 копейки и подала мне мазь. Я — не отходя от кассы — ее рассмотрела и обнаружила, что срок годности препарата истекает в ноябре 2017 года. Мне как малообеспеченному человеку не по карману покупать медикаменты почти за 90 гривен каждые полгода — я собиралась пользоваться ею хотя бы год. Поэтому попросила провизора заменить мазь на более свежую. Та отказала, мотивируя тем, что заменить нечем — остался всего один тюбик с таким же сроком годности.

Нина Павловна, понятно, расстроилась и на всякий случай заглянула в соседнюю аптеку, где обнаружила такую же мазь со сроком годности чуть ли не донца 2018 года, да еще и на пять гривен дешевле. Едва сдерживая негодование, женщина вернулась в аптеку, где ей продали «негодный препарат по завышенной цене» и снова потребовала сделать замену. Получив отказ, написала жалобу в Книгу жалоб и предложений и... вызвала полицию.

Откройте, полиция!


— Приехали два молоденьких мальчика. Выслушав мои претензии, заулыбались: «Бабушка, что вы из-за мелочи бучу поднимаете. Вот вам сто гривен и успокойтесь». Я говорю: «Зайчик, бабушка на деревне в воду провались  — у нее течет экзема. Третий месяц хожу по врачам, кучу денег на всякие мази потратила — ничего не помогает. Очень надеялась, что эта спасет. Мне твои деньги не нужны, и от аптеки не требую — мне нужен годный препарат», — рассказывает Нина Павловна. — Патрульные все записали и уехали. 

А в полночь, по словам пенсионерки, к ней в квартиру пожаловали нежданные гости.

— В 12 часов ночи — звонок в дверь: «Полиция приехала!» Я спросонья, в ночной рубашке, ничего понять не могу, кто ко мне ломится, в чем дело? Говорят: «Мы по вашему сигналу». «А я вас вызывала в 12 часов ночи?» — спрашиваю. «Нам информацию передали дежурные, которые были в аптеке, и мы приехали разобраться», — говорят и показывают удостоверение, — в красках описывает ситуацию пожилая женщина. — В квартиру среди ночи я их, понятное дело, не пустила. Паспорт не показала, хотя они и настаивали — знаю, сколько сейчас мошенников и грабителей орудует под видом соцработников, коммунальщиков, правоохранителей. Предъявила лишь пенсионное удостоверение. Они все записали и назначили мне «свидание» на следующий день в 9 утра в «моей» аптеке. Я пришла, а полицейские не явились. Заодно проверила Книгу жалоб — вдруг появился ответ на мое обращение. Оказалось, что лист с моей жалобой просто вырвали. Сказали, что повесили новую книгу, а ту якобы забрали в офис администрации.

Раздосадованная старушка отправилась с заявлением восстановить справедливость в администрацию сети аптек, в Гослекслужбу, заглянула и в редакцию газеты «Вечерний Харьков».

Лекарственные средства возврату не подлежат


Начальник Гослекслужбы в Харьковской области Олег Терещенко подтвердил, Нина Веретельникова действительно обращалась 25 апреля.

— Оставила заявление — мы его уже рассмотрели, связались с аптекой, и попросили дать письменное пояснение по этому случаю. Ждем ответа, — говорит Олег Сергеевич. — В устном объяснении сотрудники аптеки сообщили, что женщина сначала заявила, что маленький тюбик она будет использовать два раза в день — в этом случае его хватит на месяц-два, а срок годности истекает в конце осени. Кроме того, со слов Веретельниковой, она попросила обменять мазь, едва получив чек не отходя от кассы. По информации же сотрудников аптеки, женщина обратилась с такой просьбой через время — после того как покинула аптеку, а потом вернулась назад, о чем свидетельствует запись с камер видеонаблюдения. Хотя, с точки зрения закона, это не так уж и важно: если уже пробит чек — независимо от того, спохватился покупатель сразу же либо вернулся через время — лекарственные средства и изделий медицинского назначения надлежащего качества, отпущенные в аптеках и их структурных подразделениях, возврату не подлежат (Приказ Минздрава № 360). Кстати, эта информация размещена в залах обслуживания всех аптек.

По словам Олега Терещенко, чтобы у покупателей не возникало подобных проблем, прежде чем оплатить лекарство — нужно уточнить у провизора всю интересующую информацию: срок годности, дозировку, способ применения и т. д.

— Если у сотрудника аптеки не поинтересовались сроком годности — он вполне мог и не акцентировать на этом внимание, для него главное — чтобы препарат был не просроченный. Если бы женщина сама задалась этим вопросом до того, как ей выбили чек, — провизор, безусловно, эту информацию предоставил бы. А там уж ее дело решать — брать лекарство или не брать, — говорит Олег Терещенко. — Можно даже попросить сертификат качества на препарат — и в течение двух суток человеку должны предоставить его распечатку. Такой срок регламентируется Постановлением КМУ № 929 «Об утверждении лицензионных условий...».

Специалист настаивает: прежде чем идти в аптеку за лекарством — посетите врача.

— Доктор проведет осмотр, выпишет рецепт, нужную дозировку, схему приема — вот с ним и идите в аптеку, — говорит он. — Люди же нередко насмотрятся по телевизору рекламы и бегут в аптеку покупать дорогущие препараты, которые зачастую вообще лекарственными средствами не являются — это БАДы. А потом начинается: «Не помогает — верните нам деньги»...
 

Общение с полицией можно перенести


Как разъяснили в ОК ГУ Национальной полиции в Харьковской области, при поступлении сообщения запрета для нанесения визита сотрудниками полиции в то или иное время не существует.

— Скорее всего, по вызову в аптеку приехали патрульные, которые затем передали информацию об инциденте в отдел полиции по территориальному признаку. А там уже материал, который собрали патрульные, расписывается на определенные службы (чаще всего — это участковые), которые проводят дальнейшее разбирательство и выясняют обстоятельства. В тридцатидневный срок они должны дать ответ человеку, от которого поступило сообщение. У нас круглосуточное несение службы, и сотрудник полиции планирует свой рабочий день в зависимости от служебных моментов, — рассказывает спикер ГУ НП в Харьковской области Ольга Грабар. — В принципе, если сотрудники полиции пришли к женщине в поздний час — она могла открыть дверь и узнать, с какой целью. Если в этот момент она уже спала либо плохо себя чувствовала — в общем, была не готова общаться с правоохранителями,  то вправе просто попросить их прийти на следующий день. Именно так, судя по рассказу женщины, и произошло. Кроме того, человек имеет право вообще отказаться от дачи показаний — тогда сотрудники полиции пишут в протоколе опроса свидетеля, что заявитель отказался давать пояснения, с его подписью.