У харьковчан предпенсионного возраста появится больше уверенности в завтрашнем дне — недавно вступил в силу закон, запрещающий сокращать работников менее чем за три года до пенсии.

Это даст хоть какую-то гарантию «возрастным» сотрудникам, что их не уволят в самый неподходящий момент. А такой момент может наступить когда-угодно — в частности, крупное сокращение планируется на харьковских заводах.

Сорокадевятилетняя харьковчанка Татьяна Солощенко — опытный менеджер, но последние несколько месяцев работает продавцом в табачном киоске. Новое место работы пришлось искать после того, как в начале года в связи с двойным повышением минимальной зарплаты в компании, где она трудилась в плановом отделе, произошла оптимизация.

— Сократили чуть ли не половину сотрудников и меня  в том числе, — рассказывает женщина. — Безусловно, я страшно расстроилось, что не дали доработать хотя бы до пенсии. Потом успокоилась — опыт у меня есть, работу  найду. Однако это оказалось непросто.

Проштудировав объявления с вакансиями, выбрала несколько вариантов и села за телефон.

— После пятого звонка у меня буквально началась паника — возрастные сотрудники никому не нужны. Говорят: «У нас молодая креативная команда, и новый сотрудник должен соответствовать этому критерию — быть активным, инициативным, мобильным, стрессоустойчивым, энергичным, способным быстро адаптироваться на новом рабочем месте. Извините, но людям старшего возраста такие качества неприсущи — им, как правило, сложно привыкнуть к интенсивному рабочему графику. А опыт — дело наживное. Мы придерживаемся стратегии выращивания кадров: принимаем на работу прогрессивную молодежь и развиваем ее», — разводит руками Татьяна Солощенко. — Там, куда соглашались взять, предлагали неофициальное трудоустройство. Но мне-то, чтобы дотянуть до пенсии, как раз нужна запись в трудовой. В результате устроилась в табачный киоск.

Теперь «возрастные» сотрудники будут чувствовать себя более уверенно — согласно недавно вступившему в силу ЗУ «О внесении изменения в статью 42 Кодекса законов о труде Украины по защите трудовых прав работников предпенсионного возраста» №2005, работникам, которым осталось менее трех лет до наступления пенсионного возраста, предоставлено преимущественное право на сохранение работы при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации.

— Сказать, что многих людей предпенсионного возраста сокращают и происходит это повсеместно, я не могу, — замечает председатель объединенных профсоюзов Харьковской области Сергей Тесленко. — Руководители — тоже люди и прекрасно понимают: если такого человека уволить — вряд ли он трудоустроится. Но тем не менее такие случаи есть. Поэтому я считаю, что это очень правильная новация, которая является дополнительной гарантией защиты трудовых прав пожилых работников, усиления их социальной защиты в период достижения предпенсионного возраста. Сейчас, когда в стране напряженная экономическая ситуация, это становится особенно важно. Ведь человеку, оказавшемуся за бортом за три года до заслуженного отдыха, очень сложно найти работу. Предпенсионный возраст не интересен никому. Руководитель предприятия, как правило, ищет сотрудников помоложе: не старше 35 лет, знание иностранного языка и владение компьютером — такие акценты сегодня обычно ставят работодатели. Поэтому изменения в КЗоТ — хорошая поддержка и защита людей, которые попадают в экстремальные условия.

А за экстримом далеко ходить не нужно — сейчас, по словам Сергея Тесленко, на ряде харьковских предприятий намечаются массовые сокращения.

— Нет объемов производства, нет портфеля заказов на имеющееся количество работников. Только на ХТЗ из 1700 с лишним человек увольнению подлежит 40%. Официально эти планы пока не озвучены. По крайней мере, на официальном сайте предприятия такой информации нет, но нам это известно, и это реальная цифра, на которой руководство будет настаивать. Однако для такого шага потребуется разрешение вышестоящих профсоюзных органов. В связи с большим процентом планируемого сокращения Центральный комитет и обком профсоюзов должны провести совместное заседание — это оговорено в отраслевом и генеральном соглашениях, — говорит председатель объединенных профсоюзов.

Устроиться на работу — задача непростая


Как сообщил «Вечернему Харькову» заместитель директора Харьковского областного Центра занятости Анатолий Толстых, порядка 10,5% из всего незанятого населения, которое обращается в ЦЗ, — это люди предпенсионного возраста. Причем большинство из них — женщины. Они освобождаются от работы по различным статьям, но преимущественно по собственному желанию и по соглашению сторон.

 — Устроиться таким людям на работу — реально, хотя это и непростая задача, — отмечает Анатолий Толстых. — Ведь работодатели хотят видеть молодых и энергичных работников. Вместе с тем при содействии службы занятости работу находит каждый третий  — в равных пропорциях как мужчины, так и женщины.

Какие именно профессии предлагаются тем, кому за сорок, — в центре занятости сказать затрудняются, поскольку, как отметил Анатолий Толстых, существует лишь общий банк вакансий.

— Дело в том, что, в соответствии со статьей 11 ЗУ «О занятости населения», запрещается в объявлениях о вакансиях указывать ограничения по возрасту, предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфического труда, который может выполняться исключительно лицами определенного пола, — поясняет он.

При этом специалист отмечает, что сегодня харьковский рынок труда весьма оживился.

— Около 57% вакансий, предоставленных  службе занятости, приходится на рабочие профессии. Устойчивым спросом продолжают пользоваться профессии в сфере металлообработки, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса, услуг. Существует дефицит слесарей, водителей, сантехников, швей. Востребованы экономисты с опытом работы, инженеры, специалисты гостинично-ресторанного сервиса, сферы услуг, — рассказывает Анатолий Толстых.

Где востребован сотрудник «за сорок»?


Между тем в кадровых агентствах отмечают, что предпенсионный возраст — это вовсе не приговор.

— На многих предприятиях, в серьезных компаниях, медицинских учреждениях, наоборот, заинтересованы в таких сотрудниках. Соискатели «за сорок» котируются, если обладают уникальными знаниями, которых молодой специалист в силу отсутствия опыта не имеет и не может быстро приобрести. Например, в компаниях — бухгалтеры и финансисты; в некоторых научных сферах; в медицине доктор предпенсионного возраста более востребован, чем молодой врач — согласитесь, в 25 стать опытным хирургом нереально, — говорит сотрудник одной из харьковских рекрутинговых компаний Анжелика. — Это опытные работники, профессионалы, к тому же — дисциплинированные и полностью отдающиеся работе. Еще один большой плюс  — работодателю не приходится ожидать от них таких непредвиденных сюрпризов в виде декретного отпуска или вечно болеющих маленьких детей.

С другой стороны, по словам Анжелики, таких сотрудников работодатели нанимают порой в целях экономии — они соглашаются на меньшую зарплату, чем их более молодые коллеги.