Беспрецедентный случай на Харьковщине: участник боевых действий из Балаклеи намерен отсудить у силовиков 800 тысяч гривен за моральный и материальный ущерб, полученный в результате взрыва на складах боеприпасов.

Соответствующий иск он подал в Киевский районный суд Харькова. И хотя, по мнению правозащитников, дело это «обречено» на успех, примеру первопроходца пока еще никто из пострадавших не последовал.

Напомним, в ночь на 23 марта на складе боеприпасов в Балаклее произошел пожар, спровоцировавший взрывы, которые продолжались несколько суток. В результате 373 здания были частично или полностью разрушены, а 93 семьи остались без крыши над головой. По версии следователей причиной ЧП стала диверсия.

Пострадавший проживает на улице Арсенальной — в непосредственной близости от склада. Его семья осталась без гаража и  машины Mitsubishi Lancer 2009 года выпуска — они сгорели. В квартире выбиты стекла, упала стена из гипсокартона, в ванной комнате и кухне отпала плитка, повреждены межкомнатные двери, холодильник. Прикинув сумму ущерба, который возмещать никто не собирался, глава семьи, заручившись поддержкой юристов Чугуевской правозащитной группы, обратился с иском в суд. Он намерен отсудить у государства 800 тысяч гривен. Этой суммы, по мнению мужчины, должно хватить, чтобы покрыть материальный и моральный ущерб, причиненный его семье.

— В иске два ответчика: Министерство обороны Украины и Управление СБУ в Харьковской области. Иск был подан в Киевский районный суд Харькова — по месту нахождения одного из ответчиков — Управления СБУ в Харьковской области, — рассказывает адвокат, руководитель Чугуевской правозащитной группы Роман Лихачев. — На Министерство обороны Украины как центральный орган управления Вооруженными силами Украины, возложена обязанность осуществлять от имени государства управление военным имуществом, в том числе боеприпасами. То есть как владелец склада боеприпасов, который является источником повышенной опасности, Минобороны несет за него ответственность. А поскольку на данный момент официально войны нет, то есть форсмажорные обстоятельства отсутствуют, то Минобороны и должно отвечать за вред, причиненный источником повышенной опасности, — как его владелец. Второй ответчик — СБУ — должен отвечать за предотвращение угроз национальной безопасности. Мы считаем, что в данной ситуации служба бездействовала, раз допустила диверсионные действия. Эксперты оценили причиненный материальный ущерб в 400 856,84 гривны  и почти в такую же сумму семья оценила нанесенный ей моральный ущерб.

По мнению Романа Лихачева, намерение получить от государства компенсацию за ущерб, причиненный взрывами на складе боеприпасов в Балаклее, станет примером для других пострадавших — тем более что дело, считает адвокат, «обречено» на успех.

— Хотя основной версией взрывов на балаклейском арсенале является диверсия (правда, официально еще не подтвержденная) — это отнюдь не снимает с государства ответственности за ненадлежащую охрану и хранение боеприпасов и обязанности выплачивать компенсацию за причиненный гражданским ущерб. А поскольку на Минобороны и СБУ возлагается задача обеспечения нашей безопасности, то, соответственно, государство должно нести ответственность перед своими гражданами, — говорит Роман Лихачев.