Я самостоятельная — 10 лет вполне успешно занимаюсь бизнесом. У меня сильный характер, и никак не могу найти мужчину сильнее меня. Сестра говорит, что во мне очень чувствуется внутренняя агрессия, мужчины ее сразу считывают, поэтому предпочитают со мной не связываться. Что же мне делать, если это так? Нежели я со временем стану одинокой теткой со скалкой? И еще — мне показалось, что в последнее время женщины мужеподобными, а мужчины женственными? Ангелина

Женщины стали чаще стремиться к завоеванию мира


По существующей классификации психотипов, есть три типа женщин: женщина-дочь, женщина-мать и женщина-женщина (последний тип встречается в двух вариантах — агрессивная или подчиняемая). Если следовать этой классификации, Елена — агрессивный вариант типа «женщина-женщина», отвечает профессор кафедры сексологии, медицинской психологии, медицинской и психологической реабилитации Харьковской медицинской академии последипломного образования Марианна Маркова. Женщина такого типа — вовсе не скандалистка, берущая физической силой или голосом, уверяет специалист. Агрессия направлена по отношению к миру, такая дама стремится завоевать мир и непременно быть первой.

— Подобным женщинам действительно сложно. Если в паре соединяются две доминирующие особи, отношения у них будут недолговечными. При этом быть рядом с человеком более слабым женщинам такого психотипа тоже трудно. Если мужчина слабее женщины — это ни плохо, ни хорошо: это данность. Не все способны быть сильными. Слабый по характеру или силе воли мужчина может быть добрым, заботливым, творческим, умным, но женщинам такого психотипа он не подойдет, — считает Марианна Маркова.

Женщина-бизнесмен не всегда похожа на нежный цветочек


— В целом тенденции к тому, что женщины становятся мужеподобными, а мужчины — женственными, не существует, — говорит Марианна Маркова. — Но женщины все чаще стали занимать лидирующие позиции в тех профессиях, в которых их раньше их практически не было, и это накладывает свой отпечаток. Если женщина достигает успеха в бизнесе, у нее формируются лидерские качества, появляется даже другой тембр голоса и манера разговора. Мужчины эти изменения, конечно, замечают. Например, семейная пара создавалась лет 20–25 назад — оба были равны, и женщина еще не знала о своих внутренних резервах. Но когда она начала реализовываться, муж увидел перед собой начальника, который и на работе, и дома строит всех командным голосом. Мужчина не всегда готов увидеть в этой новой женщине тот нежный цветочек, на котором он когда-то женился.

Мужчин пугает женская напористость


Нередко страсть женщин к лидерству не знает границ, она даже не задумывается, зачем оно ей, собственно, надо.

— У агрессивного варианта «женщина-женщина» во многих случаях не срабатывает механизм осознания, хотя очень часто быть первой на самом деле не только не нужно, но и портит взаимоотношения с людьми, мешает ведению бизнеса. Поэтому главный совет таким женщинам, если они хотят сохранить отношения, — быть женственнее и припрятать свою доминанту,— рекомендует Марианна Маркова. — Управлять абсолютно всем невозможно. Ну нет среди мужского населения такого количества сильных мужчин, чтобы хватило на всех женщин, которые хотят быть во всем первыми. Дело в том, что последние 30–50 лет общество пережило и сексуальную, и социальную трансформацию: женщины стали занимать более активные социальные позиции. Это великолепно и правильно, но, по закону Ломоносова, если в одном месте прибавилось — в другом должно убавиться. Так и в обществе. Хотя не все мужское население принимает новую роль женщин. Подсознательные механизмы неосознанно формируют поведение, и генетическая память подсказывает, что женщина веками стояла у плиты и слушалась мужчин. Поэтому некоторые представители сильного пола предпочитают просто уйти — чтобы быть подальше от мощного напора женщин, которому они не готовы противостоять.