В Харьковском областном центре культуры и искусств, что на Пушкинской, 62, открылась выставка «Дивовижна Україна». Это образовательно-выставочный проект о старинных усадьбах и дворцах Украины.

Выставка знакомит с 80 объектами историко-культурного наследия Украины.

— Чтобы посмотреть их вживую, нужно объездить всю Украину. А у нас все объекты сконцентрированы в одном выставочном пространстве, — говорит кандидат исторических наук, заведующая кафедрой музееведения и памятниковедения Харьковской академии культуры Елена Жукова.

Экскурсии стали театрализованными


Посетители выставки смогут узнать об архитектурных особенностях представленных исторических объектов, о событиях, происходивших на тех или иных территориях, и выдающихся людях, которые там бывали.

Студенты академии культуры разработали ряд тематических экскурсий. Предусмотрены экскурсии также и для узко дифференцированных групп посетителей — к примеру, для школьников, сотрудников туристической сферы.

Помимо экскурсий, запланированы интерактивные мастер-классы, тренинги о том, как превратить заброшенные усадьбы в туристические жемчужины региона.

— В современных украинских музеях наряду с традиционными экскурсиями и лекциями все чаще стали использоваться новые формы общения с посетителями, потому что пассивная подача информации не позволяет удерживать внимание. Молодежи неинтересно тратить деньги и время на экскурсию, если информацию легко можно найти в интернете или посмотреть видеозапись лекции. Поэтому вместо обычных экскурсий теперь предлагают театрализованные — посетителям намного интереснее активно участвовать в происходящем, — рассказывает студентка первого курса специальности «музееведение, памятниковедение» Харьковской академии культуры Анастасия Лузан.

В рамках проекта «Дивовижна Україна» проходят киновикторины, конкурсы и квесты. Во время киновикторины демонстрируются кинофильмы, съемки которых проходили в дворцовых комплексах Украины, — например, советские фильмы «Снежная королева», «Д`Артаньян и три мушкетера» и «Тени незабытых предков» 2013 года выпуска.

Люди не воспринимают старинные здания как памятники


Сегодня специалисты говорят о необходимости работать над тем, чтобы сделать Харьковщину более привлекательной для туристов. В нашем регионе много интересных историко-культурных объектов, рациональное использование которых могло бы обеспечить региону ежегодный доход в тысячи долларов — как это происходит в Европе. Проблема в том, что такие историко-культурные памятники используются не по назначению — в первые годы советской власти, когда собственников выселили, их земли и усадьбы стали собственностью советского государства, и сейчас там школы, детские садики, интернаты, военкоматы. Люди не воспринимают эти здания как памятники историко-культурного наследия и не используют нужным образом — не проявляют бережливости.

— Ситуация парадоксальная. Второй город в Украине не ощущает своего потенциала. По туристической привлекательности, имеющимся историко-культурным памятникам  Харьковщина ничем не уступает другим областным центрам Украины. Потенциал города и области не просто недооценен, он используется минимально, — подчеркивает кандидат исторических наук, доцент кафедры украиноведения Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Наталья Аксенова. — В период, когда наша страна пребывает в состоянии войны, нужно обратиться к внутреннему туризму. Это должно стать приоритетным направлением для развития нашего потенциала. Посмотрите на мировой опыт: наиболее значимые туристические объекты ежегодно приносят по несколько миллионов евро дохода. Внутренний турист недооценивается — к сожалению, люди просто не понимают, что их окружают интереснейшие историко-культурные объекты, заслуживающие посещения иностранцами.

Нужно создать общий сайт


Несмотря на то что на Харьковщине существует необходимая инфраструктура — много отелей, предприятий общепита на разный кошелек, развитая транспортная сеть,  туристическая сфера не развивается. Специалисты говорят, что во многом это «заслуга» слогана «Харьков — город развлечений».

— Сейчас туристическая сфера Харьков развивается исключительно по этому слогану и происходит диспропорция. При хорошо развитой развлекательной инфраструктре у нас должен быть хороший доход, но  на вершине приоритетов не может быть реклама развлечений. Мы должны рекламировать культурные объекты, которые способны поднять Харьков на международный уровень. Развлечение — это дополнение. Нужно создать общий сайт культурных объектов города и области и рекламировать не отели и турфирмы — а объекты показа, то есть что можно посмотреть рядом с отелем, — убеждена Наталья Аксенова.

Выставка продлится до 31 мая. Экскурсии проходят каждый час с десяти утра.