Культура

  • 606
  •  / 

Александр Довженко «вернулся» на Пушкинскую: фото-факт

фото: автора

Александр Довженко «вернулся» на Пушкинскую: фото-факт
Не все знают, что украинский кинорежиссер, писатель, кинодраматург Александр Довженко был еще и очень одаренным художником-карикатуристом, шаржистом, плакатистом, иллюстратором, живописцем.
В областном центре культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62 открылась выставка «Довженко — художник», посвященная малоизвестным граням его таланта. Именно в этом здании жил в 1920-х годах Довженко-художник.

В молодые годы, прежде чем вплотную заняться работой на киностудии, Довженко работал художником в различных журналах и газетах, причем именно в Харькове.

— Он с детства мечтал стать художником — рисовал везде и на чем угодно, учился где только мог. К сожалению, у него не было возможности получить профессиональное художественное образование. Окончив Глуховскую педагогическую семинарию, пошел в Киевский коммерческий институт на экономический факультет — но не по своему желанию. Учиться Довженко хотел в киевском университете на отделении естественных наук, но полученный в педагогической семинарии аттестат не позволял туда поступать. Единственный вуз, где он мог получить высшее образование, — коммерческий институт. Туда он и направил свои стопы. После института несколько лет учительствовал, а затем перешел на дипломатическую работу. В начале 1920-х годов находился с дипломатической миссией в Польше и Германии. В 1923 году в Берлине посещал частное художественное училище Вилли Эккеля и одновременно ходил на лекции в Академическую высшую школу изобразительного искусства. В Министерстве иностранных дел ему даже дали отпуск и стипендию в 40 долларов, — рассказывает заведующая отделом инновационных культурных проектов международного сотрудничества ХОМЦКИ Оксана Бугайченко.

В Харькове предложили стать художником


В 1923 году Александр Довженко вместе с женой Варварой Крыловой (они поженились в Берлине) приехали в Харьков, где молодому дипломату неожиданно предложили стать художником в газете.

— Довженко не очень нравилась карьера дипломата. По приезде в Харьков он какое-то время жил в гостевой комнате при Министерстве иностранных дел. Однажды он пришел со своими коллегами из МИДа к Эллану Блакитному, редактору газеты «Вести ВУЦИК». Газетчику нужна была консультация специалистов по международным вопросам. Пока коллеги общались с редактором, Довженко рисовал шаржи, в том числе и на Блакитного. Редактор посмотрел рисунки — и пригласил Довженко в газету карикатуристом. Александр всегда мечтал быть профессиональным художником, поэтому согласился без раздумий, — продолжает Оксана Бугайченко.

Вычислить комнату Довженко достоверно не удалось


В 1923–1926 годах Александр Довженко жил в Харькове в особняке на ул. Пушкинской, 62. Дом был построен в 1910–1913 годах и после революции 1917 года несколько лет стоял заброшенным. Эллан Блакитный добился разрешения использовать здание как общежитие для сотрудников газеты «Вести ВУЦИК». Семейных селили в небольших комнатах, а холостые — начинающие писатели и журналисты — жили в зале, перегороженном фанерками, так что у каждого был свой уголок. Частенько жильцы особняка собирались на свободном пространстве — общались, спорили, обсуждали проблемы развития украинской культуры и литературы.

— Точно утверждать, в какой именно комнате жил Довженко мы не можем. Нет документов, что он занимал такую-то комнату под таким-то номером. Тогда комнаты в общежитии были без номеров. Мы провели исследование по архивам и по газетам тех лет, а харьковский исследователь истории Андрей Парамонов передал нам список жителей этого дома за 1926 год, где значится, что Довженко с женой Варварой Крыловой жили именно здесь — на Пушкинской, 62. И напротив его фамилии указана площадь комнаты, — 5,25 квадратных саженей. Переведя эту площадь в квадратные метры (11,34 кв. м. — Прим. ред.), мы попытались сопоставить ее с имеющимися комнатами и с описанием по мемуарам. Юрий Яновский и Мыкола Бажан оставили свои воспоминания о жизни на Пушкинской, 62 и о Довженко. По описаниям художник занимал комнату на втором этаже, дверь которой выходила в зал, где была мастерская. Мы сопоставили факты и пришли к выводу, что больше всего подходит под эти описания комната, где сейчас работают наши методисты. К сожалению, у нас нет плана здания за 1923–1926 годы, а позже в особняке располагались Клуб нэпманов, Дом ученых, Дом народного творчества, здание перестраивалось, — уточняет Оксана Бугайченко.

Комната Довженко по сравнению с другими была не самой маленькой. Семейные люди жили и на 3,8 квадратных саженях (8,208 кв. м), на 4,75 (10,26 кв. м) и на 5,5 (11,88). Например, у Петра Свашенко (псевдоним — Петр Лесовой, писатель, впоследствии репрессированный. — Прим. ред.) была комната 10,4 квадратных саженей (22,46 кв. м). В комнате были настоящие, не фанерные, стены и окна — условия по тем меркам достаточно хорошие.

Уехал в Одессу и не вернулся


В харьковский период творчества Александр Довженко в основном рисовал. Заселившись в особняк на Пушкинской, он поставил в своей комнате мольберт, разложил полотна и краски. По воспоминаниям Юрия Яновского, в его комнате даже был стол, красиво расписанный красками.

К сожалению, из живописи харьковского периода практически ничего не сохранилось. В 1926 году Довженко решил поехать в Одессу на киностудию. Работы оставил в особняке — он планировал вернуться в свою комнату на Пушкинской, 62. Но не вернулся, и очередные жильцы, вероятнее всего, просто выкинули картины.

Можно поиграть в писательскую «мафию»


На выставке в центре культуры и искусства представлены в основном, шаржи и карикатуры, которые печатались в газете «Вести ВУЦИК», в журналах «Плуг», «Перец», «Маяк» — все то, что удалось найти в старой периодике и оцифровать. Также в экспозиции представлены: эмблема, которую Довженко разработал для украинской кинофабрики, нарисованные им плакаты к фильмам, обложки журналов. Здесь можно увидеть черно-белые фотографии со съемок довженковского фильма «Земля» из архива семьи харьковского художника-авангардиста Бориса Косарева. В рамках выставки также представлены плакатные работы студентов Харьковской академии дизайна и искусств, подготовленные под руководством профессора Олега Векленко к всеукраинской акции, посвященной 120-летию Александра Довженко (она проходила в 2014 году).



Выставка продлится до 7 июня. 1 июня с 18.00 харьковчане смогут поучаствовать в выездной кавьярне «Пока» и сыграть в стилизованную писательскую «мафию», которую подготовил литературный музей.

— В игровой непринужденной форме харьковчане смогут узнать о традициях литературной среды Харькова 1920-х годов. Вход свободный, — рассказывает ведущий методист отдела инновационных-культурных проектов международного сотрудничества Областного организационно-методического центра культуры и искусства Светлана Литовченко.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей23 июня

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2906.81 грн
10 RUB 4.3269 грн
100 USD 2602.57 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи