Чиновники уверяют: количество обращений в Департамент образования по вопросу родительских благотворительных взносов снизилось более чем в 10 раз.

Между тем, по словам родителей, поборы в харьковских школах и детских садах продолжаются. Хотя некоторые позитивные сдвиги действительно есть.

Классные журналы — за бюджетные деньги


По словам директора Департамента образования Харьковского горсовета Ольги Деменко, несмотря на непростое экономическое положение в стране, городская власть старается свести к минимуму родительские благотворительные взносы в школах и детских садах.

— За средства городского бюджета в школах уже заменили 4,5 тыс. окон, а в каждом детском саду установили новые игровые площадки. Кроме того, в прошлом году в детском саду №323 построили первый в городе спортивно-игровой комплекс, и эту работу планируется продолжить во всех учебных заведениях города, — говорит она.

Также в планах городской власти — оборудовать в школах современные учебные кабинеты, с таблицами и макетами, что позволит применять современные методы обучения.

— В частности, физико-математический лицей № 27 — лучший в Украине, но там нужно оборудовать современный кабинет для уроков физики. Есть школа №110 с углубленным изучением биологии, где нужны новые макеты. Школа № 173, где прекрасно преподают химию, тоже нуждается в модернизации. Все зависит от профиля учебного учреждения. Мы должны поддерживать талантливых учителей и детей, — отметила Ольга Деменко.

По ее словам, также в этом году за средства городского бюджета планируется закупить классные журналы.

— Казалось бы, такая маленькая графа, но это серьезная помощь для родителей. Пока наша страна переживает экономический кризис, школы и детские сады продолжат обращаться к меценатам, родителям, но любая помощь должна быть посильной и добровольной, — подчеркнула директор Департамента образования.

«Результаты есть»


Также Ольга Деменко напомнила: дабы избежать конфликтных ситуаций, в прошлом году городской голова Геннадий Кернес поручил создать рабочую группу по изучению вопроса привлечения и использования благотворительных взносов в детских садах и школах. Группа провела четыре заседания с участием родителей, составила памятку для них.

— В этом году по вопросу взносов поступило только семь жалоб, по которым приняты соответствующие решения. Для сравнения: в 2016 году таких заявлений было 78, — говорит она. — Памятка размещена на сайтах учебных учреждений, многие родители получили ее лично. Группа работает с директорами учебных учреждений, начальниками районных управлений образования. Результаты есть. Также в каждой школе, каждом районе работают родительские комитеты, создан Городской родительский комитет, чтобы мы постоянно общались, находили общие проблемы и пути их решения. Это помогает нам лучше понимать друг друга и развивать сферу образования.

«Люди не видят смысла в обращениях»


Между тем, по словам родителей харьковских ребятишек, ситуация с бесконтрольностью родительских взносов сохраняется. Деньги с пап и мам, как правило, по-прежнему собирают наличными, и проследить, куда они идут на самом деле, очень сложно.

— Мало что поменялось: с родителей, как и прежде, собирают наличку на ремонты, хозяйственные нужды, туалетную бумагу, парты и т. д., — говорит мама школьников Елена Евдокиенко, автор петиции, после рассмотрения которой городским головой в мэрии и была создана рабочая группа. — Жалобы у родителей по поводу поборов, безусловно, есть, но, возможно, поступают они не так активно, как в прошлом году, поскольку тогда была массированная открытая кампания по поводу запрета сбора наличных взносов в школах и детсадах и повышения финансирования на учебные учреждения города.

— Я не видела реакции на  78 обращений, которые были в прошлом году. Я не видела, что была проведена какая-то работа с директорами, кому-то был вынесен выговор за незаконный сбор денег с родителей на нужды школы или садика, кто-то понес ответственность, — говорит мама двух школьников, глава общественного движения «Благотворительность в образовании — в законное русло» Екатерина Святец. — То есть люди просто не видят смысла в этих обращениях.

Между тем активисты не отрицают — некоторые положительные подвижки все же есть.

— Например, прогресс в финансировании образования в Харькове. В 2016 году, согласно ответу Казначейской службы, оно было увеличено более чем в 20 раз, — говорит Екатерина Святец. — Кроме того, школы стали-таки составлять бюджетные запросы потребностей учебного заведения и некоторые даже размещают их на своих сайтах. Однако немало «но» еще осталось...

Хозяйственные нужды должны финансироваться из бюджета


Если школы будут размещать в открытом доступе свои потребности и информацию, что из них конкретно и в каком объеме профинансировано, тогда можно говорить родителям, на что конкретно не хватает денег и предлагать на добровольной основе поучаствовать в финансировании тех или иных моментов, а не просто ставить перед фактом, что нужно помогать, считают активисты.

— Финансирование учебных заведений происходит из местного и государственного бюджетов. Получение средств должно происходить следующим образом: руководитель школы или садика составляет бюджетный запрос реальных потребностей учреждения и отправляет его в районное управление образования. Оттуда он попадает в горсовет, и выделяется финансирование, — рассказывает Екатерина Святец. — Бюджетные запросы, то есть полные списки потребностей, руководители школ и садиков сейчас составляют. Но дело в том, что районные управления образования их урезают или переносят часть на следующие годы. А посему в мэрии не получают полной информации по запросам, и финансирование выделяется в тех объемах, которые у них просит районо. По сути же этого недостаточно, поскольку потребности обычно больше. А все, что недофинансировано из бюджета, приобретается за благотворительные родительские средства — родителей убеждают, что школа без их помощи просто не выживет. И мамы и папы «скидываются» на лампочки, моющие и чистящие средства, туалетную бумагу. Между тем в пункте 20 постановления КМУ № 228 говорится, что «обязательным является выполнение требования относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, выплату стипендии, а также на хозяйственное (!) содержание учреждений».

Повода обращаться за помощью к родителям у школы не будет


Что могут сделать родители, когда чиновники и руководство учебных заведений отказываются выполнять свои обязанности по обеспечению жизнедеятельности школ и садиков? По словам Екатерины Святец, прежде всего родители могут проконтролировать, в каком объеме профинансирована школа или садик и на какие конкретно нужды выделены бюджетные деньги.

— Нужно поинтересоваться, составлен ли руководителем учебного заведения список потребностей, то есть бюджетный запрос, и что конкретно в него включено. Эти документы подаются школами и садиками в районные управления образования до середины октября, в конце октября они уже утверждаются. До этого срока родители должны подойти к директору школы и сказать: давайте посмотрим статистику, что было запрошено за прошлый год, сколько выделено средств, на что они были потрачены, сколько было закуплено канцтоваров, бытовой химии и т.д. С учетом всего этого и должен быть составлен бюджетный запрос на новый учебный год, — говорит Екатерина Святец. — Получить эту информацию можно и письменно – запросить проект бюджетного запроса.

Если окажется, что бюджетного запроса от школы нет вообще, либо же директор школы указал в этом списке далеко не полный перечень реальных потребностей учебного заведения — активистка «Благосвита» рекомендует обратиться к нему за разъяснениями, почему он этого не сделал. Коллективное обращение родителей должно быть оформлено в двух экземплярах: один остается руководителю, другой после регистрации во входящих документах родители забирают себе. Если руководитель не сделает бюджетный запрос и на следующий год — повода обращаться за помощью к родителям у него уже не будет.

— Кроме того, нужно проконтролировать выделение горсоветом средств на содержание школы или садика. Родители могут написать запрос в РУО на копию сметы и расчета в смету (где подробно расписаны направления расходов). Таким образом, можно увидеть, что именно финансируется за счет города, — продолжает Екатерина Святец. — То есть родители уже будут понимать, на какие именно нужды, не охваченные финансированием, они при желании могут собрать деньги.

Как сделать родительскую помощь прозрачной


Благотворительная помощь должна поступать исключительно на расчетный счет благотворительного фонда или спецсчет, созданный при РУО или учебном учреждении. Однако и тут, как показывает практика, не все гладко.

— Расскажу вам о своем опыте: я положила на расчетный счет своей школы 150 гривен для покупки детям питьевой воды, — делится Екатерина Святец. — Приехала начальница районо и говорит: вы найдите человека, с которым нужно заключить договор на поставку. Короче, эти деньги висели до тех пор, пока я не подала запрос и не спросила, используются ли они по назначению. Поэтому к качеству работы расчетных счетов при наших РУО есть вопросы. Я не уверена, что они работают так, как хотелось бы.

По ее словам, у дошкольных и школьных учреждений есть уникальная возможность сделать родительскую помощь школам и садикам максимально прозрачной для мам и пап, которые ее оказывают.

— Платежная платформа EduPay позволяет полностью исключить коррупционную составляющую в расчетах с учебными учреждениями. Идея образовательного платежного сервиса заключается в том, что абсолютно все платежи в образовательной сфере, в том числе и благотворительные, проходят по безналичному расчету. Кроме того, учебное учреждение может открыто заявить о своих финансовых потребностях, а потом отчитаться о потраченных средствах. Каждый родитель, заходя на страничку школы или садика, будет видеть, куда и на что поступило финансирование и сколько было потрачено. Тогда и вопросов не будет возникать, положил кто-то что-то себе в карман или нет. И не надо идти к директору, просить документы, делать запросы в РУО, — говорит Екатерина Святец. — Однако чиновники почему-то противятся внедрению этой системы в образовательных учреждениях Харькова. Да, им не всегда удобно то, что мы предлагаем, не всегда хотят с первого раза реагировать, но если им настойчиво и организованно это рассказывать, они слышат.