По данным Департамента киберполиции Украины, большая часть мошеннических телефонных звонков осуществляется с территорий колоний.

То есть, звонят заключенные. Они выдают себя за служащих банка или сотрудников компаний. При этом процент «удачных» звонков достаточно большой — ведь, как показывает практика, три четверти звонков мошенников заканчиваются тем, что пользователь все же выдает секретные реквизиты своей карты. Как же преступники добиваются такой откровенности?
Украинская межбанковская ассоциация членов платежных систем ЕМА перечислила на своем сайте несколько приемов, которые используют мошенники, чтобы обмануть пользователя.

Первая хитрость, которую применяют аферисты, — правильный выбор темы сообщения. Они осуществляют массовую рассылку сообщений наугад (не зная, кому принадлежат телефоны, на номера которых отправлены СМС). При этом выбирают тему, которая точно не оставит пользователя равнодушным. Темы, как правило, можно разделить на «тревожные» и «счастливые».

Тревожные сообщения, например, «от банка» о «блокировке карты», о подозрительных операциях с картой (даже о якобы в совершаемых покупках за границей или денежных переводах с целью финансирования терроризма).

Когда кто-то из пользователей «попадается на удочку» и перезванивает, чтобы узнать подробности, мошенник выдает себя за сотрудника банка, требует сообщить данные карты пользователя, угрожает штрафом и т.п.

При рассылке «счастливых» сообщений (например, о получении денежного выигрыша по акции) мошенники рассчитывают на то, что пользователь поверит в сказку, сообщит данные своей карты (или отправится к банкомату) — чтобы «получить платеж».

Удачный выбор темы — «половина успеха» мошеннического звонка. Нередко даже наслышанные об уловках обманщиков пользователи становятся жертвами злодеев, потому что «тревожное» сообщение их пугает и становится причиной эмоциональных поступков. А «счастливое» сообщение выбивает из колеи: человек стремится как можно быстрее получить предполагаемый выигрыш — и теряет какую-либо осторожность, выдавая мошенникам все требующиеся им данные.

Некоторые пользователи сообщают секретную информацию уже после нескольких минут беседы с мошенником.

Индивидуальный подход к каждой жертве


Мошенники — не то чтобы хорошие психологи, однако знают, как манипулировать человеческими чувствами. Например, используют «наболевшие» темы, считают специалисты Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА.

Нередко преступники не пишут СМС, а сами звонят на случайным путем выбранные номера. Трубку может снять кто угодно — мужчина или женщина любого возраста. Очевидно, что у мошенника есть несколько готовых «легенд», рассчитанных на различных пользователей. Ни для кого не секрет, что довольно большая часть украинских пользователей — клиенты «Приватбанка» или «Ощадбанка». Не секрет это и для аферистов. Вот и ответ на вопрос, откуда мошенник «знает», к клиенту какого банка он обращается в телефонном разговоре.  При этом мошенник может даже спросить: «У вас открыта карта в «Приватбанке» или «Ощадбанке»?». Бывает и такое, говорят аналитики.

Если тему «Вам звонят из банка — ваша карта будет заблокирована» можно считать универсальной, то тема «Вам начислена надбавка к пенсии» подойдет не каждому.

Мошенники определяют, с кем имеют дело, по голосу, а также задавая конкретизирующие вопросы. Жертва сама может не заметить, как сообщила чужому человеку свой возраст или ответила «Да, я уже на пенсии». В следующий момент мошенник «достает» нужную «легенду» — то есть, использует тему, которая имеет больше шансов стать ловушкой для конкретного клиента. Пенсионеров радует возможность получить прибавку к пенсии, получить материальную помощь (от депутата, от благотворительного фонда), получить какие-то государственные начисления («на лекарства») и т.п.

У человека более молодого возраста сообщение о надбавке к пенсии не вызовет никакого отклика, а вот в ловушку «Вы выиграли в нашей акции» он угодить вполне может.

Наконец, пользователи, которые что-то продают в Интернете, могут очень обрадоваться, что нашелся покупатель, — тоже потерять бдительность. Если же «покупатель» еще и расскажет душещипательную историю о том, зачем ему понадобилась продаваемая вещь («решил подарить этот телефон своей бабушке», «ищу подарок любимому папе на пенсии», «хочу сделать предложение своей девушке»), то человек проникнется доверием в ответ на «доверие» и способен «на эмоциях» сообщить конфиденциальные данные своей карты.

Актерское мастерство


Играть можно не только при помощи жестов, определенных слов, костюмов, но и при помощи одного только голоса. Не зря же к озвучиванию мультфильмов привлекают именно профессиональных актеров. Все потому, что голосом можно передать очень многие эмоции: соучастие, обеспокоенность, деловую торопливость, строгость и суровость, а также создать иллюзию общения на короткой ноге, почти панибратства.

Лучше всего злодеям удается изображать именно «сотрудника банка» — говорить одновременно и вежливо, и отстраненно, с долей строгости и убедительности. Эдакий деловой тон, с налетом человечности. Получается, что обманутый человек верит — с ним говорит именно банковский служащий, который искренне хочет помочь и побыстрее решить «проблему» с картой.

При разговоре с пенсионерами преступники могут позволить себе «вольность» — то есть, общаться более человечно, вежливо, отдавая дань уважения возрасту. Пенсионеры, которые привыкли, что им могут нахамить в маршрутках в ответ на желание воспользоваться правом бесплатного проезда, что с ними частенько нетерпеливы более молодые и «продвинутые» работники сферы услуг (те же продавцы в магазине или кассиры на почте), «тают» при общении с вежливым мошенником. Ведь этот лже-сотрудник Пенсионного фонда (или лже-помощник депутата округа, или лже-работник благотворительной организации) такой вежливый, понимающий. Он может поддержать беседу на любую тему, даже привести в пример свою бабушку…

Попутно мошенник выведает все необходимые данные, чтобы затем обокрасть карту пенсионера, который ему поверил. К слову, по подсчетам Ассоциации ЕМА, чаще всего жертвами мошенников становятся женщины старше 55 лет.

Слаженная работа


Эта хитрость напрямую не относится к процессу обмана пользователей, а скорее помогает злодеям закончить свое черное дело — украсть деньги с платежной карты жертвы.

Нередко мошенники работают в паре. Один выдает себя за покупателя товара и берет номер карты жертвы для начисления предоплаты, а другой — за сотрудника банка, который звонит человеку и просит помочь принять платеж на карту. На самом деле к преступной схеме обычно привлечено больше участников — не только эти двое:
  • те, кто делает массовые рассылки (и покупает сим-карты, с которых мошенники шлют СМС);
  • те, кто отвечает на звонки (обычно это не один человек, если рассылка массовая);
  • те, кто выводит деньги с платежных карт жертв, то есть пользуется данными, добытыми другими участниками мошеннической цепочки, чтобы сделать переводы с карты;
  • те, кто помогает отмывать деньги, добытые мошенническим путем, обычно в немалых суммах и за конкретный процент. Последним звеном часто становятся так называемые дропы — завербованные со стороны люди, которые часто даже не понимают, что совершают преступление и могут сесть за решетку.
Таким образом, мошенники делают свои обманные схемы эффективными за счет выбора нужного подхода к каждой жертве, за счет психологических манипуляций, а также за счет системной работы преступной группы. На обман пользователя уходит в среднем около пяти минут. На кражу денег тоже тратится всего несколько минут. Однако если человек вовремя распознает мошенничество, у него есть возможность остановить процесс.

Как не позволить украсть деньги с карты


Как только стало ясно, что звонил мошенник, нужно тут же обратиться в банк и заблокировать карту, советуют специалисты Ассоциации ЕМА. Сделать это можно и в мобильном банкинге, и в интернет-банкинге, и по телефону). Чтобы предупредить кражу денег, следует установить лимит на операции с картой — хоть в 50 гривен. Никто не сможет снять или перевести с карты сумму, превышающую лимит. А сам клиент может менять лимиты или отменять их по своему желанию.

Кроме того, можно заблокировать карту для любых операций в интернете, установив нулевой лимит на такие операции. В таком случае преступник не сможет украсть ни копейки. Однако и у держателя карты не получится рассчитаться ею в интернете (или сделать денежный перевод), если не изменить лимит. Людям, которые никогда не используют карту для расчетов в интернете (например, пенсионерам, которые никогда не платят картой онлайн), можно попросту закрасить фломастером три цифры на обратной стороне карты. Эти три цифры — трехзначный код безопасности (или код CVV2/CVC2), который требуется только для подтверждения совершения операций с картой в интернете. Закрасив заветные цифры, владелец карты даже при желании не сможет их никому сообщить.
Важно
Конфиденциальные данные карты сотрудники банка, Пенсионного фонда, правоохранительной, благотворительной или любой другой организации или компании никогда не спрашивают. Эти сведения могут понадобиться только мошеннику. Конфиденциальными данными карты являются: срок действия карты; трехзначный код безопасности с обратной стороны карты (код CVV2/CVC2); пароль из СМС от банка.