Во всем мире 12 июля фотографы отмечают свой профессиональный праздник — пусть и неофициальный.

В этот день церковь почитает святую Веронику, которая считается покровительницей фотографии и фотографов.

Согласно библейским сказаниям, святая Вероника подала Иисусу, идущему на Голгофу, ткань, чтобы он мог стереть пот с лица. На этой ткани отразился лик Христа — нерукотворный образ. Это что касается прошлого. А о том, что ждет фотографию в будущем, «Вечерний Харьков» решил расспросить известных харьковских фотографов.

Олег Малеваный, фотохудожник:

— Никто не знает точного ответа на вопрос, что такое фотография. Сейчас это явление общественной жизни — и все. Это некая игра с телефонами, маленькими аппаратами, материальным миром, который нас окружает, социальной жизнью. Люди «старой закалки» еще десять лет назад сказали, что фотография умерла. Да, она умерла в том виде, в котором существовала 150 и больше лет. Мы видим наш материальный мир, и фотография тоже проходила через ряд материальных процессов, достигала на листе бумаги, пластике, металле материального выражения. Мы все равно видели то, что можно взять в руки, рассмотреть, подумать. Но это ушло. Теперь люди больше занимаются фотографией в электронном виде, очень редко распечатывают снимки. Не вставляют их даже в свои семейные альбомы. Из многих сотен людей, которые раньше массово печатали снимки, сейчас остались единицы. В серьезной фотографии стала важна идея, режиссура, достижение более серьезной цели как исследования. Мастера, которые занимаются фотографией, выставочной деятельностью, делают какие-то проекты, которые могут быть интересны зрителям. Также бытует мнение, что умерла единичная фотография, важен сериал и проект. Об этом неоднократно писали в бумажных журналах по фотографии именитые фотографы. Я не настолько радикальный фотограф, чтобы утверждать, что сейчас важно это, а завтра — то. Всегда нужно задавать вопрос: что человек мне показывает? Что он хочет нового мне сказать? Доступно ли он мне это сказал? Язык изображения, который мне предлагают, часто бывает не очень доступен. Бывает, что кто-то находит новые приемы в обработке изображения, и оно перестает быть похожим на мир, который мы видим. И что за этим стоит, трудно в конце концов распознать. Сегодня фотография стала настолько размытой — фотографам осталось только на себе печатать снимки и самим выставляться в экспозициях. Художники как арт-объекты давно к этому пришли. В Москве один художник приковывал себя цепью, как собаку, и кусал при входе людей, которые заходили к нему на выставку. А на последней выставке в Пинчук-центре в Киеве художники снова представили себя в качестве арт-объектов. Это бесконечная игра с человеческим восприятием. Фотография — это нечто, основанное на технике. Поэтому прогресс техники неизбежен. Я уже давно снимаю цифровой камерой, но пленочная фотография мне интереснее. Чем? Своим колдовством. Снял кадр — а что там получилось, пока неизвестно. Что будет дальше с фотографией — понятия не имею. Самая неблагодарная на свете вещь — это прогнозы.

Влад Милявский, фотограф:

— Фотография — это, пожалуй, уникальный вид искусства, который позволяет с документальной точностью остановить момент в артистической форме. С развитием технологий уникальность и ценность аналоговой фотографии будет повышаться. Цифровые технологии увеличат производительность. Думаю, в связи с развитием технологии виртуальной реальности (ВР) двухмерная фотография станет объемной.

Владимир Оглоблин, фотохудожник:

— Что такое фотография? Просто и сложно ответить, но прежде всего это мир, жизнь, которая пишется светом. Светом, а не тьмой. Поэтому для меня фотография — это мир, увиденный через свет, через светлые его стороны. Я начал снимать более 30 лет  назад и не изменяю своим убеждениям, своему видению мира. Сейчас все стало более массовым, но количество почти не переходит в качество, а поэтому соотношение «фотографы — произведения искусства» осталось на прежнем уровне. То есть количество не всегда переходит в качество. Чистая фотография во многих жанрах приобрела налет искусственности за счет программы Photoshop. Это данность, и приходится приобщаться к новым явлениям. Прогресс не остановить... А что будет через 50 лет, посмотрим...

Юрий Щербинин, фотограф:

— По-моему, фотография в исполнении профессионала, живущего под впечатлением многоцветия жизни, — это величайшее из искусств после музыки. Фотография развивается по спирали — как и все достижения ума и сердца человеческого. По опыту своей жизни даже не могу представить, насколько преобразится этот вид искусства благодаря стремительному развитию IТ-технологий и фототехники, а главное — кардинальному изменению мироощущения.

Анатолий Белозеров, бытовой фотограф:

— Фотография — это «здесь и сейчас», отодвинутое в прошлое. Она чем-то схожа на такое направление в психологии, как гештальт-терапия, когда окружение объекта не менее интересно, чем сам объект. Именно фотография дает ответ на вопрос, кто ты есть в этой жизни. Фотография — это всегда немножко волшебства, немного чуда. Лучшее средство от сглаза — сфотографироваться у профессионального фотографа, повесить фотографию на стену и разговаривать с ней. Ну и главный принцип все-таки… Неважно, кем быть... Важно, каким быть.