Стала известна еще одна работа знаменитой харьковчанки, художницы Зинаиды Серебряковой, написанная ею в Харькове на террасе дома на улице Конторской, 25.

Раньше считалось, что в этом доме художница написала три картины. Но сейчас исследователи установили, что на Конторской написана еще одна работа.

В 1879–1919 годах в селе Нескучном под Харьковом располагалась усадьба Лансере-Серебряковых. Родовое имение семьи художницы до наших дней не сохранилось. Усадьбу сожгли в годы гражданской войны. Зато в самом Харькове сохранился дом, в котором в 1919–1920-х годах жила Зинаида Серебрякова со своими детьми и матерью. В этом доме умер ее любимый муж Борис, что стало огромной трагедией для талантливой художницы.

Наследие Зинаиды Серебряковой имеет всемирное значение. Ее дом в Харькове является единственным сохранившимся в Украине местом, где она проживала.

Ранее считалось, что на террасе этого дома Зинаида Серебрякова написала три картины. Сейчас исследователи смогли установить, что в течение трехлетнего харьковского периода художница написала еще одну живописную работу. Это этюд, изображающий харьковскую мечеть, которую разрушили пришедшие к власти большевики.

Малоизвестную картину Серебряковой в альбоме Белгородского художественного музея нашел харьковский краевед Михаил Красиков. Долгое время работе приписывали совсем другую «биографию» — считалось, что она была написана в Нескучном.

— Этюд был атрибутирован как написанный в 1911 году в селе Нескучном. Поскольку на улице Конторской, в квартире с выходом на террасу, Зинаида Серебрякова жила в 1919–1920 годах, то и упомянутая работа написана ею не в 1911 году, как указано в музейном альбоме, а позже — очевидно, в 1919-м. К тому же и сюжетно, и стилистически она близка двум ранее известным харьковским работам, датируемым 1919 годом. Таким образом, теперь нам известны уже не две, а три работы (и их надо воспринимать как триптих, нечто целостное), созданные художницей на веранде, чудом сохранившейся до наших дней. К сожалению, все эти картины находятся в России — одна, как я уже сказал, в Белгороде, а две в Новосибирске, — рассказывает председатель совета «Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой», кандидат филологических наук Михаил Красиков.



В научной искусствоведческой литературе были упоминания о том, что Зинаида Серебрякова писала харьковскую мечеть. Но изображения работы нигде не публиковалось, конкретных сведений о картине не было. Сейчас же этюд полностью идентифицирован — с точностью установлено место, изображенное на этой художественной работе, и год ее написания.

— Очевидно, что дата и место создания работы были определены наугад, да еще и людьми, которые мало знакомы с биографией Серебряковой и, в частности, с самим селом Нескучным, где никакой мечети никогда не было и нет сейчас. Выяснить, что рисунок был создан в Харькове и именно на улице Конторской, 25, оказалось несложно. Как известно, вблизи этого дома в начале ХХ века стояла мечеть, впоследствии разрушенная большевиками. Теперь там построена новая мечеть. Она, как и ее предшественница, находится прямо напротив веранды, уже известной нам по картинам Зинаиды Серебряковой «Карточный домик» и «На террасе в Харькове». С того же ракурса, что и две вышеназванные работы, написана и картина с изображением мечети. На переднем плане мы видим окно террасы и сидящих перед ним дочерей художницы Татьяны и Екатерины. Кстати, еще одна деталь роднит этот этюд с картиной «Карточный домик»: на обеих работах изображена кукла, лежащая на подоконнике. Найденную работу я назвал «Вид с террасы на мечеть. Харьков», — продолжает Михаил Красиков.

В коллекции Харьковского художественного музея хранится одна большая живописная картина и серия карандашных набросков Зинаиды Серебряковой. Последние известны харьковчанам по открыткам «Харьков Зинаиды Серебряковой», которые подготовило и выпустило в печать «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой». Долгие десятилетия в Харькове — городе, где жила всемирно известная художница, — не было ни одной ее работы.

— В 1960–1970-х годах была возможность купить ее работы для художественного музея, но местные чиновники от культуры побоялись эмигрантского статуса всемирно известной художницы и отказались от приобретения, — сокрушается Михаил Красиков.

Дом на Конторской, 25 сейчас жилой — в нем несколько квартир. Но он требует капитального ремонта, о чем жильцы неоднократно уведомляли соответствующие службы. Терраса, на которой писала картины Зинаида Серебрякова, сохранилась — не так давно «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой» отреставрировало лестницу. Сейчас она идентична той, которая была при жизни художницы.

Члены «Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой» считают, здесь нужно открыть мемориальный музей, художественную школу имени Зинаиды Серебряковой и картинную галерею, где могли бы экспонироваться работы участников «Нескучного пленэра». Для создания мемориального музея нужно выкупить в доме хотя бы одну квартиру. В идеале, конечно, было бы приобрести весь дом, чтобы он стал полноценным музеем и «уголком памяти» Зинаиды Серебряковой. Но реализация задуманных проектов напрямую зависит от финансирования. Реальной помощи со стороны властей инициативная группа, к сожалению, так и не добилась. Поэтому «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой» призывает меценатов и небезразличных людей помочь увековечить память художницы в Харькове.
Напомним, что в апреле этого года в селе Нескучном был открыт мемориальный музей художницы, о чем писал «Вечерний Харьков».

Неделю назад в Харьковском художественном музее завершилась выставка, посвященная итогам международного пленэра «По местам Зинаиды Серебряковой. Харьков», который прошел в прошлом году. На экспозиции были представлены работы более 30 художников из Харькова, Сум, Львова, Кракова и Москвы. В этом году пленэр пройдет в Змиеве.
Также сейчас в Харьковском художественном музее проходит выставка картин из коллекции ученого Ильи Лучковского.

Напомним, что в апреле этого года проект «Арт-поезд «Художественная слава Харькова» Михаила Красикова и заведующей сектором Харьковской областной библиотеки для детей Натальи Салиной победил на конкурсе туристических проектов «Я люблю Харьков». По их задумке, один из поездов харьковского метрополитена можно оформить, как передвижной мини-музей, каждый из вагонов которого был бы посвящен выдающимся художникам, в жизни которых Харьков сыграл большую роль. Это Мария Раевская-Иванова, Генрих Семирадский, Сергей Васильковский, Николай Самокиш, Василий Ермилов, Вагрич Бахчанян и, конечно же, Зинаида Серебрякова.