Гости ВХ

  • 528
  •  / 

Какими арт-проектами «ЕрмиловЦентр» удивит в новом сезоне: видео

Какими арт-проектами «ЕрмиловЦентр» удивит в новом сезоне: видео
Какими арт-проектами «ЕрмиловЦентр» удивит в новом сезоне: видео Гость редакции ВХ — директор центра современного искусства «ЕрмиловЦентр» Наталия Иванова.

«ЕрмиловЦентр» затевает международный проект


— Добрый день, Наталия. Меня зовут Татьяна. Скажите, планирует ли «ЕрмиловЦентр» проекты на летних каникулах?

— Мы уходим на каникулы, хотя они тоже будут у нас рабочими. Сначала у нас будет небольшой ремонт, а вот в августе «ЕрмиловЦентр» откроется программой летней творческой резиденции, которая будет проходить уже второй раз. В прошлом году у нас был достаточно удачный опыт — художники из Харькова, Львова и художница из Великобритании Джин Хи Парк делали совместный проект. Летняя творческая резиденция нынешнего года стартует 21 августа. На протяжении двух недель художники будут вместе создавать работы в пространстве «ЕрмиловЦентр», и в начале сентября  откроем выставку по итогам резиденции. На участие в программе было подано много заявок, но в летней резиденции будут участвовать семь украинских авторов. Кроме того, в проекте примет участие художник из Великобритании и мы надеемся, что в этом году к нам приедет художник из Чехии.

— А как будет происходить работа этой команды?

— Тема летней творческой резиденции 2017 года — « Мнимi ідентичності: мати чи бути». Но предположить до окончания проекта, каким будет результат групповой работы художников, невозможно. В искусстве трудно что-то предугадать, а в современном искусстве — тем более. В программе участвуют авторы, которые работают в разных жанрах и направлениях современного искусства. Нужно учесть, что в «ЕрмиловЦентр» съедутся художники, которые, возможно, даже не знают друг друга. По условиям проекта они могут указать в заявке, что хотели бы сделать, либо могут начать творить уже в пространстве «ЕрмиловЦентр», работая вместе с коллегами. Могу сказать из опыта подобных мероприятий: нередко бывает, что до начала проекта художники хотели реализовать одну идею, но когда увидели наше пространство, пообщались с другими авторами, изменили первоначальную концепцию. В искусстве очень важна коммуникация: обмен мнениями, суждениями. Мы надеемся, что участники смогут провести собственные исследования, — например идентичности, исследования в городской среде, возможно, опросы — и это найдет отражение в работах. Совместные работы (особенно созданные за такой короткий срок) не всегда проработаны до деталей, но это обязательно что-то новое. Думаю, нынешний проект тоже будет интересным. Итогом летней резиденции станет совместный выставочный проект, при этом мы не исключаем, что художники могут не найти между собой общий язык или придерживаются противоположных точек зрения и сделают не общий проект, а отдельные работы. Но дискуссия — это тоже  хорошо.

— Здравствуйте, Наталия. Вам звонит Сергей. Слышал, что в сентябре в «ЕрмиловЦентре» пройдет выставка по итогам летней резиденции. Какую программу готовит «ЕрмиловЦентр» после этого события?

— Думаю, что нам будет чем заинтересовать посетителей. После выставочного проекта «Мнимi ідентичності: мати чи бути» планируем сделать выставку совместно с муниципалитетом немецкого Нюрнберга. Предложение поступило еще год назад. В Нюрнберге существует конкурс молодых художников, по итогам которого в июле пройдет выставка. В октябре собираемся показать эту выставку и харьковчанам. Не исключаю, что она положит начало нашим коммуникациям, сотрудничеству и старту инициатив для совместных проектов. Зимой планируем показать выставку о знаковой и значимой для Харькова личности — о Лесе Курбасе. Экспозицию готовит куратор и исследователь из США украинского происхождения Вирляна Ткач. Она делает этот проект очень тщательно и выверенно —  будет много визуального искусства, видео-арта, исторических и архивных документов. К слову, у нас уже есть планы и на весну. В частности, в апреле   традиционно пройдет Международная триеннале экологического плаката «4-й блок». В этом мероприятии участвуют графические дизайнеры со всего мира. Кроме того, весной в «ЕрмиловЦентре» состоится еще одна интересная выставка. В мае во время Ночи музеев мы показали проект на пересечении арта и фэшна, в котором приняла участие всемирно известная арт-студия Bob Basset. Существует феномен: наши дизайнеры становятся известными сначала за рубежом, а потом их узнают и признают на родине. Это относится и к студии Bob Basset. В Ночи музеев мы показали кожаные маски, которые делают Bob Basset, а теперь мы планируем совместную выставку арт-студии и харьковского художника Гамлета Зиньковского.

У молодежи больше возможностей продвинуться


— Добрый день, Наталия. Меня зовут Оксана. Скажите, появляются ли сейчас в Харькове новые имена?

— На мой взгляд, в появлении новых имен есть некая цикличность: мне кажется, что художники, которые могут сказать что-то новое, появляются с интервалом в десять лет. В выставке-открытии «ЕрмиловЦентра» — это было пять лет назад — принимали участие Гамлет Зиньковский, Роман Минин, Артем Волокитин, Алина Клейтман,  Николай Ридный, Ульяна Быченкова, Тарас Каменной, Белла Логачева. Это были новые имена. Сейчас, несмотря на молодость, это уже известные художники, которые много сделали для современного украинского искусства, им есть чем гордиться. Они востребованы и достаточно реализованы. Артем Волокитин, Гамлет Зиньковский, Николай Ридный представляли Украину на Венецианской биеннале, Роман Минин в прошлом году возглавил рейтинг журнала «Форбс» как номер один в списке успешных молодых украинских художников.

Сейчас появляются новые авторы: художница Ольга Федорова, фотограф Полина Карпова, художник Антон Ткаченко, который не только был участником проектов, но и сам их уже курировал. Так что ждем появления новых талантливых авторов  и следим за тенденциями.

— А в какой поддержке нуждаются молодые?

— Талантам нужно помогать, а бездарности пробьются сами. На самом деле в поддержке нуждаются и молодые, и немолодые художники. Для творческого человека важно заявить о себе — он должен участвовать в выставках, в проектах, причем желательно не только в рамках своего города. Но мне кажется, сегодня у молодых даже лучше условия для продвижения, чем у авторов после 35–40 лет. Сегодняшняя молодежь знает английский язык, путешествует по миру, знакомится с авторами из других стран, участвует в международных проектах и резиденциях, грантовых программах. Интернет и социальные сети тоже дают неограниченные возможности для коммуникаций, их в свое время не имели художники, которым сегодня за 45. Поэтому я советую своим студентам, которым преподаю арт-менеджмет в университете дизайна и искусств, не лениться: учить языки, искать программы, ездить, путешествовать, изучать опыт других авторов, участвовать в конкурсах.

— А чем помогает молодежи «ЕрмиловЦентр»?

— Мы стараемся, чтобы молодые авторы участвовали в каждом нашем выставочном проекте или программе. Схема нашей работы такова: мы всегда работаем с кураторами, которые предлагают идею проекта, и  вместе воплощаем ее в жизнь. Как правило, кураторы, которые работают в сфере современного искусства, заинтересованы в привлечении свежих идей и взглядов, поэтому они ни в коем случае не обходят молодых авторов стороной. Современному автору не нужно иметь удостоверение в том, что он художник — он просто должен подать идею и свое видение того, как он будет ее реализовывать. Задача куратора — выбрать для выставки интересную идею.

Библейские места интересуют не только современных художников


— Добрый день, Наталия. Меня зовут Ольга. Интересно, пускают ли молодых на Олимп мастодонты живописи?

— У каждого свой Олимп. Для кого-то это формальные вещи: удостоверения, дипломы о получении образования. Но на выставке демонстрируются не дипломы. К тому же для участия в выставках в современном искусстве нет возрастного ценза: ограничения по возрасту, как правило, существуют только в грантовых программах — там участниками могут стать только художники до 25 или до 35 лет.

— Здравствуйте, Наталия. Вам звонит Станислав Олегович. Я понимаю, что для молодых художников важно запомниться публике. Но меня настораживает, что часто в их работах нет ни таланта, ни искусства — сплошной эпатаж или выставленные на передний план оголенные библейские места. Неужели нынешней творческой молодежи больше нечем выделиться?
 
— Я не исключаю, что, придя на выставку современного искусства, вы столкнулись с тем, о чем спрашиваете. Нужно сказать, что это довольно распространенное мнение о современном искусстве. Но оголенные библейские места изображались во все времена развития искусства, начиная с древних рисунков. При этом, как правило, те, кому не нравятся оголенные библейские места в современном искусстве, с восторгом принимают анатомические познания Микеланджело или Рубенса. По их мнению, в работах классиков обнаженное тело — предмет для любования, а в современном искусстве это выглядит противно и омерзительно. На самом деле мнение о современном искусстве имеет две характерные тенденции. Первая — «Я тоже так могу». Люди заходят на выставку и говорят, например: «Мой трехлетний сын рисует лучше». Второе мнение — «Это все омерзительно, это нельзя показывать». Людей, у которых сложилось такое впечатление, я приглашаю посетить наши проекты. Чтобы понять, близки ли тебе художники, раскрыли ли они тему, нужно приложить усилия и потратить время, а не пробежаться вдоль работ и сказать: «Я вообще ничего не понял».

— А понятны ли такие выставки для людей, которые не имеют художественного образования? Не создаются ли проекты только для художников и искусствоведов?

— Современное искусство предназначается не только для специалистов. На самом деле бурные споры вокруг современного искусства не утихают уже сто  лет — с момента, когда Марсель Дюшан принес на выставку унитаз, представив его как экспонат, как произведение искусства, и назвал «Фонтаном». До сих пор спорят и о «Черном квадрате» Малевича — достойна ли картина находиться в музейных собраниях. Но если есть темы для дискуссий и споров — это хорошо.

В 2013–2014 годах была безумная гонка выставок


— Добрый день, Наталия. Меня зовут Светлана. Меня интересует, насколько события в стране отразились на искусстве? Отличается ли оно до 2013 года и после?

— Современное искусство — искусство актуальных вопросов, реакции и рефлексии на события, которые происходят здесь и сейчас. Для искусства революционные процессы в обществе являются мощной движущей силой, толчком и мотивацией к новым исследованиям и работам, к поиску нового смысла, переосмыслению предыдущей творческой деятельности. Безусловно, мы почувствовали это в 2013–2014 годах.

— А в чем выражалась реакция художников на события?

— Что касается «ЕрмиловЦентра», мы сделали много проектов — в том числе и «Площадь Свободы» в 2013 году, который мы не планировали как остро политический и социально значимый проект, но так получилось. Запланировали этот проект в сентябре 2013 года, выставка должна была проходить в феврале-марте 2014 года к 120-летию Василия Ермилова, а в ноябре в стране начали происходить известные события, и художники в онлайн-режиме меняли работы, которые они хотели выставить. Потом у нас был очень хороший проект о национальной самоидентификации «Свои», проект «Граница доверия» – о влиянии информационного давления и информационно-психологических войнах в современном мире. В то время в галерее побывала зарубежная делегация, и гости были в шоке от количества выставочных проектов. Обычно в европейских городах, где много галерей, проекты меняются один раз в три месяца, а то и раз в полгода, а у нас тогда все бурлило — мы меняли проекты раз в две недели. Это была безумная гонка — многим художникам хотелось высказаться, показать свои работы именно сегодня и сейчас, потому что завтра это могло быть уже неактуально.

Война в Украине интересует зарубежных художников


— Добрый день, Наталия. Меня зовут Евгений. Расскажите, не осложнила ли война в Украине проведение международных проектов в «ЕрмиловЦентре»?

— Проекты, в которых мы сотрудничали с зарубежными институциями или приглашали к себе художников, состоялись. У нас не было форс-мажорных обстоятельств, когда к нам отказались бы приехать. Я сказала бы даже, что военный конфликт и все происходящее сегодня в Украине привлекают внимание зарубежных художников: они хотят воочию видеть, что происходит в стране и в Харькове, который наиболее близко находится к зоне АТО.

— Здравствуйте, Наталия. Вам звонит Виталина. В выставках в «ЕрмиловЦентре» нередко участвуют художники из России. Как они относятся к ситуации в Украине? Не возникают ли между ними и украинскими художниками политические споры?

— В наших проектах довольно часто участвуют художники из России. Но художники, которые приезжали к нам после Майдана, поддерживают процессы, которые происходят в Украине. Например, в проекте, посвященном информационному полю, тоже принимали участие российские художники. Чтобы создать конфликт внутри самой выставки, решили пригласить художников, настроенных пропутински, поддерживающих аннексию Крыма. Мы нашли таких художников и даже работы, которые хотели бы использовать на выставке, пригласили их к участию в проекте, но они отказались.

— Добрый день, Наталия. Меня зовут Никита. А есть ли в планах «ЕрмиловЦентра» показывать харьковских авторов в Европе?

— В апреле у нас прошла выставка польского искусства  Центра современного искусства в Торуни. Наши посетители смогли увидеть определенный  срез современного искусства. Нас пригласили сделать выставку современного украинского искусства в Польше в 2018 году. Уже достигнуты определенные договоренности, и я надеюсь, что нам удастся все реализовать.

Личное дело
Наталия Иванова родилась 24 августа 1967 года в Харькове. В 1984 году окончила среднюю школу № 126. В 1989 году окончила ХГУ (ныне — ХНУ им. В.Н. Каразина) по специальности «Экономическая теория». В 2008 году окончила курс «Современные технологии управления» по направлению «PR-директор» в «Русской школе управления»,  Москва.
До 2012 года активно занималась культурно-просветительскими проектами на общественных началах. С 2012 года – директор Центра современного искусства «ЕрмиловЦентр». Руководитель и куратор более 50 проектов центра. С 2016 года преподает «Арт-менеджмент» в Харьковской академии дизайна и искусств.
Не замужем, есть дочь Анастасия. Хобби — чтение и эксперименты на кухне.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей24 июля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2588.97 грн
10 RUB 4.3931 грн
100 EUR 3014.08 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи