Новая хитрость телефонных мошенников, которые теперь выдают себя за сотрудников Национального банка Украины.
Ссылаясь на Нацбанк, злоумышленники требуют сообщить им все данные по банковским картам.— Мне позвонили с номера (044) 383-07-18, — рассказывает Михаил Р, который чуть не пострадал от действий мошенников. — Звонил мужчина, говорил со мной жестко, словно полицейский или сотрудник службы безопасности. Начал с того, что сказал: «Мы видим все ваши транзакции по картам». Затем потребовал назвать, карты каких банков у меня имеются. У меня таких две, одна «приватовская», но она почему-то их не заинтересовала.
А вот данные карты другого банка у Михаила стали настойчиво спрашивать, однако клиент отказался что-либо сообщать. Тогда звонивший сказал, что все счета клиента отныне заблокированы, а для разблокировки надо явиться на ул. Институтскую в Нацбанк.
К счастью, угроза не подействовала, пользователь повесил трубку, а затем перезвонил в банк и сообщил о случившемся. Естественно, банковские счета клиента были в порядке, а звонил ему не кто иной, как мошенник.
По данным экспертов Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, в 94% случаев мошенники выдают себя именно за сотрудников банка (в том числе Нацбанка). Преступники могут притвориться кем угодно, даже сказать, что работают в полиции. Однако за кого бы они себя ни выдавали, у всех есть одна и та же особенность, по которой их легко узнать. Все они звонят с целью выведать конфиденциальные данные карты клиента. Как это работает?
Шаг 1. Мошенник звонит под видом сотрудника банка, Пенсионного фонда или любой организации или компании. В иных случаях мошенник шлет СМС с номером телефона, на который перезванивает жертва. Такие СМС обычно сообщают о «блокировке банковской карты», о «подозрительных операциях по карте» и т.п. В других случаях в тексте СМС может быть сообщение о выигрыше денег или дорогостоящего приза (машины или квартиры).
Шаг 2. Мошенник использует благовидный предлог, чтобы выманить конфиденциальные данные клиента. Например, говорит, что нужно сообщить данные карты, чтобы «разблокировать» ее. Либо чтобы «получить надбавку к пенсии, либо государственные начисления, либо денежный выигрыш на карту».
Шаг 3. Если жертва сообщает конфиденциальные данные карты, мошенник использует их, чтобы украсть деньги с карты (сделать с нее денежный перевод на собственный счет).
В некоторых случаях мошенник отправляет жертву к банкомату для того, чтобы:
— пройти процедуру регистрации карты (для «разблокировки карты» либо для «получения надбавки к пенсии» и т.п.);
— «получить платеж» («предоплату» за товар, который жертва продает в Интернет, «выигрыш по акции», «надбавку к пенсии», «материальную помощь», «государственные начисления» и т.д.).
Когда жертва находится у банкомата, злоумышленник начинает подсказывать ей, как действовать, чтобы получить платеж. Но на самом деле он запутывает и обманывает. Правда в том, что в банкомате невозможно совершить платеж с чужой карты на свою — только со своей карты на чужую. Обманутый пользователь следует «советам» мошенника, но не «получает платеж», а переводит свои деньги на счет преступника!
Иногда мошенники работают в паре: один выдает себя, например, за покупателя товара, который продает жертва, а другой — за сотрудника банка.
Настоящий сотрудник банка, Национального банка Украины, Службы безопасности Украины, Пенсионного фонда, благотворительных фондов, компаний, сетей магазинов и других организаций никогда не будет требовать от клиента сообщить конфиденциальные данные его карты. Так действуют только аферисты.
Важно
Конфиденциальные данные банковской карты, так называемая формула 3+1:
— номер карты (его можно сообщить, если на карту собираются перечислить платеж);
— срок действия карты (который нельзя сообщать никому);
— трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2 /CVC2 (его нельзя сообщать никому);
— пароль из СМС от банка (нельзя сообщать никому).
— номер карты (его можно сообщить, если на карту собираются перечислить платеж);
— срок действия карты (который нельзя сообщать никому);
— трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2 /CVC2 (его нельзя сообщать никому);
— пароль из СМС от банка (нельзя сообщать никому).