Гости ВХ

  • 1856
  •  / 

Харьковского зрителя пальцем не рассмешишь

фото: Валерий Кручина

Харьковского зрителя пальцем не рассмешишь
Харьковского зрителя пальцем не рассмешишь Гость редакции «Вечернего Харькова» — режиссер-постановщик, художник-постановщик Ольга Турутя-Прасолова.

Режиссер умеет паять и лепить маски


— Здравствуйте, Ольга. Меня зовут Светлана. Скажите, пожалуйста, почему после школы вы выбрали профессию художника-кукольника и работаете ли вы сейчас в этой профессии?

— Когда встал вопрос о выборе профессии, оказалось, что из школьных предметов, кроме литературы, мне ничего не нравится. Кроме того, было желание создавать что-то своими руками: я любила рисовать, лепить, но не знала, что есть такая профессия. Поэтому, когда я приехала в Одессу поступать в театрально-художественное училище, я подала документы на специальность костюмера. Но приняла другое решение, когда увидела в училище работы девушки, которая училась по специальности художника-кукольника. Я была в восторге и от учебы, и от своей профессии, поэтому долго потом с ней была связана.

— Интересно, а помогает ли вам в режиссуре профессия художника-кукольника?

— Знания, которые я тогда получила, очень мне сейчас помогают. В училище нам дали очень много знаний в разных театральных отраслях, и это важно, когда работаешь в театре -- особенно режиссером или художником. Ты хорошо знаешь все процессы: что и из чего делается, сколько времени занимает процесс изготовления, и, соответственно, можешь поставить реальные задачи. Я очень горжусь тем, что моя первая профессия — художник-кукольник, бутафор 6-го разряда. Нас обучали живописи, анатомии, театральной композиции, изготовлению макета, и сейчас, когда мне срочно нужен реквизит, а я вижу, что художники не успевают, я могу им помочь. Мне интересно, и я думаю, это хорошо, когда профессия и хобби совпадают.

— Добрый день, Ольга. Вам звонит Ксения. Вы — режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, изготовитель кукол и декораций, специалист по музыкальному оформлению спектаклей, автор стихов и пьес. А какая работа вам больше нравится?

— Я не могу сказать, что какая-то профессия мне нравится больше. Люблю все направления. Мне нравится, что я нахожусь внутри процесса, нравится заходить в цех, обсуждать со столярами чертежи. Меня увлекает эта работа так же, как и работа с актерами на сцене.

— А не было желания объединить все ваши профессии в одном спектакле?

— На самом деле все так и происходит. Как художник я ставила спектакли только в театре «Прекрасные цветы». В остальных спектаклях мне приходится все делать самой. Мне, как режиссеру, давно уже не предлагают приглашать в спектакль художника: все знают, что я и швец, и жнец. Например, в «Чайке» актеры буквально за два дня до премьеры придумали очень классную тему —  одну из сцен они будут играть в масках. Сначала я подумала, что слепить десять масок за короткое время невозможно. Если я скажу об этом двум бутафорам, первый день они будут в шоке, а второй — будут думать, как это реализовать. Поэтому я решила, что маски буду делать сама, и придумала, как ускорить процесс.

В Харькове очень красивое небо


— Здравствуйте, Ольга. Меня зовут Иван. Вы как-то рассказывали, что выпускники Одесского художественно-театрального училища советовали вам продолжать обучение в Харькове — говорили, что у нас учиться лучше. Почему о нашем городе сложилось такое мнение?

— Об этом мне сказали мои очень близкие друзья — художники-графики. Они поступали в Харьковскую академию дизайна и искусств. Я собирала впечатления людей, которые возвращаются из Киева и из Харькова, и первое, что услышала — Харьков очень творческий город, здесь много музыкантов. А еще меня удивила фотография, на которой я увидела огромную харьковскую площадь, и в середине лета люди почему-то были в свитерах. Кроме того, небо казалось совсем другим. Это был город, совсем не похожий на Одессу. Когда я приехала в Харьков, мне пришлось привыкать к погоде — здесь очень мало солнца, зато красивое небо. Одесса — многолюдная и шумная, а Харьков — очень комфортный город: большой, широкий, в нем можно не находиться постоянно в толпе. Здесь есть улицы, на которые можно свернуть — и ты окажешься один.

Задачи в Харькове сложнее


— Вы выбрали Харьков не только для учебы, но и для работы. Почему?

— Когда я ставила спектакли в Киеве, отметила много плюсов: в столице гораздо больше возможностей найти меценатов, спонсоров или заинтересованных в твоей работе людей, в Киеве оседают и дальше не расходятся заявки от зарубежных партнеров, и киевские режиссеры имеют больше шансов ставить спектакли в Европе. При этом я заметила некоторое пренебрежение к работе: не нужно очень стараться, заманивать зрителей. Возможно, у меня старомодные понятия.

— Здравствуйте, Ольга. Вам звонит Андрей. Вы наверняка сравнивали киевского и харьковского зрителя. Заметили разницу?

— Мне нравится, что в Харькове сложнее задачи. Здесь публика смотрит спектакль внимательно, причем это не только мое мнение. Я общалась с актерами, которые приезжали с гастролями, они говорили, что в Харькове зрители слушают: они не будут смеяться, если им просто покажут палец. Харьковского зрителя невозможно просто так купить: он подумает, почему режиссер это сделал, оправдает. И мне это нравится: мне нравятся сложные задачи.

Нору не жалко


— Добрый день, Ольга. Меня зовут Александра. В конце июня в театре имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена. Чем вам приглянулся именно этот материал?

— Сейчас в Украине очень много говорят о равенстве между мужчинами и женщинами, о сексизме. Эти темы набирают обороты, и уже бытует мнение, что наше общество якобы готово их воспринимать. На самом деле есть множество тонких вопросов, которые нередко возникают в семейных отношениях. Проанализировав истории разных семей, я пришла к выводу, что многие женщины приносят себя в жертву. Они вроде бы все делают для семьи, но на себя у них не хватает времени, и от этого появляются обиды, ссоры. Мне стало интересно исследовать эту тему — как это работает, готовы ли мы к разговору о равенстве. В спектакле «Кукольный дом» мы не указываем на ошибки — искусство призвано задавать вопросы. Основная тема — ответственность за то, что ты делаешь. Если ты приносишь свою жизнь в жертву семье, ты не можешь ничего ожидать в ответ. У нас же, как правило, если привезла с дачи картошечки — значит, семья должна в знак благодарности всю ее съесть, иначе она сгниет. История повторяется в каждой семье, и мне хотелось бы, чтобы женщины больше себя уважали, чтобы не было мужской и женской работы, чтобы работа по дому не считалась исключительно женской. Современные женщины работают так же много, как и мужчины, но когда они возвращаются домой, для мужчины работа заканчивается, а для женщины — никогда. Эти темы не очень удобны для обсуждения, их замалчивают.

— А почему вы решили взяться за классику, которой к тому же уже больше ста лет?

— Я поставила не много спектаклей, и, возможно, это подсознательно, но я не хочу ошибаться. Когда берешь современный материал, он еще не проверен временем, я не знаю, сколько будет жить пьеса, как она будет звучать через десять лет. А «Кукольный лом» Ибсена будет актуален в любые времена, потому что отношения в семье и место женщины в семье всегда резонирует в обществе. Кроме того, театр Пушкина позиционирует себя как площадку для классического материала, поэтому не хотелось бы сразу бросаться в эксперименты.

Почему женщины приносят себя в жертву


— Неужели, на ваш взгляд, даже ХХI веке в семьях продолжают строить «кукольные дома»?

— Мне кажется, причина в ментальности, и кукольный дом — это проблема женщин. Срабатывает материнский инстинкт: нужно дать, накормить, защитить, свить гнездышко. Тем самым мы развращаем своих близких.

— Добрый день, Ольга. Меня зовут Анастасия. Скажите, а как вы относитесь к главной героине — Норе? Слышала, что вам ее не жалко.

— Не то чтобы не жалко. К таким людям есть сочувствие. Я постоянно встречаюсь в разных семьях с тем, что мужчина себя развивает, а женщина живет для семьи. После нескольких декретных отпусков у женщины возникает масса проблем с трудоустройством. Я хочу показать в спектакле, что женщине нужно за себя бороться, не засиживаться после рождения ребенка дома, не жалеть себя и не говорить, что мир к ней несправедлив, что она себя не реализовала. В нашей ментальности – обвинять всех вокруг, но не себя. Но если я строю свой мир сама, я за него и отвечаю.

Ольга обходится без служанок


— Здравствуйте, Ольга. Меня зовут Станислав. Насколько я знаю, вы не добавляете в авторский текст отсебятину, но убираете из материала то, что считаете лишним. Что в «Кукольном доме» вам показалось не нужным для спектакля?

— Авторов я не переписываю, но, с технической стороны, не очень люблю, когда в спектакле есть служанки, няни, дети. Как работает театр? С утра до вечера проходят репетиции, потом идет вечерний спектакль. Мне кажется, несправедливым назначать актрису на роль служанки, которая выходит в первом акте и выносит стакан с водой. Если персонаж не действенный, то от него лучше отказаться. Что касается «Кукольного дома», пьеса написана давно, в ней очень много повторов. Для литературного произведения это хорошо, а для постановки на сцене этого слишком много, поэтому мы выбрали действенные монологи и диалоги, в которых есть мысль. Все остальное убрали, иначе спектакль шел бы гораздо дольше. Мы живем в ускоренном ритме, и мне не хочется нагружать зрителей уже прозвучавшей и ненужной информацией.

Ольга Турутя-Прасолова еще не доросла до брани


— Здравствуйте, Ольга. Меня зовут Кирилл. Вы как-то говорили, что не любите в своих работах провоцировать и спекулировать — например, считаете лишней нецензурщину. Интересно, почему? Сейчас многие режиссеры не стесняются таких «фишек».

— Я за другое влияние на зрителя. Если мы на афише разместим фото раздетого актера, напишем «18+» — это уже провокация, вызов. В «Кукольном доме» есть откровенные сцены, но я всегда полагаюсь на зрителя. Ему не нужно показывать, как все произошло. На сцене появляется намек, а зритель сам додумывает такое, что и режиссер не придумает. Нецензурное выражение всегда звучит неприятно и режет слух. Оправдывать такие сцены всегда трудно, и я пока еще не доросла до того, чтобы грамотно использовать матерные выражения в своем спектакле. Если брань неоправданна, я стараюсь без нее обойтись и заменить ее образными высказываниями. Если материал будет требовать нецензурных выражений, я, конечно, их вставлю.

— А чем, по вашему мнению, можно зацепить современного зрителя?

— Любого зрителя всегда можно зацепить актуальностью: это самое важное и главное для меня. Хорошо, если зритель, пришедший на спектакль, может найти в себе отклик. Кстати, в этом смысле нет ничего лучше классики: она будет звучать актуально всегда.

— Добрый день, Ольга. Вам звонит Иванна. Знаете ли вы уже, каким будет следующий после «Кукольного дома» спектакль?

— Нет, еще не знаю. Я не иду от того, что у меня есть пьеса, которую я хотела бы поставить. Есть задачи, которые я хотела бы решить. Меня интересуют идея, форма, вопрос или тема — так у меня возникает материал.

— А есть пьеса, которую вы мечтаете поставить? Не хотите ли замахнуться на Уильяма Шекспира?

— Нет. Есть авторы, до которых еще нужно дорасти. В университете нас учили не брать сразу сложный материал, и я понимаю: чтобы поставить Шекспира, нужно немного больше опыта.
Личное дело
Ольга Турутя-Прасолова родилась 29 октября 1981 года в городе Измаил Одесской области. В 1999 году окончила Дивизийскую среднюю школу. В 2003-м — Одесское театрально-художественное училище им. М.Б. Грекова по специальности «Мастер кукол всех систем, театральной и кино-куклы». В 2011 году окончила Харьковский национальный университет искусств им. И.П. Котляревского по специальности «Режиссер театра кукол и анимации».
С 2003 года занимается постановками спектаклей как художник и режиссер в государственных и негосударственных театрах в Одессе, Полтаве, Черновцах, в том числе в Национальном академическом драматическом театре им. Франка (Киев) и в театре «Прекрасные цветы» (Харьков). В 2015 году — победитель конкурса «Молодая режиссура и современная британская драма», организованного театром им. Франко, Британским советом в Украине и ГО «Театральная платформа в городе Киеве». 
В 2017 году — режиссер и художник-постановщик спектаклей «Чайка» и «Кукольный дом» в Харьковском академическом русском драматическом театре им. Пушкина.
Хобби — работа.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей23 августа

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2545.17 грн
100 EUR 2995.92 грн
10 RUB 4.311 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи