Гости ВХ

  • 1550
  •  / 

Зарплата учителя будет зависеть от успехов ученика: видео

фото: Валерий Кручина

Зарплата учителя будет зависеть от успехов ученика: видео
Зарплата учителя будет зависеть от успехов ученика: видео Гость редакции ВХ – заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Анатолий Бабичев.

В центре нового закона стоит ребенок


— Анатолий Валерьевич, добрый день. Готова ли Харьковская область внедрять в жизнь реформу образования в случае подписания ее президентом? Меня зовут Николай Владимирович.

— Харьковская область – лидер в Украине по качеству, развитию, доступности образования. Конечно, мы очень ждали принятия этого закона, поскольку в его обсуждении самое активное участие принимали педагоги Харьковщины, управленцы, менеджеры. Очень ждем его подписания президентом, чтобы приступить к реализации.

В этом законе нет ничего невозможного. Да, существуют серьезные вызовы и задания относительно организации работы – прежде всего с педагогами, которых необходимо немного переориентировать на другой вид деятельности. Надеюсь, что с 1 сентября 2018 года, когда первоклассники, которые будут учиться уже 12 лет, пойдут в школы, мы будем уже стопроцентно готовы к этому процессу.

— А как именно планируется переориентировать педагогов?

— В центре этого закона стоит ребенок, ученик. То есть, все, что происходит в образовательной сфере, должно вертеться не вокруг школы, не вокруг чиновника из районо, а вокруг ребенка.

— А разве сейчас не так?

— Оно-то так, но… Существуют разные традиции, и они сильны на сегодняшний день. Когда есть учитель, школа, и каждый ученик должен как-то подстроиться под своего педагога. Это неправильно. Действительно, подходов было много, но изменить систему полностью так и не удалось. На сегодня существует много методик –  авторских программ, не авторских, – с которыми работают наши педагоги, где в центре действительно находится ребенок. Но к сожалению, такая ситуация далеко не во всех школах и классах.

Главное задание сегодня в соответствии с новым законом – сначала ученик, затем учитель, родители. Причем, последние должны быть партнерами школьника в достижении определенного уровня образования.

К аттестату – диплом комбайнера


— Здравствуйте, Ангелина Матвеевна беспокоит. Анатолий Валерьевич, моему внуку – через год в школу. С какого возраста теперь будут учиться и сколько лет?

— Дети будут учиться, как и сегодня, с шести лет. А с 1 сентября 2018 года начинается 12-летняя школа. Распределяться она будет так: начальная школа – четыре года, затем пять лет – базовое школьное образование и три года – академическое или профильное обучение в зависимости от того, что выберет ребенок.

— Как именно будет происходить процесс перехода от одного этапа к другому – допустим с четвертого класса в пятый? Нужно ли будет сдавать экзамены при поступлении в гимназию?

— Переход будет осуществляться без проблем, как и сегодня. Дети должны будут пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА), но никаких вступительных экзаменов в гимназии или специализированные школы не будет. Потому что после пятого класса все дети должны иметь возможность обучения в любом учебном заведении.

— А что подразумевается под профильными десятым-двенадцатым классами?

— В принципе для ребенка нет разницы, где учиться – в профильной или академической старшей школе. Поскольку любой ребенок, который закончит 12 классов, имеет возможность продолжать образование в любом следующем звене образовательной сферы. Это либо профессиональная подготовка – колледжи и техникумы, – либо вузы. Единственное, что необходимо понимать: если мы говорим «академическая старшая школа», то имеем в виду углубленное изучение каких-то предметов. И ребенок идет туда учиться с перспективой поступить потом в высшую учебную школу этого учебного заведения, чтобы заниматься наукой в том числе.

Профессионально ориентированная, или профильная старшая школа – это компонент профессионального обучения, чтобы ребенок после окончания 12-го класса имел еще и возможность где-то работать, чтобы у него была профессия. Например, если это сельская школа, там профессиональное ориентированное направление — комбайны, тракторы и т.д. Помимо того что у ребенка будет аттестат об окончании средней школы, он еще получит и диплом комбайнера, механика и т.д.

Главное — умение находить информацию


— В Законе «Об образовании» есть такое понятие, как компетентностное обучение. Анатолий Валерьевич, что это такое? Меня зовут Анна Сергеевна.

— Современные тенденции в образовании показывают, что невозможно знать все. Главное – уметь найти знания и употребить их с пользой для себя и окружающих. Поэтому сегодня в школе главное – не получить определенное количество знаний (хотя определенный минимум должен быть обязательным), а овладеть компетенциями, которые позволят себя реализовать. В частности, в набор этих компетенций входит экология, коммуникативные функции, математические знания, знания государственного и иностранных языков… Главное — умение находить для себя информацию.

Один из простых примеров – умение вести себя в стрессовых кризисных ситуациях, иметь критическое мышление, чтобы даже не зная, о чем идет речь, дойти до сути с помощью средств электронной связи, интернета, используя имеющиеся знания, пусть даже минимальные. То есть ребенок должен уметь ориентироваться в информационном пространстве, в различных ситуациях, а это уже задача учителя – научить его этому.
Вся учебная программа должна быть сосредоточена именно на этом. Когда ты учишь математику, то должен понимать, что есть какое-то очень сложное уравнение, которое можно решать месяц. И если 20 лет назад мы решали его вручную, то сегодня есть огромное количество программ (главное – уметь ими пользоваться), которые найдут решение за 20 минут.

— Анатолий Валерьевич, добрый день. Сергей Трофимович беспокоит. Чтобы соответствовать новым веяниям закона «Об образовании», учителя тоже должны совершенствовать свои знания…

— Безусловно. Поскольку мы говорим о новых программах, концепциях обучения, учитель должен изменить подход к образовательному процессу. Одно из главных заданий для нас – переориентировать учителя на новые подходы, чтобы это не было, как десять лет назад, и даже как в прошлом году.

— Есть ли план мероприятий?

— Есть. Кстати, уже в нынешнем году начала работать Концепция новой украинской школы. Пока в качестве эксперимента, в котором принимают участие по четыре учебных заведения из каждой области Украины, в том числе и Харьковской. В первые классы направили учителей, поставив перед ними задачу – совсем по иному организовать учебный процесс. Этих педагогов мы обучали – проводили семинары, тренинги. Но пока рано что-то говорить, поскольку прошел всего месяц. Думаю, что через полгода мы уже увидим первые результаты.

А задача для всех остальных педагогов области – а их у нас более 20 тысяч — переучиться, освоить новые подходы обучения. У нас одни из самых лучших учителей, и это, скорее, психологический подход, – умение работать с детьми. То есть им предстоит перестроиться – не в плане знания предмета, а в плане контакта с ребенком. Стоит задание — до 1 сентября следующего года подготовить  остальных педагогов для первоклашек.

Кроме того, в законе «Об образовании» есть еще одна очень интересная новация — обучение в процессе всей жизни. И это не обязательно должен быть учитель, это касается каждого человека, у которого есть желание чего-то достичь. Он должен учиться и в 60, и в 70 лет, постигая новые подходы и технологии, которые просто необходимо знать современному человеку.

— Предусмотрены ли какие-то стимулы для учителей?

— Сейчас ведутся разговоры о том, чтобы заработная плата педагога зависела от успехов и достижений его учеников. Я считаю, что это правильно. А в принципе законом предусмотрено увеличение зарплаты педагога: минимальный оклад будет составлять от четырех прожиточных минимумов. После этого – в зависимости от категории – будут начисляться определенные надбавки. Уже с 1 января 2017 года у нас средняя зарплата педагога выросла на 55% и в среднем составляет чуть больше 6000 гривен. Да, это наверное, недостаточно на сегодняшний день, но тем не менее плюс 55% — я считаю, это тоже определенный стимул. И государство не намерено останавливаться — в ближайшее время с нового учебного года зарплата также будет повышена.

У каждого ребенка должен быть индивидуальный план развития


— Здравствуйте. Меня зовут Алина. Анатолий Валерьевич, а что такое образовательная траектория? Какую пользу это принесет, детям, родителям, школе, учителям?

— Каждый ребенок индивидуален. У каждого свой подход, свои таланты. Мы должны понимать, что когда 30 деток приходят в первый класс, у каждого есть какие-то базовые знания, но и у каждого и разные способности для изучения того или иного предмета, материала.

До этого у нас было так: допустим, родители хотят, чтобы ребенок стал программистом или изучал иностранные языки, и с пятого или восьмого класса отправляли детей в специализированные классы, абсолютно не понимая, у какого ребенка к чему больше способностей.

Так вот — у каждого школьника должна быть своя образовательная траектория. Чтобы когда ребенок пришел учиться в первый класс – учителя вместе с родителями выяснили его наибольшие таланты, способность к изучению определенных предметов. То есть в следующем году для каждого ребенка должен быть свой индивидуальный план развития, свои задания для реализации. А выяснить, что ему ближе, – задача учителя и родителей.

Кстати, в практике США даже есть такая профессия, как образовательный консультант. Это личный менеджер семьи, который занимается непосредственно образованием, отслеживает успешность ребенка и видит, какими знаниями ему необходимо овладеть для достижения в жизни успеха.

— А что, согласно новому закону, ждет детей с ограниченными возможностями, если родители считают, что их ребенок может учиться вместе с обычными ребятишками, в обычном классе?

— В этом случае предусмотрено инклюзивное образование. Это правильный подход – европейский, демократический. И мы как раз уже идем этим путем. С 1 сентября этого года более 250 детей с ограниченными возможностями пошли в обычные школы – в инклюзивные классы. Главная задача – чтобы дети с особыми потребностями не остались в жизни один на один со своими проблемами. Они должны жить и учиться вместе с обычными детьми. А школа для этого должна создать все условия. От интернатов, где дети находятся в своей среде и больше ни с кем не общаются, тоже необходимо отказаться.

— Анатолий Валерьевич, здравствуйте. Меня зовут Вероника. Я – мама пятиклассника. Скажите, в связи с изменениями в законодательстве будут ли учебники бесплатными?

— Законом Украины «Об образовании» гарантируется несколько статей, которые должны финансироваться на сто процентов. Это финансирование льготных категорий, финансирование подвоза детей к школе, льготный проезд в городском электротранспорте для учеников и учителей. Что же касается учебников, то пока государство берет на себя их финансирование, то есть они остаются бесплатными, но в процессе эта норма может измениться.

Куда жаловаться, если вымогают деньги?


— Анатолий Валерьевич, здравствуйте. Екатерина беспокоит. Планирует ли школа сотрудничать с родителями в отношении средств, которые поступают на счет школы от мам и пап. Школа обязана как-то отчитываться?

— Это наиболее болезненный вопрос для системы образования всей Украины — поборы, финансирование школы родителями и т.д. Действительно, новым Законом Украины «Об образовании» предусмотрено, что в школе финансы могут быть любые – как государственные, бюджетные, так и от спонсоров и родителей. Но поступление и расходование средств, которые использует школа, должны быть прозрачными. В соответствии с законом в каждом учебном заведении может быть создан попечительский совет, который определяет основные направления развития, деятельности школы. Речь идет об учебных программах, учебных планах, планах воспитательной работы и, в том числе, о развитии материально-технической базы. Задание попечительского совета определять поступление средств и отчитываться об их использовании. Кроме того, на сайте каждого учреждения образования должна быть размещена информация об использовании средств – как государственных, так и привлеченных, то есть родительских.

— Обязательно ли родителям помогать школе, или это все же дело добровольное?

— Согласно законодательству, это всегда было добровольно, но в реальности получалось так, что классный руководитель сказала: нужно сдать по 30 или по 100 гривен на ремонт школы – и родители хочешь не хочешь, сдавали. Даже не столько учителя, сколько родительские комитеты вымогали у родителей эти средства.

— Могу ли я, например, отказаться сдавать деньги?

— Конечно, можете. Если родители отправляют ребенка учиться в частное учебное заведение, то с самого начала понимают, что оплату обучения они осуществляют за личные средства. Это не только работа педагогов, но и содержание зданий, электро- и теплоснабжение, кружки, питание и т.д. Если же родители отдают ребенка в государственное или коммунальное учебное заведение — то именно основатель этого учебного заведения (в Харькове — Харьковский горсовет, в области – районные или местные советы) должен брать на себя финансирование и обеспечение учебного процесса. Государство сейчас полностью финансирует заработную плату педагогов, школы получают образовательную субвенцию из государственного бюджета, а остальное – это полномочия органа местного самоуправления.

— Что делать, если на родителей оказывается давление?

— В последнее время в подобных случаях родители уже, слава богу, не молчат. Если где-то кого-то прижимают, что уже через пять минут эта информация появляется в СМИ или социальных сетях. На сегодняшний день я не вижу проблемы. Родителям есть куда пожаловаться. Для этого существуют и правоохранительные органы, и органы образования.

Личное дело
Анатолий Валерьевич Бабичев родился 1 июля 1980 года. В 2002 году окончил ХНУ им. В.Н. Каразина по специальности «Преподаватель математики и информатики». В 2005 году — ХНЭУ, государственная служба, магистр государственной службы по специализации административный менеджмент. С 2002 года по 2006-й — ведущий специалист отдела кадровой работы ГУ образования и науки ХОГА. С 2006-го по 2009-й  — помощник заместителя председателя ХОГА. С 2009-го по 2010-й — начальник управления по делам семьи и молодежи ХОГА. С 2010-го по 2012-й  — советник председателя правления Харьковской областной благотворительной организации «Благотворительный фонд «Ренессанс», Харьков. С 2014-го по 2016-й — директор Департамента науки и образования ХОГА. С сентября 2016 года по настоящее время — заместитель председателя – руководитель аппарата ХОГА.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей21 октября

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.6145 грн
100 USD 2653.89 грн
100 EUR 3136.37 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи