Жители любого города создают не только его облик, но и дух. Даже прожив в городе недолго, каждый из нас все равно оставил свой след в неповторимой ауре нашего города. Свой след в культурной и духовной жизни Харькова оставил режиссер, педагог Валентин Ивченко. На днях Валентин Юрьевич отмечает 75 лет со дня рождения.

Знакомство с Валентином Ивченко для меня, как и для многих других, стало подарком судьбы. Все те, кому посчастливилось общаться с ним, отмечают его эрудицию и необыкновенный юмор, ставший для юбиляра главным способом преодоления множества жизненных трудностей. 

На долю Валентина Юрьевича выпала эпоха всеобщего энтузиазма и ночных страхов 30–х годов. И хотя появление «черных воронков» (так вполголоса называли тогда появление этих четырехколесных посланцев НКВД) непосредственно его семьи не коснулось, но страхи действительно были. 

Зато уже подросток Валентин хлебнул сполна всего, чем могли одарить молодого человека военные годы — «сороковые — роковые»… Оккупация Харькова, голод, многочисленные проверки после освобождения — все это пришлось пережить. Затем период послевоенного восстановления, наложивший отпечаток на судьбы людей того поколения. 

Этот период требовал квалифицированных инженеров, и Валентин оканчивает технический вуз. Но, получив диплом, поступает на режиссерский факультет театрального института. В стенах этого вуза находит свою вторую половинку — Элеонору Климчук. Сегодня Элеонора Гавриловна — ведущая актриса Харьковского академического театра музкомедии, заслуженная артистка Украины. 

После окончания вуза молодой актер несколько лет работал в Ужгородском музыкально-драматическом театре, но вскоре принял предложение возглавить Харьковский театр музыкальной комедии и вернулся в родной город. Театралы до сих пор помнят спектакль «Венские встречи», впервые в СССР поставленный Валентином Юрьевичем. Спектакль стал режиссерской удачей, великолепным сочетанием музыки, сценографии и постановочного решения. 

Для Валентина Юрьевича поиск новых талантливых постановщиков и создание для них комфортной, творческой атмосферы было своего рода неписаным правилом, которого он твердо придерживался. В те годы в театре ставят: Самарий Однопозов, создавший яркий спектакль «Бал в Савойе» Абрахама, В. Фролов — запрещенную к показу обкомом КПСС комедию «Верка и алые паруса». Московский режиссер Юрий Фридман в содружестве со сценографами Ольгой Имберович (Польша) и Михаилом Ушацем (Москва) создали красочный спектакль «Дамы и гусары» А. Фредро, смотреть на декорации которого приходили студенты из художественного училища и Худпрома. 

Желание помочь талантливым людям привели Валентина Ивченко на преподавательскую кафедру. С 1960 года он преподавал в Харьковском государственном институте культуры и театральном отделении института искусств. 

— Во время репетиций Ивченко избегал делать прямых указаний: сделай это или поступи следующим образом, — вспоминает его ученик, писатель-фантаст Олег Ладыженский (Олди). — Намечая рисунок роли или канву спектакля, он вдруг начинал — казалось бы, случайно! — вспоминать эпизод какой-то книги, картину известного художника, персонажа чужого спектакля или фильма. Сами того не замечая, пытаясь развить и осознать сказанное, мы начинали читать, смотреть, искать. Во-первых, сумасшедшая, потрясающая эрудированность режиссера заражала нас, студентов. Уже сейчас я понимаю, что есть писатели и актеры, фильмы и пьесы, книги и полотна, моя любовь к которым зародилась именно тогда, на репетициях Ивченко, с его подачи. А во-вторых, прочтя книгу, вскользь упомянутая им, или найдя репродукцию картины, о которой шла речь, мы становились богаче, сами того не замечая. Так он учит, не заставляя, по сей день. 

— Вообще, для Валентина Юрьевича всегда было свойственно чувство вкуса и обостренной современности, — дополнил рассказ о юбиляре, бывший студент ХГИК, ныне художественный руководитель Харьковского академического театра музыкальной комедии Александр Драчев. — Студенческий репертуар его учеников — это, как правило, хорошая литература, неоднозначные авторы, новинки драматургии. В свое время это были: «Гнездо глухаря» Розова, «Жажда над ручьем» Ануя, «Под кожей статуи свободы» Евтушенко.
Уйдя на пенсию, Валентин Юрьевич занялся литературной деятельностью. Одной из последних его работ стал перевод книги польского автора Романа Брандштеттера «Песнь о жизни и смерти Шопена». 

С нетерпением ждут его ученики и окончания работы над книгой «Введение в режиссуру», в которой автор обобщил свой богатый профессиональный опыт. Эта книга даст возможность молодым режиссерам получить удовольствие от общения не только с любимым преподавателем, но и добрым и интеллигентным человеком Валентином Ивченко. Ведь такое общение сегодня для многих из нас является роскошью.