Во время недавней «Прямой линии» президента России Владимира Путина с жителями страны, транслировавшейся по основным федеральным теле-и радиоканалам, к главе государства обратилась с вопросом Людмила Мураховская, пенсионерка из села Головчино Грайворонского района Белгородской области, расположенного у самой границы с Харьковщиной. Проблема, затронутая Людмилой Александровной, волнует сегодня многих россиян и украинцев, которых с некоторых пор разделила государственная граница.

«Мы с мужем живем рядышком с украинской границей. Наша дочь живет в Харькове. Навещать друг друга поездом очень неудобно, потому что он идет только раз в сутки, а машиной в связи с «оранжевой неразберихой» — очень длинный путь нужно совершать, вместо 60 километров надо более 120 километров, потому что обязательно нужно пересечь центральный пограничный пункт и оплатить въезд в Россию. И очень дорогая автостраховка. Условия пересечения границы ужесточаются. И поэтому мы не можем даже провезти детям одного мешка картошки. А совсем недавно почти каждый выходной, услышав гудок машины возле двора, мы с радостью встречали внуков. А они, в свою очередь, прыгали от радости, увидев дедушку и бабушку. Мы боимся, что скоро лишимся этой радости. А еще хуже, если случится несчастье или, может быть, похороны родственников. Как добираться?
У меня очень больной вопрос к вам: ожидается ли упрощение пересечения российско-украинской границы хотя бы для жителей приграничной зоны?»
Ответ президента России также заслуживает быть приведенным полностью.
«Я понимаю вашу боль и озабоченность и полностью ее разделяю. Это абсолютно недопустимо, когда два этнически, в культурном отношении, исторически близких народа, в прямом смысле самые близкие родственники, в прямом, в кровном смысле этого слова, и в духовном, оказались разделенными. И эта трещина, она как бы все время расширяется в виде той неразберихи, о которой вы сейчас упомянули.
Вместе с тем хочу заверить вас, что и руководство России, и, что очень важно, руководство Украины, это я могу подтвердить, в ходе неоднократных личных встреч с президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко мы договаривались о том, что будем вместе работать над упрощением порядка пересечения российско-украинской границы. Более того, позиция президента Украины является достаточно последовательной и жесткой. Мне даже стыдно об этом сказать, но он сам передо мной ставил эти вопросы, которые на бюрократическом уровне с двух сторон до сих пор должным образом не решаются. Это касается и автостраховки. Обязательно, обещаю вам, обязательно вернемся к этому вопросу и будем, конечно, стремиться к тому, чтобы максимально упростить передвижение граждан и вообще в целом между Россией и Украиной, и другими нашими бывшими республиками Советского Союза, там, где это возможно, и там, где мы встречаем ответную реакцию. Но и, конечно, прежде всего это должно касаться тех, кто проживает в приграничных районах. Как вы знаете, мы приняли решение о том, что граждане Украины, находящиеся и въезжающие на территорию Российской Федерации, могут находиться здесь у нас без регистрации до 30 суток (здесь президент допустил оговорку, на самом деле — до 90 дней — О. С. ). Это сделано в ответ на соответствующие шаги украинской стороны. Мы и дальше будем искать совместное решение этих проблем. Это точно могу вам обещать.
Насколько мы будем эффективны в этом, конечно, зависит от двух сторон. Но мы, со своей стороны, со стороны России, полны решимости решать эти проблемы».
К чести Владимира Путина, он не стал откладывать это дело «в долгий ящик» и уже через три дня после «Прямой линии» общался по телефону со своим украинским коллегой Виктором Ющенко. Итогом беседы стала договоренность о создании на украинско-российской границе совместных пунктов пропуска. Об этом Путин сообщил во время встречи в Москве с новым премьер-министром Украины Юрием Ехануровым.
И все же в вопросе Людмилы Мураховской, в котором «проблема границы» затронута в общем, есть один конкретный момент, заслуживающий отдельного внимания. Речь — о том, как из приграничного села Головчино или из расположенного неподалеку от него районного центра Грайворона добраться до Харькова. Дело в том, что Харьков и Грайворон соединяет прямая автодорога, которая проходит через Дергачи и Золочев и по которой еще со времен Союза курсируют автобусы. Но вот когда Союз распался и административная граница между Харьковской и Белгородской областями стала государственной границей между Украиной и Российской Федерацией, межгосударственным соглашением на ней были определены пункты пропуска через границу. Находятся они на железных и автомобильных дорогах, по которым люди десятилетиями привыкли ездить друг к другу.
Вот только пункт пропуска на автодороге Харьков — Золочев — Грайворон между украинским селом Александровкой и российским Головчино в это соглашение, подписанное более десяти лет назад, почему-то не включили. Может быть, решили сэкономить, посчитав, что людей там проезжает немного. Так или иначе, а пункта пропуска там официально нет, о чем и сказала пенсионерка Мураховская. Но в то же время по этой дороге из Харькова в Грайворон и обратно по пять раз в день ходят рейсовые автобусы. Был момент, когда пограничники требовали закрыть маршрут, поскольку там нет таможни. Но благодаря настойчивости жителей обоих регионов и вмешательству депутатов разных уровней был найден компромиссный вариант: право пересекать границу в автобусах Харьков — Грайворон имеют право только жители двух сопредельных областей — Харьковской и Белгородской, согласно прописке в паспорте. И билеты на эти автобусы кассиры автостанций должны продавать только по предъявлении паспортов. Все же остальные жители Украины могут проехать в Грайворон только с пересадками через международные пункты
пропуска «Гоптовка — Нехотеевка» на трассе Симферополь — Москва или «Великая Писаревка — Грайворон» с территории Сумской области.
Кстати, два с половиной года назад мне довелось съездить в Грайворон прямым автобусом. На околице села Александровка прямо на обочине, под открытым небом (хорошо, что не было дождя) в нужное время его уже поджидал украинский пограничник, который вошел в салон и проверил у пассажиров паспорта. А на российской стороне пограничников не оказалось вовсе (миграционных карт тогда еще не ввели). А на обратном пути российские стражи границы ждали наш автобус на легковой машине, а тот же украинский пограничник, который утром выпускал меня из страны, даже не стал снова открывать мой паспорт — еще не успел забыть лицо. Но пересекать границу на легковых автомобилях там, естественно, запрещено. Вот и приходится жителям приграничья наматывать вдвое большее расстояние, чтобы попасть к родственникам
в Харьков или Грайворон.
Когда журналисты в беседах с пограничниками затрагивали вопрос о проезде по данной дороге, люди в зеленых фуражках отвечали, что решить проблему могут только президенты двух стран, включив в официальный перечень пунктов пропуска и этот пункт. И очень хотелось бы, чтобы местные чиновники, имеющие доступ к главам своих государств, сумели довести до них эту проблему. Безусловно, узаконивание пункта пропуска потребует вложить средства в его обустройство, ибо не должны пограничники нести службу в жару и холод под открытым небом. Стоит также и железнодорожникам сопредельных магистралей — украинской Южной и российской Юго-Восточной — подумать об увеличении количества поездов на участке Харьков — Готня. Ибо курсирующий там один ежедневный состав нередко (особенно — в выходные дни) бывает переполнен. Правда, от пограничной украинской станции Одноробовка в Готню ежедневно курсируют еще по два пригородных поезда, но чтобы харьковчанам воспользоваться ими, нужно сделать еще одну пересадку — в Золочеве. А ведь в «глубинке» живут такие же люди, как, скажем, в Харькове или Белгороде, которые хотят без проблем общаться со своими близкими, волею судеб оказавшимися по другую сторону границы.