Гость «Прямой телефонной линии» — директор Харьковского государственного цирка Алексей Житницкий.

Алексей Житницкий посвятил цирку почти четверть века. Он может рассказывать о нем часами — а он очень интересный рассказчик. И хотя административная работа и банальные бытовые вопросы, которые он решает как руководитель, занимают много рабочего и личного времени, Алексей Анатольевич старается относиться к решению этих проблем творчески, с юмором и иронией, которые присущи всем цирковым людям. 

— Здравствуйте! Меня зовут Петрусенко Сима Давыдовна, я когда-то работала в цирке. Предлагаю идею — организовать музей истории цирка. У меня очень много экспонатов: фотографии, афиши. Это было бы интересно. 

— Здравствуйте, Сима Давыдовна. У нас в 1983 году уже был музей. Точнее, экспозиция в фойе на втором этаже, посвященная столетию Харьковского цирка. Она нравилась зрителям, там было много интересного. Но за 15 лет она устарела, так как была посвящена столетию цирка. Кроме того, экспозиция была неудачно организована — на горизонтальные столы с экспонатами ставили сумки. Я был вынужден отказаться от новогодних заводских вечеров, потому что там происходило сплошное пьянство — некоторые люди приходили в цирк, чтобы выпить. И на этих столах разворачивали тормозки, наливали водку, начинали курить, заливали фотографии, били стекла, — в общем, по-хамски себя вели. Мы были вынуждены демонтировать экспозицию, потому что она пришла в негодность и ее нельзя было оставлять в таком виде. Хотя существование музеев циркового искусства — это традиция. Самый первый музей в СССР с 30-х годов 20-го века существовал при Ленинградском цирке. Я хочу создать новую экспозицию к 125-летию Харьковского цирка, которое мы будем праздновать в следующем году. Но это трудоемкое и дорогостоящее дело — нужно подобрать огромное количество фотографий, навести исторические справки, написать тексты. Гарантировать появление музея в ближайшее время я не могу. Но история Харьковского цирка достойна того, чтобы ее отобразить в новом музее. Поэтому музей обязательно будет. 

— Меня зовут Олег. Сейчас у каждой уважающей себя фирмы есть в Интернете свой сайт. Почему вы не используете достижения цивилизации? Например, так, как это делает Харьковский зоопарк. 

— Олег, вы попали в точку. Сейчас мы начинаем заниматься разработкой сайта цирка. Там планируется рассказать об истории цирковых зданий в Харькове, истории цирка, жизни и деятельности людей, которые в нем работали, причем не только артистов. Хочу упомянуть Фрэда Дмитриевича Яшинова — он 50 лет был директором цирка. Вообще-то, он по паспорту был Федором, но все называли его Фрэд Дмитриевич. Как директор он сделал для Харьковского цирка очень много, внес выдающийся вклад в его развитие. Благодаря ему, по его инициативе, было построено новое здание цирка. Я могу с гордостью сказать, что Фрэд Дмитриевич Яшинов — это один из моих учителей. К 125-летию Харьковского цирка мы хотим присвоить ему имя Фрэда Яшинова. Также я хочу рассказать на сайте о бывших главных режиссерах — Евгении Моисеевиче Зискинде и Владимире Семеновиче Гамерове, о других ветеранах цирка. И о сегодняшних артистах. Творческая рубрика будет рассказывать о цирковых номерах. Особая страничка будет посвящена самой известной дрессировщице, народной артистке СССР, харьковчанке Ирине Николаевне Бугримовой. 
Впервые в истории именем цирковой артистки была названа площадь. Такого больше нигде нет. На площади, названной в ее честь в 2003 году, перед Харьковским цирком мы планируем установить памятник — в 2010 году Ирине Николаевне исполнилось бы сто лет. Мы специально при реконструкции площади подготовили центральную клумбу так, чтобы на ней можно было установить памятник. 

— Меня зовут Анна Петровна. Планирую под Новый год сходить с детьми в цирк. Скажите, какая планируется программа во время школьных каникул

— С 23 декабря, к Новому году, в Харькове появится уникальная программа, в которой будут работать на арене одновременно пять слонов. На сегодняшний день это сенсация — единственный аттракцион на постсоветском пространстве. Будет очень интересно, особенно для детей. В Харьковском цирке, да и в Украине ничего подобного давно не было. У нас в последний раз слоны были в 2002 году, это был аттракцион народного артиста России Юрия Дурова. Он работал с двумя-тремя слонами. А здесь — пять слонов! За 25 последних лет, в течение которых я работаю в цирке, я не помню ничего подобного. Я успел посмотреть этот аттракцион в Киевском цирке. Вы бы видели лица зрителей! Пять слонов — это огромный масштаб. Это животные, которые делают уникальные вещи. Танцы в номере поставила Алла Духова, известная по балету современного танца «Тодес». Алла Духова в прошлом была танцовщицей в этом аттракционе со слонами у Корнилова, а уже оттуда попала в эстрадный мир. Чтобы программа появилась в Харькове, пришлось приложить максимум усилий, было трудно договориться — номер стоит очень больших денег. 

— Меня зовут Ирина. Алексей Анатольевич, хочется узнать о ваших планах, причем не только творческих. Зрители начинают привыкать к комфорту, любят, чтобы было удобно и уютно. Что вы делаете в этом направлении? 

— Хочется сделать хороший ремонт — он у нас идет постоянно. Цирк — это огромный комплекс, состоящий из двух огромных зданий — здания цирка и административного корпуса, плюс конюшня, гаражи, большое здание общежития возле вокзала. Их надо содержать, ремонтировать. То труба потекла, то окна менять надо. Поменяли инженерные коммуникации, отремонтировали кровлю, туалеты, душевые для животных и людей. 
Сделали гардероб, который в цирке отсутствовал 17 лет — две тысячи зрителей в свое время сидели в зале в верхней одежде. Сейчас фойе нужно ремонтировать, поменять все светильники на первом этаже. Ближайшие мои планы — тепловая завеса на входе в цирк. У нас хорошее отопление, но тепло выдувается на входе. Надо старые деревянные рамы окон поменять на пластиковые. Ждем приезда слонов, а это животные теплолюбивые, не дай Бог что... Постановочный свет надо менять — ему больше 35 лет и он устарел. Нужно приобрести лазеры, потому что зритель видит по телевидению лучшие шоу мира и любит сравнивать. Я уже заметил, что ничего не надо делать в манеже, дай только красивую музыку, оригинальный костюм, необычный свет и дым в зал пустить. В результате — полный восторг зрителей. Кстати, европейский цирк сегодня идет, к сожалению, по этому пути. Вот и знаменитый канадский цирк «Дю Салей» — это прежде всего сюрреалистическое зрелище, театрализованное представление, где главную роль играет не трюк, а театральность. У нас все-таки считается, что прежде всего надо делать трюк. 

— А с зарубежными цирками вы сотрудничаете? Или мы будем смотреть только артистов из стран СНГ? 

— Мне недавно предложили сотрудничество с одним итальянским цирком. Но это настолько большой риск… Летом у них два-три месяца простой. В программе у них более ста животных — хищники, слоны, верблюды, носороги — в общем, целый зоопарк. И вот когда они въезжают в какой-нибудь город, то идут по улицам кавалькадой. Ведь раньше кавалькады были очень популярны («кавалькада» с франц. — группа всадников, едущих вместе. — Прим. авт.). Сегодня в Харькове это невозможно сделать из-за интенсивного движения — необходимо перекрывать центр. Но когда я представил, что итальянский цирк входит со стороны Холодной горы или Московского проспекта, или идет по Сумской, а кавалькада животных и акробатов растягивается на километр — представляете, какое это зрелище, настоящий фурор! Это интересно. 

— Меня зовут Александр Брюховецкий. Хотелось бы видеть побольше передач о цирке на наших харьковских телеканалах. Вот недавно была интересная передача о шпрехшталмейстере Харьковского цирка. 

— Да, это инспектор манежа, заслуженный артист Украины Леонид Спектор, мой заместитель. Ему 31 декабря исполнится 60 лет. 

— Хотелось бы ему пожелать творческих успехов! 
— Я хочу отметить, что Украина входит в число великих цирковых держав. У нас в стране все-таки десять стационарных цирков. Сегодня после России мы на втором месте в мире по количеству стационарных цирковых зданий, не считая цирков шапито. Вместе с тем имена многих артистов широкой публике неизвестны. Что такое сегодня имя? Раньше старшее поколение знало Кио, Филатовых, Бугримову, Назарову, Олега Попова, Юрия Никулина. Их активно пропагандировало телевидение, их имена были на слуху. А сейчас дети не могут ответить, кто такой Карандаш. Никто никого не знает. Нет имен. Очень много харьковчан работают в цирках России, за рубежом. А мы не знаем их имен. 

Личное дело

Житницкий Алексей Анатольевич — директор Харьковского государственного цирка с января 2001 года, заслуженный деятель искусств Украины, действительный член Академии циркового искусства России.
Родился 20 декабря 1959 г. в г. Харькове. Окончил харьковскую СШ № 17 в Киевском районе. С 1977 по 1981 гг. обучался в Харьковском государственном институте культуры (специальность — режиссер). С 1981 по 1983 гг. — служба в рядах Вооруженных сил СССР. С 1983 по 1995 гг. — режиссер-постановщик, главный режиссер Харьковского филиала Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров (с 1992 г. — Украинская дирекция по подготовке цирковых аттракционов и номеров). С 1995 г. — главный режиссер, а с 2001 г. — директор Харьковского госцирка. Общественная работа: с 2006 г. — депутат Червонозаводского районного совета г.  Харькова. Женат, имеет двух сыновей. Отец Алексея Житницкого — Анатолий Зиновьевич Житницкий — профессор Академии культуры, известный педагог, искусствовед, драматург, поэт, единственный в Украине кандидат искусствоведения по теме цирка. Хобби его сына — спорт (бег, футбол, фитнес), коллекционирование фигурок клоунов. Но главное хобби — цирк («я работаю практически без выходных и отпуска, как и все директора цирков»).


Цитата
«Получилось так, что все артисты привозят мне со всего мира фигурки клоунов — мне в кабинете их уже некуда ставить. Я сижу напротив этих клоунов, а они напротив меня. И когда настроение очень неважное, я заметил, что через пять минут (проверено!) появляется какая-то аура и настроение улучшается. Мне предлагают поставить в фойе круглую вращающуюся тумбу с подсветкой. Представляете, люди будут заходить, и сотни клоунов разной величины, из разных материалов, с разными улыбками будут встречать их при входе в цирк».
Наш цирк

Харьковский цирк — самый большой в Украине. В нем 2045 посадочных мест для зрителей. Харьковский цирк славен тем, что здесь издавна готовились новые большие номера и аттракционы — произведения циркового искусства. Первое стационарное здание цирка (деревянное) было построено в 1883 г. Здание Харьковского госцирка на пл. Ирины Бугримовой, 1 было построено в 1974 г., первое представление было дано в начале апреля.