В гостях «Прямой телефонной линии» — начальник ГУ образования и науки ХОГА Людмила Белова. Каждый девятый украинский студент обучается сегодня в Харькове. Поэтому наш город без преувеличения можно назвать студенческой столицей Украины. По словам гостьи «Прямой линии» — начальника Главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации Людмилы Беловой, — наша область имеет высший индекс развития образования (975 студентов на 10 тыс. населения), который превышает средний показатель по Украине на 44%. А в этом году всех студентов не только посчитают, но и протестируют.
— Здравствуйте, Людмила Александровна. Это Ирина Анатольевна, мама ребенка-инвалида второй группы. Мы хотим поступить в вуз. Есть ли льготы для таких детей, на каких основаниях мы будем сдавать экзамены?— Ирина Анатольевна, у вашего ребенка есть льгота. Дети, имеющие инвалидность первой-второй группы, подтвержденную документально, должны обязательно предъявить этот документ в приемную комиссию. Ваше преимущество — ребенок не участвует в конкурсе. Вступительный экзамен нужно сдать только на положительную оценку. Грубо говоря, абитуриент не должен получить двойку. И все. Воспользуйтесь этим. Но сначала обязательно проконсультируйтесь в нашем отделе высшего образования. Например, по поводу того, в каких вузах какой конкурс. Запишите телефон отдела: 705-03-04 (специалист Соловьева Наталия Николаевна). Кроме того, в некоторых вузах на ряд специальностей есть ограничения по обучению, это тоже нужно учитывать. Есть вузы, где обучение специальности требует выезда на практику, пребывания в полевых условиях. Эту информацию можно узнать в приемной комиссии вуза. Я желаю вам всего доброго, а вашему ребенку — обязательно стать студентом.
— Здравствуйте! Меня зовут Игорь. Сейчас ходят разговоры, что 12-балльная система себя не оправдала. Возможен ли в этом учебном году возврат к пятибалльной системе?
— Отношение специалистов к 12-балльной системе оценки знаний абсолютно неоднозначное. И это естественно, потому что совершенной системы не может быть: каждая имеет свои преимущества и недостатки.
На мой взгляд, 12-балльная система имеет более широкий диапазон оценки знаний в том случае, если мы ее механически не адаптируем к пятибалльной системе. Тогда она может более объективно оценить знания человека. Вернутся ли к старой пятибалльной системе, мне сказать трудно. Потому что сегодня никаких документов от министерства образования по этому поводу мы не получали. Но я знаю, что министр Станислав Николаенко неоднократно обращался к работникам образования, выслушивал мнение педагогов, родителей, детей по поводу целесообразности возврата к старой системе. В основном учителя говорили, что они к этой системе привыкли, нашли возможности с ней работать, что она имеет преимущества. Правда, не все с этим соглашаются. Думаю, еще одна перемена в образовании на этом этапе пока нецелесообразна. В Европе также нет однозначной оценки этой системы.
— Людмила Александровна, меня зовут Светлана Николаевна. Что нового ожидает будущих студентов в этом году? Какие появятся нововведения?
— Светлана Николаевна, в этом году впервые все вузы, в соответствии с приказом министра, будут проводить вступительные экзамены в виде теста. Исключение составят, естественно, только «творческие» вузы. Причем некоторые (например, политехнический университет, университет радиоэлектроники) будут экзаменовать абитуриентов по своим тестам — это право в нынешнем году пока не отменено. Есть вузы (например, экономический университет), которые, заключив договор со специалистами центра внешнего тестирования, будут использовать их тесты. Также вузы впервые будут принимать сертификаты внешнего тестирования (единого экзамена).
Если раньше это делалось по желанию (кто-то принимал, кто-то — нет, или только на определенные специальности), то в этом году все вузы обязали принимать абсолютно все сертификаты. Кроме того, у абитуриента есть право: он может сдать и сертификат, и экзамены. И затем выбрать ту оценку, которая выше. И вуз зачтет ему более высокую оценку. Это очень демократично. Отмечу, что все вузы Украины будут принимать результаты тестирования, независимо от того, прошли ли они, например, в Харькове, Киеве или Львове.
— А что сложнее: экзамен или тест?
— Выпускники, которые проходили тестирование, с этой системой уже знакомы, поэтому им будет гораздо легче психологически. Некоторое преимущество имеют те выпускники, которые занимались на подготовительных курсах (многие вузы на подкурсах также практикуют систему тестов).
Если говорить о других новшествах, то в этом году преимущественное право поступления на бюджет (поступают без вступительных экзаменов) имеют победители всеукраинских профессиональных конкурсов, проводимых вузами I-II уровня аккредитации — медицинскими и фармацевтическими. А также те категории абитуриентов, которые имели преимущество всегда: победители всеукраинских олимпиад, участники международных олимпиад.
— Людмила Александровна, изменится ли в этом году
соотношение контрактников и бюджетников?
— В этом году это соотношение будет составлять 50 на 50, и в целом по Харькову оно соблюдается. Правда, есть различия по вузам, по разным специальностям. На экономических специальностях — «крен» в сторону контрактников, а вот на технических их очень мало. Кстати, абитуриенты имеют право писать заявление сразу на бюджет. И только в том случае, если они не выдержали конкурс, могут идти на контракт. У вас всегда есть шанс, и этим шансом нужно воспользоваться. Не поддавайтесь на уговоры типа «давайте сразу на контракт».
— Меня зовут Алексей. Ходят разговоры, что в новом учебном году в школах теперь будут проводиться тесты. Перейдем ли мы к ним в обязательном порядке?
— Алексей, система тестирования вводится потому, что она более прозрачная. В том смысле, что я учу ребенка, но не я оцениваю уровень его знаний. Поэтому даже если мне очень хочется немного завысить оценку, я не смогу. Вот такой возможности при тестировании у учителя не будет. Конечно, тестирование — не самая совершенная, но очень распространенная форма в мире. Она не позволяет вмешиваться в процесс оценки. Это как бы третья сторона. Задача состоит в том, чтобы она действительно была независимой. И чтобы тесты были совершенными. Потому что во время тестирования нужно не просто механически оценить уровень знаний ребенка, а увидеть какие-то творческие наклонности, способность к аналитическому мышлению.
Здесь очень сложная задача стоит перед составителями тестов. У нас в Харькове эта система работает уже три года. До сегодняшнего дня мы могли проводить тестирование по определенной квоте, потому что это очень дорогое мероприятие и оплачивается государством. В этом году число детей, прошедших тестирование, составило почти полторы тысячи человек, то есть была использована вся квота. Теперь дети, прошедшие тестирование, имея на руках сертификат, могут принести его в школу, и эта оценка будет зачтена как выпускная. Или отнести в вуз, и она будет зачтена как вступительная.
— Это Дмитрий Николаевич. Как вы относитесь к идее отмены статуса национальных у ряда вузов?
— Я нормально отношусь к тому, что надо объявить мораторий на присуждение статуса «национальный» и остановить этот процесс. Потому что статус практически обесценился. Сначала у нас не осталось институтов — все стали академиями и университетами, а скоро не останется государственных вузов, все станут национальными. Все-таки национальный вуз — это особая категория. Их должно быть немного. Этот статус дает определенные преимущества. Но отбирать ничего нельзя. Потому что я за свою жизнь убедилась, что лучше не давать, чем потом отбирать. Я всегда так говорю о льготах. Нужно много раз подумать, прежде чем какие-то льготы дать. А когда их дали, их очень сложно забирать. Надо более ответственно относиться к подобным вопросам.
— Меня зовут Денис Евгеньевич. Я студент вуза, специально не называю какого. Будет ли проводиться борьба со взяточничеством? У меня много знакомых ребят, которые учатся в разных вузах, и везде творится одно и то же.
— Денис Евгеньевич, такая борьба ведется и будет продолжаться, но только с вашей помощью. Первый путь самый простой: если есть знания — не давайте взятки. Если вас пытаются при наличии знаний все-таки оценить неправильно, обращайтесь в деканат, к проректору, ректору.
— А если они, собственно говоря, заодно?
— А если они заодно, то в управление образования и науки. А если вы и в нас разочаруетесь — в министерство образования. Но я вас заверяю, что в нас вы не разочаруетесь, — мы вам поможем. Обращайтесь, не бойтесь! Потому что, если вы молчите, то мы никогда это явление не сможем победить. Я готова вам всячески помочь. Даю свой рабочий телефон: 705-02-88. Если меня не будет на месте, обращайтесь к помощнику — Анатолию Валерьевичу Бабичеву.
— Людмила Александровна, рождаемость в стране растет, а детские садики, помнится, в свое время упразднили. Даже разместили в них суды и другие недетские организации. Что же теперь будет?
— Ситуация с рождаемостью действительно улучшается. Это очень важно, потому что постепенно мы возвращаемся к тому числу детей в школах, которое было раньше. С одной стороны, это радует, с другой — заставляет задуматься и принимать решительные меры по расширению сети детских садов. Действительно, в свое время очень много их было передано безвозвратно. Здания детсадов не были отданы в аренду, поэтому мы не можем их вернуть. Сегодня город работает над проблемой расширения сети детских садиков. Более того, эта проблема усугубляется тем, что ребенок-шестилетка должен быть подготовлен к школе. Очень важно, чтобы степень подготовки детей, их стартовые возможности были одинаковыми. Для этого должны использоваться разнообразные формы подготовки к школе — не обязательно детские сады. Например, в Дергачевском районе проводится кратковременная подготовка пятилетних детей, которых родители приводят в школу в определенные дни недели, в выходные дни, в вечернее время.
Справка
В Харьковской области 2106 учреждений образования и науки (из них 607 дошкольных, 989 общеобразовательных, 120 внешкольных, 59 профессионально-технических, 90 вузов всех уровней аккредитации, 241 научное учреждение). В учреждениях образования обучается 778165 человек, работает — 136103. Из 90 высших учебных заведений всех уровней аккредитации и форм собственности, которые объединяет Харьковский вузовский центр, 47 — это вузы I-II уровней аккредитации, 15 — частные вузы, 28 — III-IV уровней аккредитации. 13 из них имеют статус национального высшего учебного заведения, в том числе два вуза — Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина и Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого — статус автономного.
В прошлом году были созданы новые учебные заведения — Академия гражданской защиты Украины, Лозовское училище культуры и искусств, Харьковский университет Воздушных Сил. Общее количество студентов вузов Харьковщины составляет 279 тыс. чел., — это 11% общего числа студентов Украины. Харьковская область имеет высший индекс развития образования: 975 студентов на 10 тыс. населения. Он превышает средний показатель по Украине на 44%. В 2004 году на первый курс государственных вузов на дневную форму обучения принято 37539 студентов (в 2003 году — 35418 студентов). В вузах области обучается около 7 тыс. иностранных студентов из 90 стран мира, что составляет около 30% общего числа иностранных студентов в Украине.
Личное дело
Белова Людмила Александровна, начальник Главного управления образования и науки Харьковской облгосадминистрации. Начала трудовую деятельность с 1973 года в Харьковском автодорожном институте, с 1990 по 1995 год — в должности проректора вуза. С 1995 по 1996 год — проректор Харьковского гуманитарного института «Народная украинская академия». С апреля 1996 года работала в управлении образования Харьковской облгосадминистрации. С апреля 2002 года — начальник ГУ образования и науки облгосадминистрации. Людмила Белова — кандидат технических наук, профессор. Ведет активную научную работу. В 2002 году ей присвоено звание «Заслуженный работник образования Украины». Награждена орденом Княгини Ольги III степени.