Гость «Прямой телефонной линии» — начальник отдела по делам религий ХОГА Виктор Левчук. Наш гость -- человек, который посещает все церкви Харьковщины, лично знаком со всеми руководителями религиозных общин, знает о религии практически все.

Он рассказал, что на Слобожанщине верующими себя считают около 1,5 млн. человек - почти половина населения. Часть из них дозвонилась на «Прямую телефонную линию» и задавала Виктору Георгиевичу каверзные и даже «иезуитские» вопросы.

— Здравствуйте, Виктор Георгиевич. Вас беспокоит житель Павлова поля Федор Денисович. Сейчас много говорят о необходимости создания в Украине Поместной Православной Церкви. В чем суть этой проблемы, какие течения православной церкви существуют в Харьковской области?


— В украинском православии в 1992 году произошел раскол. Поэтому сейчас существует Украинская Православная Церковь Московского патриархата (основная православная конфессия с более чем 10 тысячами религиозных организаций), Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, которая возникла в 1992 году (насчитывает 3,5 тысячи организаций) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (более тысячи религиозных организаций). Украина с момента получения независимости и становления как государства должна была поставить задачу создания Поместной Церкви, потому что православные Украины в мировом православии представляют достаточно большую группу верующих. Поэтому мы имеем все формальные основания для появления в нашей стране Поместной Церкви.

— Но ведь существует раскол.

— Действительно, причем раскол в православии связан с политическим интересом некоторых руководителей религиозных организаций, исповедующих определенные канонические принципы. Эта проблема достаточно серьезна, ею озабочен Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко. Ну а задача местных органов власти — создать такие условия, чтобы к этой проблеме относились достаточно серьезно и толерантно. Должны существовать такие механизмы, которые обеспечивали бы поддержание нормальных контактов между представителями всех православных конфессий, устраняли какие-либо межконфессиональные противостояния, в том числе между представителями православных церквей. Нужно формировать такую идеологическую среду, в рамках которой создание Поместной Церкви прошло бы максимально безболезненно для верующих, священства и общества. Кстати, за последние годы ни одного случая противостояния у нас зафиксировано не было.

— А сколько потребуется времени для создания Поместной Церкви?

— Времени может пройти достаточно много, потому что православие в Украине раскололи очень быстро, а вот преодолеть противостояние, противоречия — этот процесс, как показывает практика, может проходить и пять, и десять лет. То есть это достаточно длительный процесс.

— Виктор Георгиевич, у нас на работе в коллективе возник спор: к какой вере относится наш президент? Одни говорят, что он католик, другие — православный.

— Вообще-то, вопрос веры, согласно Конституции — личное дело каждого человека.

— Ну а все-таки?

— Наверное, этот вопрос должен быть адресован самому Президенту. Я могу просто говорить о фактах. Во время визита в Харьков Президент страны Виктор Ющенко посетил Благовещенский собор, ставил свечи как человек верующий, православный. Возможно, он приверженец канонической православной церкви; с другой стороны, когда умерла его мама, то первое ее отпевание проходило во Владимирском соборе. И проводил его патриарх Филарет, отлученный православными церквами и преданный анафеме за действия по расколу православия.

— Меня зовут Татьяна. Скажите, почему некоторые верующие активно отказываются от идентификационных кодов? Неужели код — это грех?

— В Апокалипсисе есть предостережение: если наши имена будут заменены цифрами, то это означает приближение Страшного Суда. Этот момент в Библии некоторыми верующими, в основном православной церкви, трактуется как основание для отказа от идентификационного кода. Поэтому, я думаю, абсолютно правильно в прошлом году было принято решение, которое позволило упорядочить процесс оформления заявителей-отказников. С одной стороны, государству будет сложнее, с другой — надо считаться с тем уровнем сознания, в том числе духовного, который существует в обществе. Кстати, эта волна отказов в среде православных исходила не централизованно от руководства церкви, а «снизу», по инициативе верующих, ссылающихся на авторитет старцев. У нас решение Синода принималось достаточно аккуратно. А Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вообще призвал верующих принять идентификационные коды.

— А много было отказавшихся?

— За последние два года обращений к нам по этому поводу было очень много. В 2004 году процедура была упрощена и в принципе вопрос был снят. За последние полгода не было ни одного обращения.

— Это Александр Денисенко из общества возрождения украинской нации. Почему Украинская Автокефальная Православная Церковь имеет в Харькове только два сооружения, УПЦ Киевского патриархата — ни одной. Успенский собор передали УПЦ Московского патриархата, который и так получил почти все культовые сооружения в Харькове и области? Почему власть содействует главным образом только УПЦ Московского патриархата?

— Да, вы правы, Украинская Автокефальная Православная Церковь получила два культовых сооружения (храмы Свято-Дмитриевский и Иоанна-Богословский). Кстати, оба храма в дореволюционном Харькове были одними из самых крупных. Сейчас появилась надежда, что Иоанна-Богословский храм в ходе восстановления действительно превратится в одну из архитектурных жемчужин Слобожанщины. Почему распределение сложилось так? Вы хорошо знаете, что храмы государство передавало церкви с 1989 года (а некоторые и раньше) и до 1991 года. Поэтому после возникновения УПЦ Киевского патриархата все городские храмы были, так скажем, уже «распределены» по общинам. Что касается вопроса по Успенскому собору.

К сожалению, в отношениях с Киевским патриархатом сложилась неоднозначная ситуация. Я неоднократно беседовал в Киеве с представителями патриархата, они согласились с нами, что городские или областные власти не виноваты в том, что общины Киевского патриархата не «состоялись», не прижились у нас. Извините, передавать храмы церкви абстрактной, виртуальной, которая не представлена в регионе, достаточно сложно. Увы, Харькову не повезло с руководителями епархий Киевского патриархата. Они все достаточно одиозны, их деятельность не приводила к укреплению общин, а значит, не создавала предпосылок, чтобы власть действительно серьезно относилась к передаче этой общине верующих того или иного храма.

— Меня зовут Сергей Зайцев. Уважаемый Виктор Георгиевич, скажите, а будут ли существовать на местах подразделения недавно упраздненного государственного комитета по делам религий?

— Думаю, такие подразделения должны существовать. Учитывая, что религиозная сфера в Украине продолжает формироваться, соответственно, требуются органы, осуществляющие проведение государственной политики по отношению к церкви. Верующие в Украине должны пользоваться правами, задекларированными 35-й статьей Конституции. Если такого государственного органа на местах не будет, могут возникнуть серьезные проблемы. Например, связанные с возвратом религиозной собственности, культовых сооружений, регистрацией Уставов религиозных организаций, мониторингом межконфессиональных противоречий, которые необходимо решать индивидуально в каждом конкретном случае. Необходимо содействовать религиозным организациям в решении вопросов как гуманитарных, так и «бытовых», например связанных с выделением земельных участков и строительством.

— Так будет ли это подразделение существовать в Харьковской области?

— Решение принимает руководство области — я думаю, что да. Тем более что после упразднения госкомитета по делам религий сейчас в рамках министерства юстиции создается новая структура — государственный департамент по делам религий, с сохранением функций, которые выполнял комитет.

— Виктор Георгиевич, можете рассчитывать на православных верующих, мы готовы вас поддержать.

— Спасибо.

— Меня зовут Игорь. Я предприниматель. Часто на улице ко мне подходят молодые люди в белых рубашках с черными англоязычными бейджиками. Они ходят с книжками, пытаются проводить агитацию. Насколько законно они действуют?

— Это миссионеры Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней, — мормоны. Церковь возникла в США в XVIII-XIX веках, объявила себя всемирной, поэтому направляет миссионеров во многие страны. В Украине они зарегистрировали свой устав и поэтому действуют легально, на законных основаниях. Право граждан — слушать или не слушать. Но мормоны достаточно воспитанны и корректны. Претензий к ним нет. У них есть миссии в Донецке, Киеве, религиозные организации созданы по всей Украине, фактически во всех областях. Кстати, в Харькове — не последняя по численности религиозная организация. Мормоны — это студенты, в основном Университета Юта (штат Юта, США). После первого года обучения они направляются в миссии на два года. Затем, имея соответствующие характеристики, они получают право бесплатно завершить образование. У них жесткие нравственные и моральные принципы. «Наши» украинские мормоны рассказывают, что это совершенно другая жизнь — без алкоголя, табака, великолепные отношения и требования к семье, плюс образовательная двухчасовая программа каждое воскресенье: кружки, английский, компьютер.

— Виктор Георгиевич, у нас церковь отделена от государства. Почему официальные лица участвуют в закладке первого камня, финансируют церкви?
Почему бюджетные деньги уходит на строительство храмов, причем только православных?


— За Харьковскую область ручаюсь и отвечаю головой: ни одной гривны бюджетных денег на строительство храмов не выделяется. Кроме случаев, когда специальным постановлением — на восстановление какого-либо исторического и архитектурного памятника. Но это, увы, незначительные средства. На новые здания — ни одной гривны из бюджетных средств. Только внебюджетные средства, жертвования и средства самих общин. А то, что власти принимают участие в церемониях, — наверное, потому, что реально понимают: в современной Украине в ситуации, когда у нас нет идеологии как таковой, надо найти то, что объединяло бы всех. Религия выполняет в данном случае роль палочки-выручалочки в идеологической сфере, которая призвана прежде всего обеспечить соблюдение моральных норм. Власть обязана строить отношения с церковью. По поводу отделения: не может церковь существовать независимо от общества, не может общество отделить от себя церковь, не может государство жить отдельно от церкви: верующие — те же граждане, избиратели. Отделение означает лишь то, что церковь не имеет права заниматься политической деятельностью и лезть в политические процессы, а государство не имеет права заниматься внутренними делами церкви.

Цифры и факты

В Харьковской области в рамках 53 конфессий, церквей и религиозных направлений действует около 700 религиозных организаций. В их состав входят: 7 монастырей, 7 духовных учебных заведений, 667 религиозных организаций, 9 духовных управлений (Украинской Православной Церкви, УПЦ Киевского патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской, объединение хасидов ХаБаД Любавич иудейских религиозных громад и организаций Харьковского региона, Украинской Христианской Евангельской церкви, Римско-Католической церкви, Объединенной церкви христиан веры евангельской). Доминирует Харьковская епархия УПЦ (255 громад против 9 реально действующих в УАПЦ и 3 — УПЦ-КП).

Более 70 % религиозных организаций находятся в области, из них полностью покрывает сеть сельских районов Харьковская епархия УПЦ. Особый рост количества религиозных организаций отмечался в 2001 г. В прошлом году наиболее динамично развивались структуры УПЦ, ХВЕ и ЕХБ. На Харьковщине верующими себя считают около 1,5 млн. чел. (почти половина населения), из них 30 % — молодежь. В области действует 419 воскресных школ для детей и взрослых. Религиозные организации используют 160 культовых зданий. В регионе с 1992 по 2004 гг. введено в эксплуатацию 68 культовых и церковных сооружений (из них УПЦ — 43, ЕХБ — 10, Свидетелей Иеговы — 8). В 2004 г. наиболее активно вели строительство Харьковская епархия УПЦ (строится 30, освящено 5), Свидетели Иеговы (3). В этом году планируется ввести в строй еще 10 культовых сооружений (из них 4 — УПЦ). В 22 религиозных организациях области работают иностранные миссионеры.

Личное дело

Левчук Виктор Георгиевич, начальник отдела по делам религий Харьковской облгосадминистрации с июня 1999 года, член коллегии Госкомрелигий Украины с 2000 года.
Родился в 1946 году в Челябинске. С 1952 года проживает в Харькове. Окончил СШ № 30. В 1973 году окончил Харьковский госуниверситет (экономический факультет), затем аспирантуру на кафедре философии. Работал старшим преподавателем в ХГУ. С 1979 года — кандидат философских наук, с 1983 года — доцент. С 1982 по 1993 г. заведовал кафедрой философии, истории религии и атеизма Харьковского мединститута. За время педагогической, научной и общественной деятельности опубликовал более 200 научных и публицистических статей и книг. С 1988 по 1991 год принимал участие в разработке программы Академии наук СССР «Гражданское общество — механизмы формирования». С 1991 года активно участвовал в формировании структур гражданского общества в Украине.

Являлся разработчиком и одним из организаторов ряда общественных и политических организаций в Украине. Являлся инициатором и организатором проведения в Харькове первых встреч промышленников и предпринимателей Украины и России в 1992-1993 гг. С 1993 по 1999 год работал вице-президентом концерна «Эпос», заместителем председателя правления Харьковского Земельного банка. В 1999 году перешел на государственную службу, избран по конкурсу на должность начальника отдела по делам религий ХОГА. В 2000 году постановлением Кабмина Украины утвержден членом коллегии Государственного комитета по делам религий Украины.