Жизнь военных непредсказуема: никто не может предугадать, куда завтра «позовет труба» и где окажется человек в погонах. Так случилось и с предполагаемым гостем «Прямой телефонной линии». Увы, в самый последний момент выяснилось, что начальник Харьковского гарнизона, начальник университета воздушных сил генерал-майор Владимир Медведев не сможет посетить редакцию. Поэтому на вопросы читателей отвечал его заместитель -- полковник Валерий Афанасенко.

— Здравствуйте, это генерал Медведев?
— Нет, это его заместитель, полковник Афанасенко Валерий Сергеевич. Генерал Медведев сейчас находится на служебном совещании в Киеве, поэтому, к сожалению, не смог прийти. Я готов ответить на ваш вопрос.
— Валерий Сергеевич, меня зовут Дмитрий. Я слышал, что Харьковский институт танковых войск будет ликвидирован к 2007 году. Это правда?
— Да, есть такие планы, что вместо этого института будет факультет, поскольку в таком количестве специалистов данного профиля армия сейчас не нуждается. В Украине, по-моему, пять вузов готовят специалистов сухопутного профиля. Поэтому принято решение подготовку таких специалистов проводить только в одном, львовском военном институте. Все остальные подлежат сокращению, а Харьковский институт танковых войск планируется реорганизовать в факультет.
— А что будет с преподавательским составом?
— Часть будет переведена на этот факультет, остальные — уволены; они перейдут на работу в гражданские вузы. У нас высококвалифицированные преподаватели, которые, как правило, востребованы и находят себе работу.
— Означает ли ликвидация института танковых войск упразднение отрасли, которая очень хорошо в свое время поддерживала завод Малышева?
— Действительно, в свое время существование института танковых войск именно в Харькове было очень продуманно. Здесь была научная, производственная и учебная база, а также полигоны. Все было сделано грамотно и практично. Но к 2015 году Украине такого количества танкистов-специалистов по нашему оборонному стратегическому бюллетеню не нужно. В связи с этим проблемы у завода Малышева, может, и возникают. Но дело в том, что и ранее, за последние 14-15 лет, количество танков, которые закупило Министерство обороны Украины у завода Малышева, исчисляется единицами. Я думаю, что завод найдет себе рынки сбыта, потому что технику он выпускает действительно очень высокого качества.
— Это мама умершего капитана Егорова Дмитрия Юрьевича. Скажите, пожалуйста, когда будут давать квартиры семьям военнослужащих?
— Вам лично я могу сказать, что завтра состоится заседание жилищной комиссии, на которой будет рассматриваться вопрос о выделении вашей семье квартиры.
— Спасибо. А куда нужно перезвонить, чтобы узнать точно?
— Запишите телефон: 705-20-05.
— Вам звонит майор Поляков. Позвольте вопрос, касающийся жилищной проблемы. Не секрет, что есть случаи, когда военнослужащий, который однажды уже получил квартиру, позднее фиктивно разводится с женой и получает жилье во второй раз. Какую позицию в таких ситуациях занимает комиссия гарнизона?
— Действительно, когда-то такие случаи были, но они не шли вразрез с существовавшим тогда законодательством. Если офицер был разведен, пять лет был без жилья, то имел право стать на квартирный учет и получить вторую квартиру. Сейчас руководство Минобороны против того, чтобы такие случаи повторялись. Поэтому, если офицер когда-то получил квартиру, оставил ее жене и сейчас стоит в квартирной очереди, то он должен быть снят с квартирного учета. Он один раз получил от министерства обороны квартиру и второй раз не имеет на это права. Может купить ее только за свой счет.
Квартирный вопрос сейчас — самый больной не только в Харьковском гарнизоне, но и по Украине вообще. В министерстве обороны сейчас на квартирном учете состоит
47 тысяч бесквартирных военнослужащих. Только у нас в Харьковском гарнизоне — 2850 военнослужащих и членов их семей. Сейчас мы собираемся заселять два новых дома по ул. Свинаренко на Баварии, где-то около 380 квартир. Эти квартиры получат военнослужащие, которые стали на квартирный учет в 1990-1993 годах. Обращений очень много, проблема очень острая. Командование гарнизона пытается ее решить, хотя все упирается в ограниченные средства. В этом году военнослужащие гарнизона и члены их семей получат около 500 квартир.
— А могут нам в этом вопросе помочь городские власти?
— Дело в том, что жилье выделяется следующим образом: в бюджете Минобороны Украины есть статья «выделение средств на капитальное строительство жилья для военнослужащих». Эта цифра делится соответственно на количество гарнизонов, потом закупается жилье. Сейчас нет военно-строительных частей, которые раньше строили дома специально для военнослужащих. Сейчас дома строят обычные строительные фирмы. Министерство обороны покупает жилье и передает его для распределения военнослужащим. Это первая, основная статья получения жилья. Второе — квартиры, которые покупают за счет средств от реализации имущества, а также недвижимости, военных городков, которое в настоящее время не представляет интереса для министерства обороны. Третья статья — продажа излишней техники и вооружения. Вот три источника поступления средств для закупки квартир. Есть еще один источник, — программа кредитования военнослужащих. Но поскольку процент за получение кредита сейчас очень высок и непонятно, кто его будет выплачивать, практическим программа не реализуется.
— Меня зовут Надежда Федоровна. Я слышала, что военный госпиталь будут расформировывать. А что тогда будет с медицинским персоналом, больными военнослужащими, военными пенсионерами, которые там проходят лечение?
— По моим данным, такого решения никто пока еще не принимал. Просто в ходе реформирования вооруженных сил действительно будет проводиться сокращение количества военных госпиталей. Но руководство Харьковского гарнизона высказало свое мнение о том, что госпиталь обслуживает не только огромный гарнизон, но и другие города, другие области. Поэтому госпиталь в Харькове, безусловно, нужен и должен сохраниться. Там очень неплохой коллектив, много высококвалифицированных врачей. На днях назначен новый начальник госпиталя, полковник Виктор Трофимович Полищук, человек опытный, прибыл из Хмельницкой области и намерен совершенствовать оказание медицинской помощи военнослужащим и тем, кто уволился в запас. Я думаю, что у этого госпиталя есть перспективы.
— Меня зовут Сергей Владимирович, я бывший военнослужащий. Когда-то проходил службу в Харьковском училище летчиков. Там был создан уникальный музей авиации и космонавтики. Затем с перебазированием летного факультета из Рогани на Холодную гору он бесследно исчез. Где он сейчас находится и в каком состоянии?
— Сергей Владимирович, вы, наверное, знаете, что сейчас создан новый вуз — Харьковский университет воздушных сил. Он объединил несколько вузов. К сожалению, получилось так, что музей, о котором вы говорите, был передислоцирован из Рогани на улицу Володарского, но экспонаты так и остались складированными в отдельном помещении, экспозиция не была развернута. В бывшем здании военного университета на площади Свободы, 6 до сих пор открыт музей военного университета — один из лучших в министерстве обороны. Сейчас, когда объединились два вуза — военный университет и институт летчиков, здание на площади Свободы передано Харьковскому национальному университету им. В. Н. Каразина. Поскольку музей военного университета остался там (а это уникальная экспозиция, достояние не только военного гарнизона, но и жителей города), у нас достигнута договоренность с ректором ХНУ Вилем Бакировым: оставить музей там навсегда. В этом году, 12 ноября, мы готовимся отметить 75 лет существования университета воздушных сил. К этой дате запланировано открытие дополнительной экспозиции, составленной из коллекции музея авиации и космонавтики. То есть располагаться музей летчиков будет там же, на площади Свободы, 6. Вы можете посетить его, Сергей Владимирович, на наше 75-летие, мы вас приглашаем. Сейчас в музей военного университета постоянно поступают заявки от школьников, он работает бесплатно. Можно позвонить и договориться об экскурсии по телефону 705-01-07.
— Меня зовут Денис. Сейчас в вооруженных силах Украины идет большое сокращение. Каким образом это отразится на обороноспособности? Получается, что армия нам совсем не нужна?
— Вы знаете, армия — это атрибут любого государства. Если нет армии, то практически нет и государства. Поэтому так вопрос не ставится. Наоборот, все реформы, которые проводятся в государстве, направлены на то, чтобы армия была хорошо вооружена, была мобильной, профессиональной, могла защищать интересы государства и народа. Армия в таком количестве, какое осталось от бывшего Советского Союза — около 800 тысяч военнослужащих, — нам не нужна, она слишком громоздкая. Сейчас в Украине около 300 тысяч военнослужащих. Существует программа реформирования и развития вооруженных сил, рассчитанная до 2015 года. В соответствии с ней предусмотрено сокращение армии до 100 тысяч (75 тысяч военнослужащих и 25 тысяч гражданского персонала). Эти цифры соответствуют армиям европейских стран. Программа рассчитана на два этапа. Первый — 2004-2009 год, второй этап — 2010-2015 год. Планируется, что к 2009 году армия полностью станет профессиональной. То есть призывать не будут. Сейчас, кстати, очень много шагов сделано для того, чтобы срок службы в армии сократить. В настоящее время он составляет 12 месяцев. А для тех, кто имеет высшее образование, — девять месяцев. В связи с этим призыв будет проводиться немного раньше. Если обычно мы начинали его в октябре, то в этом году призыв начнется в сентябре. Говорить о том, что сокращение армии снизит ее боеготовность, я бы не хотел. Наоборот, этот процесс позволит создать современную армию. Что касается сокращения военнослужащих, да, оно действительно есть, и это достаточно сложная проблема. Но сейчас приняты документы, которые гарантируют при сокращении военнослужащему, имеющему право на пенсию, определенные социальные гарантии, выходное пособие и пенсию.
— Меня зовут Василий Андреевич. Скажите, когда фактически произойдет «выравнивание» пенсий военнослужащих?
— Да, Василий Андреевич, это очень болезненная проблема. Она существует до сих пор. И это действительно несправедливо по отношению к тем военнослужащим, кто раньше ушел на пенсию. Потому что получались такие казусы, когда командующий округом, генерал-полковник Советской Армии, вышедший на пенсию, например, в 80-х годах, получал пенсию меньше, чем прапорщик, который уволился в 2004 году. Естественно, это беспокоило, прежде всего, тех военнослужащих, которые уволились ранее. Но и «молодые» пенсионеры, которые увольнялись позже, чувствовали себя в каком-то смысле неудобно. Они же понимали, что их старшие товарищи, которые когда-то служили в той же должности, выполняли ту же работу, при увольнении получили пенсию в пять раз меньше. Это было абсолютно неправильно. В прошлом году внесены все изменения в закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих», сейчас постепенно происходит так называемое «выравнивание» пенсий. В этом году «старые» военные пенсионеры получают 50% от той пенсии, которую получают нынешние «молодые» пенсионеры, ведутся перерасчеты. А с 1 января 2006 года все пенсионеры — и «старые» и «молодые» — будут получать пенсию одинаково, естественно, в соответствии с выслугой лет, занимаемой должностью, званием и так далее.
— Меня зовут Юрий. Я студент второго курса харьковского вуза. Слышал, что в России отменили военные кафедры и всех отправляют в армию. Не собираются ли делать что-то подобное у нас в Украине? Иначе мы все «полетим» в армию.
— Я думаю, Юрий, бояться не надо. Армия — это нужный инструмент для государства. Если вы там послужите, от этого только польза будет и вам, и государству. Но если вы учитесь в вузе, у нас эта система военных кафедр не ликвидируется. Да, сейчас реформируются вооруженные силы, некоторые конкретные кафедры будут ликвидированы. Но это не значит, что система военной подготовки по программе офицеров запаса сворачивается. Вы можете прийти в университет воздушных сил, там есть подготовка по контракту, начинается с третьего курса. Вы там можете обучаться. У нас в танковом институте существует такая же подготовка. То есть, несмотря на то, что кафедры будут сокращаться, возможность обучаться у вас останется, но только по контракту. Если раньше у нас подготовка офицеров запаса проводилась частично по бюджету, то с этого года — только по контракту.

Цитата

«Квартирный вопрос сейчас — самый больной не только в Харьковском гарнизоне, но и по Украине вообще».

«Планируется, что к 2009 году армия полностью станет профессиональной. То есть призывать не будут».