При горисполкоме создан специальный орган — комитет доступности. Он призван решить проблемы передвижения по городу людей с ограниченными возможностями.

Аналогичные комитеты доступности должны действовать и при районных советах.
Местные власти наконец-то взялись сделать город приспособленным не только для состоятельных граждан. Сейчас если у тебя нет машины или собственного шофера — Харьков сразу как будто вырастает в несколько раз. А если ты еще и лишен возможности передвигаться на своих двоих — то вовсе становится недоступен. 

— Сейчас Харьков — архитектурно неприветливый для людей, передвигающихся на инвалидных креслах, — говорит представитель Национального комитета спорта инвалидов Украины по Харьковской области, сам колясочник, Андрей Дрозденко. — Нет специальных пандусов. А те, что есть — сделаны с нарушением технических норм. На них на инвалидной коляске даже здоровый человек не заедет — перевернется. 

Металлические сходы в метро тоже, как оказалось, не для инвалидов: ширина полозьев — не для коляски. Да еще сконструированы они под таким углом, что сопровождающему сложно удержать коляску, особенно когда мокро и скользко. Попасть с одной линии метрополитена на другую уже в «подземке» не менее проблематично — приходится просить четырех человек, чтобы перенесли по переходу на руках. Андрей говорит, что в Киеве такой проблемы не существует. 

— Там, как только приезжаешь на станцию, дежурная нажимает кнопку, появляются два человека из специальной службы и везут инвалида на нужную станцию. 

В конце апреля эти трудности, похоже, стали очевидны и для городского головы. Начальник управления труда и социальной защиты населения департамента охраны здоровья и социальных вопросов Харьковского городского совета Светлана Горбунова-Рубан рассказала корреспонденту «Вечернего Харькова» о последних указаниях мэра. 

— Не покупать городской транспорт, не приспособленный к перевозке людей на инвалидных колясках; 

— при ремонте и проектировании дорог предусмотреть съезды, пандусы, переходы, адаптированные для людей с ограниченными физическими возможностями; 

— не принимать новых объектов, если здания и учреждения не адаптированы к потребностям этих людей; 

— КП «Жилкомсервис» — при проведении ремонта подъездов обязательно учитывать потребности колясочников и адаптировать для них ступеньки. 

— Хорошо, если так будет, — одобрил Андрей Дрозденко. — Я попытался как-то добиться, чтобы мой подъезд оборудовали специальными металлическими сходами. Мое письмо из горисполкома отправили в райисполком Московского района, потом — в «Жилкомсервис». А оттуда мне ответили, что обустройство пандуса входит в дополнительные услуги. Предложили собрать жителей подъезда и заручиться их поддержкой, и если они не против, эту услугу включат в стоимость их квартплаты… Посмотрим, как будет теперь.

Проблема
Львов снабжает Харьков колясками 
Только в городе их почему-то совсем не видно 

Комитеты доступности появились, вот только их подопечным не все пока доступно. Без внимания местных властей по-прежнему остается обеспечение нуждающихся инвалидными колясками. По словам представителя национального комитета спорта инвалидов Украины по Харьковской области Андрея Дрозденко, завод-поставщик этих конструкций определяется на основе тендера, и последние два года его выигрывает львовский завод. 

— Я не знаю никого, кто был бы доволен их коляской, — уверяет Андрей. — Она быстро выходит из строя и очень неудобна. Но приходится мучаться несколько лет, ведь комнатную коляску выдают раз в четыре года, а дорожную — раз в три года.
Кроме того, трудно попасть в санаторий, говорит Андрей. Вместо ежегодной бесплатной путевки инвалиды-«спиналь­ники» получают их в лучшем случае раз в два-три года. 

— По статистике в Харькове проживают около 1000 колясочников, — говорит представитель национального комитета спорта инвалидов. — А вы видите их в городе? Они из дому не могут выехать, как в заключении находятся. 

— Минтруда и соцполитики проводит тендер и закупает коляски централизованно на всю Украину. Мы же раздаем в собесах то, что нам дает министерство, — разводит руками начальник управления труда и социальной защиты населения департамента охраны здоровья и социальных вопросов Харьковского городского совета Светлана Горбунова-Рубан.