Гость «Прямой телефонной линии» — главный инженер КСП «Харьковгорлифт» Игорь Проуторов

— Здравствуйте, меня зовут Наталия Ивановна. Наш лифт работает, но на нем буквально нет живого места — все изуродованно, кнопки оплавлены. Планируете ли вы что-то делать, чтобы кабинки были более приспособлены к подобным зверствам пассажиров? 
— Здравствуйте, Наталия Ивановна! Мне хотелось бы, чтобы наши лифты с каждым годом были все красивее и выглядели более эстетично. Но приходится идти по другому пути — делать их тяжелыми, металлическими, антивандальными, чтобы они выдерживали даже удары молотком. Поставь любое оборудование — его все равно поломают, плафон выбьют, чтобы было страшно садиться в темноте, или жевательную резинку прилепят. Но ведь лифтовое оборудование — оно как младенец: его надо любить, оберегать, обращаться осторожно! 

Срок эксплуатации любого лифта — 25 лет. Согласно новым требованиям, лифты должны быть в противопожарном исполнении. А у нас большинство стенок кабин — из ДСП. Несознательные жители нашего города их успешно поджигают. Сейчас производятся новые кабины — цельнометаллические, которые покрываются порошковой краской и запекаются. По крайней мере, они выдерживают небольшие нагрузки и более долговечные. 

— Они уже где-то есть или еще в проекте? 
— В этом году планируется за счет средств городского бюджета заменить 10 лифтов, 65 — капитально отремонтировать и в 150 — обновить систему диспетчеризации. Это для города прогресс. А если бы нас еще дополнительно профинансировал госбюджет, мы бы продвинулись намного вперед. За счет государства мы в прошлом году заменили на новые 28 лифтов, в том числе: в поселке Жуковского — 10, в центральной части — 17, в Коминтерновском районе — 1. 

Помогите, не можем спуститься! 

— Меня зовут Раиса Ивановна, пенсионерка. Живу на улице Социалистической, 65, 3-й подъезд. У нас очень плохо работают лифты. Грузовой вообще давно стоит. Дошло до того, что однажды пришлось родственникам умершего тащить гроб с покойником с 16-го этажа вниз по лестнице, потому что рабочие отказались — лифт ведь не работает. А в пассажирской кабине то кнопки западают, то он останавливается не там, где надо. У нас в основном живут пенсионеры, много инвалидов, есть колясочники... 
— Раиса Ивановна, у вас сгорела станция управления. Ее ремонт включен в титульный список. Как только «Жилкомсервис» выделит деньги, мы восстановим грузопассажирский лифт сразу же. Я записал ваш вопрос. 

— Меня зовут Валентина Викторовна Семенова. У нас в доме № 9 по ул. Власенко, в 9-м подъезде, лифт не работает. Здесь живут практически одни старики. Нам отвечают, что нужно менять мотор. А когда он будет, неизвестно. Мы бы хотели узнать, когда? 

— Да, у вас 23 июня сгорел основной двигатель. Сейчас посмотрю график ремонта... Валентина Викторовна, на этой неделе лифт у вас работать будет. 

— Вот спасибо большое! 

— Меня зовут Нина Федоровна, я инвалид, хожу на костылях. У нас в первом подъезде дома, 23а по ул. Тимуровцев лифт ломается каждую неделю. Уже 4 месяца нет связи с диспетчером, застрял — некому вынуть. Аварийка никогда не приезжает вовремя, а только через сутки. 
— У вас правильные претензии к нашему предприятию. Но вы поймите, что в первую очередь мы выполняем аварийные вызовы, если в лифте застряли люди. А диспетчеризация не работает потому, что ее воруют. У нас с крыши срезают по 400 м кабеля еженедельно. Кстати, подобное происходит в Московском, Орджоникидзевском и Фрунзенском районах каждую неделю. 

— Меня зовут Андрей. Ходят слухи, что мастера просто переставляют работающие моторы лифтов с одного подъезда в другой. Получается, что они молодцы — здесь починили, а на самом деле от перемены мест слагаемых сумма неработающих лифтов не меняется. 
— Возможно, так было раньше. Но именно на нашем предприятии этого нет. За каждым электромехаником закреплено определенное количество лифтов. Он сам у себя воровать не будет. Идти на какой-то другой участок и снимать у своего товарища — нереально, машинные помещения все закрываются. Но вот сами жители иногда способствуют хищениям. Заходит посторонний человек в подъезд среди белого дня, взламывает фомкой замок машинного отделения и крадет тормозную катушку, в которой более 4 кг меди. А жильцы сидят около подъезда и как бы ни при чем. 

Очень много таких случаев в Ленинском, Октябрьском и Московском районах. Воров ловят. Я сам лично беседовал с задержанным в Ленинском районе 25-летним наркоманом, который жил в 16-этажке. Он постоянно сбивает замки, снимает тормозную катушку и сдает за сто гривен на металл. Я с ним беседую в милиции, а он отвечает: «Я молодой, пешком поднимусь. А что до жильцов — мне все равно. Главное, чтобы на дозу хватило». 

Сухие цифры

КСП «Харьковгорлифт» выполняет техобслуживание и ремонт лифтов, оборудования систем диспетчеризации и внутридомовых электросетей в жилых домах местных советов 9 районов Харькова. Дополнительно заключено 265 договоров с кооперативами и другими организациями. Всего на обслуживании находится 6522 лифта. По состоянию на 1 июля в простое находятся 226 лифтов, из них 165 требуют капремонта, 14 — замены, 39 — в текущем ремонте, 5 стоят из-за хищений и 3 — по причине залития.
С момента существования КСП «Харьковгорлифт» (с 1 января 2007 г.) из 65947000 полученных заявок от жителей города и службы «062» о неработающих лифтах и поломках в сетях электроснабжения жилых домов выполнены 65 794 000, восстановлено и введено в эксплуатацию 1622 лифта. На базе предприятия создан завод по ремонту и перемотке электродвигателей. Организована центральная диспетчерская служба по приему заявок на ремонт лифтов и сетей электроснабжения домов — 700-44-57.


Куда деть ребенка? 

— Меня зовут Евгения, я молодая мама. Знаю о несчастных случаях в лифтах, связанных с перевозкой колясок с детьми. Мне кажется, что где-то сами родители виноваты. Скажите, существуют ли какие-то правила посадки в лифт молодых мам с колясками? 
— Лифт — это вид транспорта повышенной опасности. Детям до семи лет вообще запрещено перемещаться без сопровождения взрослых. Бывают случаи, когда мамы толкают в лифт коляску с ребенком впереди себя — это неправильно. В правилах жестко не сказано, как вести себя с младенцем. Но я бы рекомендовал, зайдя в лифт, взять ребенка на руки. Если это грузопассажирский лифт, то если габариты позволяют, поставить рядом пустую коляску. Если лифт пассажирский, кто-то должен помочь опустить пустую коляску. Хочу еще напомнить, что запрещен перегруз лифта. В кабине, как правило, указывается грузоподъемность — 320 или 400 килограммов. То есть не более четырех пассажиров. В лифтах также запрещено курить, мусорить, портить лифтовое оборудование. 

Покатаемся в музее

— Меня зовут Сергей. Сегодня видел в Госпроме у лифта табличку, что он является исторической реликвией 1928 года. Сколько осталось в Харькове ретро-лифтов и какова их дальнейшая судьба? 

— Мы обслуживаем дома местных советов. Правда, с нами начали заключать договора на техническое обслуживание кооперативные дома, ОСМД и МЖК. У остальных есть или свои электромеханики, или их обслуживают частные предприятия. Лифты в Госпроме мы не обслуживаем. В домах коммунальной собственности в Ленинском районе остались один или два лифта 20–30-х годов. Их было больше, но в прошлом году мы поменяли. У руководства нашего предприятия есть идея создать музей. Мы уже начали потихоньку собирать по крупицам экспонаты: первые пульты, другое оборудование. Я не буду называть конкретную дату, но музей лифтов в Харькове будет обязательно. 

Личное дело
Игорь Иванович Проуторов родился 20 октября 1962 года в г. Узин Киевской области в семье военнослужащих. В 1977 г. вместе с родителями переехал на постоянное местожительство в Харьков. В 1980 г. окончил СШ № 72 в Харькове, в 1985-м — автотранспортный техникум. Во время учебы с 1982 по 1984 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1986 г. начал работать на заводе «Электротяжмаш» — мастером инструментального отдела. Продолжил учебу без отрыва от производства — в 1994 г. окончил УЗПИ Харькова (факультет подъемно-транспортных машин и оборудования). С 2003 по 2005 гг. — начальник алмазно-абразивного цеха Харьковского подшипникового завода. С 2005 по 2006 гг. руководил монтажом лифтов в качестве прораба ООО «Никас». Со 2 января 2007 года — главный инженер КСП «Харьковгорлифт». Сын Александр работает на этом же предприятии — электромехаником по ремонту лифтов.

Не только ругают, но и хвалят

На «Прямой телефонной линии» главному инженеру КСП «Харьковгорлифт» не только жаловались, но и благодарили. Виталий Науменко, житель Салтовки (ул. Блюхера, 62), рассказал, что три года лифты не ремонтировались, а теперь работают постоянно. Владимир из Октябрьского района (пер. Титаренковский, № 20) мучался, добираясь на свой 15-й этаж пешком. Он сообщил, что КСП «Харьковгорлифт» отреагировало на поломку и быстро устранило ее за 2–3 дня.
«Большое спасибо» услышал наш гость от Елены Васильевны, проживающей на ул. Чернышевского, 75. Она рассказала, что то же чувство благодарности к лифтерам испытывает ее мама, проживающая на ул. Лагерная, 106 в районе Залютино.