Не прошло и месяца, как редакцию «Вечерки» снова посетил один из самых популярных гостей — начальник ГУ жилищно-коммунального хозяйства Евгений Гриневич. В отличие от прошлой «Прямой линии» много говорить ему не пришлось. За него это сделали читатели «Вечерки». Они делились своими размышлениями, предложениями и возражениями, а порой выказывали откровенное раздражение и гнев по поводу введения в Харькове с 1 октября этого года новых тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий.

— Здравствуйте, Евгений Александрович. Меня зовут Жилина Наталия Ивановна, проживаю на Алексеевке — пр-т Победы,
75 б. У меня два вопроса. Первый — почему мы должны платить по новым тарифам, если в Киеве еще не завершился суд по иску харьковчанина Александра Ивахненко, который оспаривает решение властей о повышении тарифов? Ведь после того как Ивахненко подал иск, суд приостановил решение Харьковского горисполкома о повышении тарифов?!
— Здравствуйте, Наталия Ивановна. Во-первых, не только гражданин Ивахненко подал на нас в суд. Вчера, 23 ноября, в городском суде Киевского района города Харькова по аналогичному иску харьковчанки Каменюк Лары Анатольевны состоялось рассмотрение дела. Суд признал наши расчеты по тарифам соответствующими действующему законодательству. И гражданке Каменюк в удовлетворении исковых требований по порядку их формирования отказано полностью. Копии решения суда у нас пока нет — документ мы получим по истечении определенного законом времени. Теперь о суде в Киеве. Заседание Апелляционного суда по иску харьковчанина Ивахненко состоится второго декабря. Суд в Харькове по иску Каменюк показал, что мы нигде в расчетах не ошиблись. Методика, которой мы пользовались и которая предписана постановлением Кабмина Украины № 560 от 12 июля этого года, позволяет нам дифференцированно рассчитывать тарифы в домах разных категорий.
— Вот-вот, Евгений Александрович, уточните: почему в жилых домах разные расценки?
Например, в 16-этажках улучшенной планировки — 60 копеек за квадратный метр, в таком же доме у моей подружки в Рогани — 90 копеек, а у нас в обычной 9-этажке — 95 копеек. Откуда такие расценки и такая разница в суммах?

— У нас тарифы различаются даже по районам. Я уже не буду говорить, что существуют дома, где вообще нет никаких услуг и туалет дворовой. Там квартплата составляет всего 11 копеек за квадратный метр. А вообще есть порядок формирования услуг. Раньше квартплата по среднему тарифу для 16-этажек составляла 37 копеек, по новым тарифам — 97 копеек. Я лично живу в 16-этажке на Балакирева, оформил новый договор со своим ЖЭКом. Так вот из 26 пунктов услуг, указанных в договоре, я вычеркнул четыре пункта. Поэтому и вы, и ваша приятельница можете определить, за какие услуги вы будете платить, а за какие нет. Да, вы правы, что до вынесения судом решения мы не вправе требовать заключения договоров с харьковчанами по новым тарифам. Но мы считаем, что не нарушили законодательство при введении новых тарифов и просим вас платить с первого октября по новому тарифу. Тем более что суд не запретил нам это делать. Если суд примет решение в пользу Ивахненко, мы пересчитаем эти суммы.
— Меня зовут Валентин Макарович, проживаю в 134-м доме по пр-ту Тракторостроителей. Просмотрел список и расценки 26 услуг, которые нам предлагает подписать ЖЭК. Посчитал, и оказалось, что по второму пункту «уборка придомовых территорий» — 0,224 гривны за квадратный метр жилья — в конечном счете (если умножить на площадь нашего дома) составит более трех тысяч гривен в месяц. Что же получается: полторы тысячи — на зарплату дворнику? И сколько ему нужно купить совков и метелок, чтобы потратить остальные полторы тысячи? Куда вы собираетесь девать такие деньги — и это только за уборку территории?!
— Валентин Макарович, вы хотите узнать, куда будут потрачены деньги, полученные за квартплату? Поступившие средства будут использованы на выплату зарплаты работникам жилищного хозяйства, оплату налогов, приобретение материалов для ремонтных работ, оплату электроэнергии, работы лифтов, вывоз мусора и так далее. Многие харьковчане считают, что дворники и слесари будут получать большие зарплаты. Но я на примере покажу, что это не так. Согласно расчетам, при стопроцентной оплате в месяц за уборку придомовой территории жилищники должны получить около 4,2 миллиона гривен. При этом на зарплату дворникам будет использовано только 1,58 миллиона, то есть 37,6%. Остальные средства пойдут на налоги, начисления на заработную плату, приобретение инвентаря, накладные расходы. Зарплата же конкретного дворника, обслуживающего дом и убирающего один участок, будет составлять 332 гривны в месяц, плюс десять процентов за качественную уборку, то есть общая сумма 365 гривен. Естественно, при расширении зоны уборки зарплата дворника будет увеличена.
— Я — Кобзева Валентина Андреевна, проживаю на ул. Матюшенко, 7. На перекрестке улиц Шевченко и Матюшенко разрушены пешеходные дорожки, в том числе из-за заезда автотранспорта к магазинам и пункту шиномонтажа. Разбитый тротуар нельзя назвать тротуаром, невозможно идти по грязи, ямам. От выбоин из-под колес машин на пешеходов брызгают фонтаны грязи. Рядом — коммерческие структуры, которые зарабатывают деньги, занимают площадь, а порядок возле себя не наводят.
— Вопрос восстановления дорожек будет поручен Киевскому РИК, часть ремонтных работ будем предлагать выполнять за счет магазинов и пункта шиномонтажа. По ремонту остальных дорожек я подготовлю ходатайство депутату городского совета с просьбой включить их в план работ на 2006 г.
— Меня зовут Иван Александрович. Скажите, когда будут разработаны тарифы на услуги сантехника, электрика, сварщика? Сейчас происходит так: зашел сварщик в квартиру — плати десять гривен, обрезал «болгаркой» трубу вверху и внизу, сварил два шва — плати триста гривен. Почему эти деньги не идут прямо в ЖЭК? Почему в ЖЭКах не вывешены тарифы на такие услуги?
— Абсолютно правильный вопрос, Иван Александрович. В методике расчета 560 постановления Кабмина от 12 июля этого года в пункте 13 сказано: «Затраты на техническое обслуживание внутридомовых систем тепло-, водоснабжения, водоотведения (от внешней стены дома к внутренней стене квартиры) и ливневой канализации определяются в соответствии с заключенными договорами между собственником (балансосодержателем) дома или его уполномоченным лицом и организацией, которая осуществляет эксплуатацию внутридомовых систем. К этим затратам также включаются затраты на ликвидацию аварий на внутриквартирных сетях (от внешней стены квартиры до сантехоборудования). В расчет отдельно включаются затраты на промывание систем отопления и гидравлическое испытание трубопроводов в жилом доме. Перечень работ по техническому обслуживанию внутридомовых систем тепло-, водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации определяется центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства». С вами договор в ЖЭКе подписывали? Вот в договоре укажете все, что считаете нужным.
— Я считаю, что тарифы на услуги сантехников и электриков должны быть вывешены в каждом ЖЭКе, а для этого нужно, чтобы они были централизованно разработаны в соответствии с реальной обстановкой на рынке.
— Иван Александрович, я вам советую обратиться к вашему начальнику ЖЭКа. Скажете ему, что разговаривали со мной на «Прямой линии». Пусть он ответит на ваш вопрос. А потом перезвоните мне по телефону 731-51-69 и сообщите о результате разговора.
— Я — Федоров Виктор Федорович, ветеран войны, проживаю в Киевском районе по ул. Каразина, 4. В нашем доме в 12 квартирах до сих пор холодно со дня включения. Мы обратились к начальнику ЖЭКа № 3, он отказался нам помогать, потому что «это не мои функции». Написали письмо с подписями жильцов начальнику «Тепловых сетей» Киевского района — тоже безрезультатно. Мы замерзаем. Никто не приезжает и никто не принимает меры.
— Виктор Федорович, беру вопрос на контроль. Постараюсь решить его завтра с КЖЭП-3 Киевского района и районным филиалом КП «ХТС». Думаю, что можно договориться, чтобы на тепловом пункте вашего дома был увеличен диаметр конуса. Это позволит нормализовать подачу тепла в квартиры. Мы вам перезвоним и сообщим о результатах.
— И еще один вопрос. Я живу на пересечении улиц Каразина и Мироносицкой, недалеко от Петровского и Сумской. На всех четырех улицах нет магазина хлебобулочных изделий. Приходится 20 минут идти за хлебом в киоск к станции метро «Университет». Пять лет назад в этом районе ликвидировали хлебный магазин, зато пооткрывали пять ресторанов, кафе. Жителям негде покупать хлеб. Есть хорошее место, где можно поставить киоск — на углу Каразина и Мироносицкой, около ресторана.
— Виктор Федорович, этот вопрос не в моей компетенции, но я постараюсь вам помочь. Думаю, что вопрос организации торговой точки по продаже хлебобулочной продукции в местах пересечения улиц Мироносицкая, Каразина, Маяковского будет рассмотрен с руководителями предприятий, выпускающих и реализующих эту продукцию. Результаты Вам будут сообщены. Думаю, что вопрос будет решен положительно.
— Это Иван Петрович. Скажите, а как идут дела с заключением договоров ЖЭКов с населением? Появились ли какие-то изменения, новшества?
— Процесс заключения договоров идет нормально. Из 399 тысяч абонентов на сегодняшний день заключено 54 тыс. договоров.
Личное дело

Гриневич Евгений Александрович, заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета — начальник Главного управления жилищно-коммунального хозяйства с 15 мая 2002 г.
Родился 12 января 1947 г. в с. Батарея Березовского района Брестской области (Беларусь). В 1972 г. окончил Харьковский автодорожный институт. Кандидат технических наук. Почти 30 лет проработал в тресте «Харьковспецстрой» в должностях: мастера, прораба, и.о. начальника СМУ № 3. С 1981 г. — главный инженер, с 1990 г. — управляющий трестом «Харьковспецстрой». В 1998 г. возглавил управление строительства, ремонта и реконструкции города ГУ городского хозяйства Харьковского горсовета. С мая 2002 г. по настоящее время — заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов власти, начальник ГУ жилищно-коммунального хозяйства Харьковского горсовета. В 2002 г. избран депутатом Московского райсовета г. Харькова. Беспартийный. Женат, двое детей, двое внуков. Хобби — шахматы.

— Если такими темпами будет идти оформление, то к новому году вы успеете «охватить» всех харьковчан, как планировали?
— Людей сдерживает неопределенная ситуация, связанная с судебным иском Ивахненко. Если второго декабря суд состоится, то до нового года мы заключим если не сто, то 95% договоров. Все зависит от решения суда.
— А вы лично заключили договор?
— Конечно. Я даже принес на «Прямую линию» этот документ, заключенный между мною, владельцем квартиры, и ЖЭКом. Типовой договор не изменился. Он может трансформироваться по желанию жителей в законодательном поле как угодно. Вот я вычеркнул услуги, которых у нас нет: «очистка дворовых туалетов» и «уборка и вывоз снега». Корректировка (уменьшение, увеличение) услуг возможна. Может быть уменьшено количество оказываемых услуг, как, например отсутствие дымовентиляционных каналов, детских и хозяйственных площадок, уборки лестничных клеток. Это оговаривается приложением к договору.
— Это Грига Любовь Викторовна, проживаю на ул. Героев труда, 60 б. Наш дом раньше относился к строительному ведомству «Грани». Нас передали ЖЭУ-2. Но за неуплату электроэнергии «Харэнерго» отрезало свет в четырех подъездах десятиподъездного дома. Уже четыре года на лестничных площадках нет освещения. В квартирах свет есть. В ЖЭКе-180 нам сказали, что якобы надо переоформить договор и этот процесс будет проходить год. Но мы же платим за квартиру, а ходим в потемках. Как нам быть?
— Знаю хорошо эту «Грань», очень сожалею... Ваш дом был ведомственный, недавно передан в коммунальную собственность города. Вопрос ваш непростой, энергетики требуют возврата долгов, которые накопились у прежнего владельца «Граней» за прошлые годы. Это их право. Но я понимаю, что с «Граней» они никогда не получат деньги. Я постараюсь вам помочь. Будем реструктуризировать долг, договариваться с облэнерго. ЖЭК должен заключить договор с облэнерго. Мы вам перезвоним и сообщим о результате.
— Это Лариса. Евгений Александрович, мне как-то пришлось столкнуться с работой КПЖРЭП-1. Кроме вымогательства 50 гривен на «благотворительные нужды», я так и не поняла, чем они еще занимаются. Нужна ли такая структура? Не пора ли ее ликвидировать? Почему мы должны оплачивать услуги этой
непонятной организации?

— Она понятная, эта организация. Следующим этапом реформирования жилищно-коммунального хозяйства будет изменение схемы управления. КПЖРЭПы, действительно, себя изжили. Мы их будем трансформировать в райжилуправления. Останутся одни ЖЭКи (их уже осталось с КПЖРЭПами без права юридического лица процентов десять). Поэтому вопрос правильный. Нам сначала нужно решить вопрос с тарифами, стабилизировать ситуацию, а затем заниматься реорганизацией управленческой структуры.
— Значит, эти чиновники будут сокращены?
— Будут сокращены. Те объемы работ, которые они должны выполнять, будут переведены в райжилуправление. Допустим, нужно посчитать объем работ по текущему ремонту. Кто-то должен этим заниматься? Мастер ЖЭКа рассчитывает объемы работ по кровле, отдает их в райжилуправление, там сидит сметчик, обсчитывает объемы работ. От этой работы никуда не денешься, ее надо кому-то выполнять. Еще один вопрос: должна ли быть паспортистка в каждом ЖЭКе? Или будет работать одна — в райжилуправлении. Над этой проблемой мы сейчас работаем.
— Евгений Александрович, приведет ли такое упорядочение к снижению тарифов для населения?
— Нет. Это приведет к уменьшению затрат. Мы сократим порядка 255 человек в городе, а это — сокращение затрат, которое лежит сегодня на ЖЭКах. Однако снижения тарифов не произойдет. Методика не позволяет снижать их таким образом. Потому что просчитана каждая услуга и объем работ, который производят по каждой услуге. К тому же есть объемы работ, которые вообще невозможно уменьшить. Допустим, расчеты жилищников с организациями, которые обслуживают лифты, — они стабильные. Это расчеты за электроэнергию, диспетчеризацию (женщина сидит в диспетчерской и в случае остановки лифта знает, как его запустить). Поэтому тарифы все рассчитаны. И говорить о том, что их можно уменьшить, не стоит. Мы и так оставили рентабельность жилищных предприятий на уровне одного процента.
Цитата

Я недавно встречался с коллегой из Черкасс. Там в апреле повысили тарифы всего на 30%. Так вот сейчас они признаются, что сделали неправильно. Потому что таким образом поднять жилищное хозяйство на ноги не удается. У нас уже начался отток — десять ЖЭКов остались без начальников. Поэтому давайте вместе бороться с проблемой плохой работы наших ЖЭКов.